Открытый урок по предмету «Классический танец».


Муниципальное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №1
Чердаклинского района Ульяновской области
Открытый урок по предмету «Классический танец».
Тема урока:
«Работа над положением головы во время исполнения движений группы battement у станка».
Преподаватель высшей
квалификационной категории
отделения хореографии
Юденичева Валентина Петровна
2016 г
Содержание:
Паспорт открытого урока…………………………………………………3
Технологическая карта урока……………………………………………..4
Конспект урока…………………………………………………………….5
Дидактический материал…(приложения)………………………………11
Список используемых ресурсов………………………………………….31
Паспорт открытого урока
Тема урока: Работа над положением головы во время исполнения движений группы battement у станка.
Учебная дисциплина: классический танец.
Класс: 3 (1-ый год обучения).
Специальность: хореографическое отделение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: беседа и практическая работа.
Цели образования: научить детей правильной постановке головы во время выполнения движений группы battement.
Материально-техническое обеспечение урока для преподавателя – иллюстрации (приложение№1); для концертмейстера – нотный репертуар; для детей – форма для занятий.
Методы обучения: рассказ, показ движений, демонстрация иллюстративного материала.
Межпредметные связи: историко-бытовой танец, ритмика, народный танец.
Стандарт образования: по окончании занятия дети должны знать и уметь исполнять движения с работой головы battements (tendu, jete, fondu, frappe, releve lent, grand battements jete).
Ход урока: Разминка – 5 минут, объяснение и выполнение движений – 30минут, растяжка – 3минуты, заключительная часть – 2 минуты.
Технологическая карта урока.

