Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства программа по учебному предмету Композиция станковая
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» им. Л.Л.Линховоина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Программа по учебному предмету
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
Могойтуй 2016
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор ДШИ
Детской школы искусств _______ Р.Б.Блохина
« » 2016 г. «___»____________2016 г
(дата рассмотрения) (дата утверждения)
М.П.
Разработчики программы – Дашижигмитова А.М. и Большакова Л.Ф. преподаватели художественного отделения
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе……………………………………………………………………….. 3
- Срок реализации учебного предмета………………………………………5
- Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета……….. 5
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации………………….………………………………………………….. 5
- Форма проведения учебных аудиторных занятий………………...……..... 6
- Цели и задачи учебного предмета………………………………………….. 7
- Методы обучения……………………………………………………………. 7
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета……………………………………………………………………….. 8
II. Учебно-тематический план
- Сведения о затратах учебного времени………………………………….8-26
- Годовые требования по классам………………………………………… 8-26
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………….. ..26
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- виды и формы, методы контроля………………………………………….. 27
- критерии оценки……………………………………………………………..27
V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………. …28
VI. Список литературы…………………………………………………….. 30
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, как дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства. Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Предмет «композиция» включает в себя
- основы общей композиции
станковой композиции
композиции прикладного.
Изучение основных закономерностей композиции представляет собой не самоцель и не дает точных застывших рецептов, а оказывает существенную помощь в практической работе учащихся. Помогает грамотно использовать средства изобразительного искусства, сокращать путь поиска решения, позволяет добиваться создания более выразительных рисунков, живописных работ, сюжетных композиций, творческих работ по сюжетно-прикладному искусству.
Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся:
При реализации программы учебного предмета «Композиция» со сроком обучения на 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция» при 3-летнем сроке обучения составляет 153 часов. Из них: 102 часов – аудиторные занятия, 51 часов – самостоятельная работа.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 1 учебный час. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут, перемена 10 минут, что соответствует нормативным требованиям.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Композиция» со сроком обучения на 3 года.
Вид учебной работы Годы обучения Всего часов
1-й год 2-й год 3-й год 1
полугодие 2 полугодие 3 полугодие 4 полугодие 5 полугодие 6 полугодие Аудиторные занятия 16 18 16 18 16 18 102
Самостоятельная работа 8 9 8 9 8 9 51
Максимальная учебная нагрузка 24 27 24 27 24 27 153
Вид промежуточной аттестации З. З. Э. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Композиция» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численность от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Рекомендуемый объём учебных занятий в неделю по учебному предмету «Композиция станковая» со сроком обучения на 3 года:
● аудиторные занятия:
1-3 классы по 1 часа в неделю;
● самостоятельная работа:
1-3 классы по 0,5 часа в неделю;
Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев…), участие в творческих мероприятиях, конкурсах, культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цель учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о композиции, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета
• развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
• знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами композиции;
• изучение выразительных возможностей тона и цвета;
• развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
• обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности.
Методы обучения:
-формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, работа с книгой;
-методы организации деятельности: пример, наблюдение, демонстрация;
-методы стимулирования и мотивации;
-репродуктивный и продуктивный;
-частично-поисковый;
-методы контроля и взаимоконтроля в обучении (просмотр, анализ).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для проведения занятий необходимы: просторное и светлое помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам; комплект столов и стульев для детей и руководителя; мольберты; шкаф для хранения методических пособий и материалов; доска.
Для обеспечения нормального образовательного процесса необходимы соответствующие материалы и инструменты:
- простые и цветные карандаши, пастель;
- краски: акварель, гуашь, акриловые, темпера;
- кисти (синтетические, беличьи, колонок);
- ватман, альбомы для рисования для эскизов.
II. Учебно-тематический план по станковой композиции
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор-ные занятия
1 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Основы композиции станковой 1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции урок 1,5 0,5 1
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе урок
3 1 2
Раздел 2. Цвет в композиции станковой 2.1.
Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета урок
3 1 2
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс урок
3 1 2
Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона урок 4,5 1,5 3
3.2. Ритм в композиции станковой урок 3 1 2
3.3. Композиционный центр в композиции станковой урок 3 1 2
3.4. Выразительные средства композиции станковой урок 3 1 2
24 8 16
1 год обучения IΙ полугодие
Раздел 1. Цвет в композиции станковой 1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции урок
3 1 2
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) урок 6 2 4
Раздел 3. Декоративная композиция 3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. урок
4,5 1,5 3
3.2. Трансформация и стилизация изображения урок 3 1 2
3.3. Декоративная композиция натюрморта урок 7,5 2,5 5
3.4. Стилизация изображения животных урок 3 1 2
27 9 18
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция 1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции урок 7,5 2,5
5
Раздел 2. Цвет в композиции станковой 2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей урок 7,5 2,5 5
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) 3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику урок 9 3 6
24 8 16
2 год обучения ΙI полугодие
Раздел 1.Создание художественного образа в композиции 1.1. Композиционная организация портрета урок 7,5 2,5 5
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане урок 6 2 4
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям урок 13,5 4,5 9
27 9 18
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика 1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента урок 7,5 2,5 5
1.2. Графический лист с визуальным эффектом
Вариант 1. Иллюстрация
Вариант 2. Архитектурные фантазии урок 9 3 6
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок 7,5 2,5 5
24 8 16 48
3 год обучения ΙI полугодие Раздел 1. Бурятские орнаменты 1.1. Бурятский орнамент и узоры, и их значение. урок 4,5 1,5 3
1.2. Орнаментальный декор бурятского костюма. урок 4,5 1,5 3
1.3. Композиция на тему бурятского народного костюма. урок 4,5 1,5 3
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Сюжетная композиция. Триптих урок 3 1 2
2.2. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок 4,5 1,5 3
2.3. Графическая композиция в городской среде урок 1,5 0,5 1
Раздел 3. Итоговая работа Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Книжная графика.
Многофигурная композиция
(3-4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция.
Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный натюрморт урок 4,5 1,5 3 51
27 9 18 34
Содержание разделов и тем. Годовые требования
1 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Основы композиции станковой
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников.
Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».
Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.
Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке.
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе.
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости».
Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).
Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений.
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.
Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.
Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
чистый цвет + белила;
чистый цвет + черная краска;
чистый цвет + белила + черная краска.
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы:
чистый цвет + белила;
чистый цвет + черная краска;
чистый цвет + белила + черная краска.
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс.
Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.
Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.
Предлагаемые аудиторные задания:
этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте»
этюд по воображению «Деревья осенью».
Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев.
Раздел 3. Сюжетная композиция
3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.
Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).
Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма.
Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению.
Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма.
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции.
Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче), Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель «Охотники на снегу».
б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал».
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.
3.3.Композиционный центр в композиции станковой.
Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.
Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии.
Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов.
Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента.
3.4.Выразительные средства композиции станковой.
Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже».Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс».
Предлагаемые аудиторные задания:
а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции.
1 год обучения ΙI полугодие
Раздел 1. Цвет в композиции станковой
1.1.Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.
Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».
Задача: овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое пространство.
Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности и светлоте. Самостоятельный анализ произведений великих художников.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).
Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».
Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга.
Предлагаемое аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема).
Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.
Раздел 3. Декоративная композиция
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.
Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром:
рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»;
изображение силуэта этого предмета.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.
3.2. Трансформация и стилизация изображения.
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.
Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:
уменьшение ширины в два раза;
увеличение ширины в два раза;
изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.
3.3. Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм:
натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»;
вариант «черно-белое изображение»;
вариант «черно-серо-белое изображение».
Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.
3.4. Стилизация изображения животных.
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Предлагаемое аудиторное задание:
Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы;
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.
2 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Сюжетная композиция
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции.
Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного».
Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа.
Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.
Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.
Раздел 2. Цвет в композиции станковой
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».
Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом.
Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная.
Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением.
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику.
Цель: изучение возможностей создания композиции способами:
совмещение разновременных событий;
совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);
сочетание разнонаправленного движения;
совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).
Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения.
Предлагаемое аудиторное задание:
Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении.
Выбор темы и сюжета для разработки композиции.
Исполнение мини-серии в материале.
Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем.
2 год обучения ΙI полугодие
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции
1.1. Композиционная организация портрета.
Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового.
Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства.
Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.
Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека.
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане.
Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в определенной методической последовательности.
Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника освещения. Свет как выразительное средство композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.
Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения.
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям.
Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции.
Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.
Предлагаемое аудиторное задание:
Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»).
Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков.
Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой.
3 год обучения Ι полугодие
Раздел 1. Графика