п/п Этапы урока Дидактическая цель Метод обучения Методическое обеспечение Деятельность преподавателя Деятельность
обучающихся Хронометраж
1. Разминка Подготовка мышц к основным занятиям Практическая работа Музыкальное сопровождение Показ исправление ошибок Выполнение движений разминки 4-5 минут
2. Рассказ об изучаемом. Изучение основных движений. Познакомить с правильной постановкой головы во время выполнения движений группы battement у станка
Беседа, практическая работа Иллюстрации, музыкальное сопровождение Рассказ, показ основных движений танца Повторение движений 30-32 минуты
3. Растяжка Расслабление и растяжка мышц, релаксация Практическая работа Музыкальное сопровождение Объяснение Выполнение движений растяжки 2-3 минуты
4. Заключительная часть Проверка освоения материала
Поклон, выход из класса Опрос Музыкальное сопровождение Опрос Ответы на вопросы 1-2 минуты
Конспект урока.
Разминка. (приложение №1)
Вход в класс, поклон.
Шаги (выполняем по кругу): а) простые; б) на полупальцах; в) на пятках.
Галоп выполняем по кругу (по 8раз).
Releve на полупальцы (лицом к станку).
Demi et grand plies (делаем лицом к станку, на данном уроке движение выполняется, как разминочное).
Исходное положение: лицом к станку, ноги в I позиции. Музыкальный размер ¾, 32 (64) такта, вступление 2 такта: руки из подготовительного положения поднимаются и опускаются на станок.
1-8 такты: 2 demi plies по I позиции;
9-12 такты: 1 grand plies по I позиции;
13-16 такты: battement tendu правой ногой в сторону, встать во II позицию;
17-24такты 2 demi plies II позиции;
25-28 такты: grand plies по II позиции;
29-32 такт: вернуться на левую ногу, правую закрыть вперёд в пятую позицию;
1-8 такты: 2 demi plies по V позиции;
9-12 такты: 1 grand plies по V позиции;
13-16 такты: battement tendu правой ногой в сторону, закрыть назад в V позицию, левая нога остаётся впереди;
17-24такты 2 demi plies по V позиции (с левой ноги)
25-28 такты: grand plies по V позиции (с левой ноги)
29-32 такт: правая нога открывается в сторону и закрывается в I позицию.
Основная часть урока.
Педагог: Мы с вами уже проучили все движения из пятой позиции лицом к станку. Сейчас мы будем выполнять движения взявшись одной рукой за станок. С положением корпуса вы так же знакомы. Сегодня нам предстоит выучить и закрепить положение головы во время исполнения движений группы battement у станка. Я вам напомню, что означает батман. Батма́н (фр. battement — взмах, удар) — движение классического танца, представляющее из себя отведение, приведение или сгибание одной, работающей ноги стоя на всей стопе, позднее (в старших классах) полупальцах другой, опорной — вытянутой или согнутой в колене, а также с одновременным выполнением приседания, подъёма на полупальцы, либо опускания на всю стопу. Батман — общее наименование для всей группы движений. Все эти движения — необходимый элемент для совершенствования техники классического танца: с помощью батманов отрабатывается умение правильно отводить ногу и приводить её обратно в позицию, сгибать и разгибать её, вытягивать и поднимать на любую высоту в каком-либо направлении и с любой скоростью. Регулярное выполнение движений этой группы способствует выработке выворотности, устойчивости, мышечной силы, умения управлять своими мышцами. Батманы являются неотъемлемой частью экзерсиса. Из них состоит практически весь урок классического танца (за исключением плие, рондов, вращений, различных па и прыжков). Все батманы выполняются в определённой последовательности как у палки, так и на середине зала — от простых движений до всё более сложных, с нарастающей амплитудой выполнения.
Вопрос детям: - Какие виды батманов вы знаете?
Педагог внимательно слушает ответы и, при необходимости задаёт наводящие вопросы или дополняет ответы детей. (tendu — вытянутый, battement tendu jeté – небольшой бросок, fondu — тающий, frappe – ударный, grand — большой, battements relevé lent - медленное поднимание). (приложение № 2)
Педагог: - Все движения группы батманов связывает ещё и одинаковое положение головы во время их выполнения как у станка, так и на середине. При выполнении движения вперёд голова повёрнута в сторону рабочей ноги, при выполнении движения в сторону голова повёрнута вперёд (смотрим перед собой), когда мы выполняем движения назад – голова, с небольшим наклоном вперёд, повёрнута в сторону. Педагог показывает.
Педагог: Исходное положение (далее И. п.) для всех движений - боком к палке, ноги в V позиции, рука в подготовительном положении.
Давайте проверим как вы поняли встали в исходное положение левым боком к станку.
Дети выполняют.
Педагог: - Для того, чтобы усвоить положения головы комбинации мы сделаем простые и будем делать «крестом» по 2 раза, то есть 2 раза вперёд, 2 раза в сторону, 2 раза назад, 2 раза в сторону. И обращаем внимание на то, что поворот головы меняется только со сменой направления, то есть нога направляется в сторону голова поворачивается прямо, нога назад голова – в сторону. (приложение № 1) Если нет вопросов начинаем первое движение battement tendu.
Музыкальное сопровождение приложение № 3
Battement tendu: одно движение battement tendu выполняем на 2 такта по 2/4 (1-ый такт: 1и2и –нога открывается, 2-ой такт: 1и2и –нога закрывается)
И. п. Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 2 такта: рука из подготовительного положения поднимается на II позицию
1-4 такты: 2 Battement tendu вперёд;
5-8 такты: 2 Battement tendu в сторону;
9-12такты: 2 Battement tendu назад;
13-16 такты: 2 Battement tendu в сторону;
При необходимости комбинацию повторяем ещё раз.
Battement tendu jeté одно движение battement tendu jeté выполняем на 2 такта по 2/4 (1-ый такт: 1и2и – маленький бросок на воздух, 2-ой такт: 1и – нога опускается на носок, 2и – нога закрывается приёмом battement tendu).
И. п. Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 2 такта: рука из подготовительного положения поднимается на II позицию
1-4 такты: 2 Battement tendu jeté вперёд;
5-8 такты: 2 Battement tendu jeté в сторону;
9-12такты: 2 Battement tendu jeté назад;
13-16 такты: 2 Battement tendu jeté в сторону.
Battement fondu: одно движение battement fondu выполняем на 2 такта по 3/4 (1-ый такт – закрывается нога, 2-ой такт – нога открывается).
Педагог: - Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что направление поворота головы меняется с открытием ноги.
И. п. Музыкальный размер 3/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 4 такта: на 2 такта - рука из подготовительного положения поднимается на II позицию, на 2 такта – нога открывается в сторону на воздух.
1-4 такты: 2 Battement fondu вперёд
5-8 такты: 2 Battement fondu в сторону;
9-12такты: 2 Battement fondu назад;
13-16 такты: 2 Battement fondu в сторону;
При необходимости комбинацию повторяем ещё раз.
В этом и следующем движении надо обратить особое внимание на момент смены направлений работы ног и работы головы.
Battement frappe: одно движение battement frappe выполняем на 2 такта по 2/4 (1-ый такт: 1и2и –нога закрывается, 2-ой такт: 1и2и –нога открывается)
И. п. Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 4 такта: на 2 такта - рука из подготовительного положения поднимается на II позицию, на 2 такта – нога открывается в сторону на воздух.
1-4 такты: 2 Battement frappe вперёд;
5-8 такты: 2 Battement frappe в сторону;
9-12такты: 2 Battement frappe назад;
13-16 такты: 2 Battement frappe в сторону;
При необходимости, если педагог видит, что дети не усвоили движение комбинацию повторяем ещё раз.
Grand battement jeté: одно движение grand battement jeté выполняем на 2 такта по 2/4 (1-ый такт: 1и2и –нога открывается, 2-ой такт: 1и2и –нога закрывается)
И. п. Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 2 такта: рука из подготовительного положения поднимается на II позицию
1-4 такты: 2 Grand battement jeté вперёд;
5-8 такты: 2 Grand battement jeté в сторону;
9-12такты: 2 Grand battement jeté назад;
13-16 такты: 2 Grand battement jeté в сторону.
Обращаем внимание так же на остальные правила grand battement jeté, следим за тем, чтобы корпус «не дергался», а при выполнении движения в сторону открытая рука находилась перед открытой ногой.
Battements relevé lent: одно движение battement relevé lent выполняем на 2 такта по 4/4 (1-ый такт: 1и – нога открывается приёмом battement tendu, 2и – нога поднимается, 3и4и –нога удерживается на воздухе, 2-ой такт: 1и – нога опускается, 2и –закрывается приёмом battement tendu, 3и4и – фиксируем V позицию ног и положение головы).
И. п. Музыкальный размер 4/4, 16 тактов.
Preparation (вступление) 1 такт: рука из подготовительного положения поднимается на II позицию
1-4 такты: 2 battement relevé lent вперёд;
5-8 такты: 2 battement relevé lent в сторону;
9-12такты: 2 battement relevé lent назад;
13-16 такты: 2 battement relevé lent в сторону.
Растяжка (24 такта по ¾): - встаём лицом к станку ноги I позиции, открываем правую ногу в сторону приёмом battement tendu, и поднимаем ногу на станок, следим за выворотностью ног и прямой спиной. Выполняем движение demi plies (8 раз каждое на 2 такта по 3/4), далее поднимаем левую руку в III позицию и выполняем наклон вправо, точно в сторону (4 раза: на 2такта – наклоняемся, на два – выпрямляемся). Повторяем всё с левой ноги.
Педагог: - Дети, что вы мы с вами выучили сегодня на уроке?
Ответы детей (при необходимости педагог дополняет и уточняет ответы детей).
Поклон, выход из класса.
Приложение № 1. (выход, поклон, шаги)


Галоп

Releve на полупальцы (лицом к станку).

Demi et grand plies
Приложение № 2

battement tendu

battement tendu jeté

battement fondu

battement frappe

grand battement jeté

battements relevé lent
приложение № 3 battement tendu
battement tendu jeté

battement fondu

battement frappe
grand battement jeté

battements relevé lent


Растяжка.


Список используемых источников:
Блок А.Д. Классический танец. – М., Искусство, 1981.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Искусство 1980.
Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д. Феникс, 2005.
Асылмуратова А. Методика Вагановой – фундамент для дома любого стиля // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – Спб: Изд-во АРБ. – 2001. – № 9.
 Базарова Н. Классический танец. – Л., 1984.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л., 1983.
 Блок Л. Классический танец: история и современность. – М., 1987.
Богданов-Березовский В. Музыка и вопросы хореографического образования. – Л., 1968.
http://www.fiziolive.ru/index.htmhttp://www.dic/akademic.ru//Yandex (картинки).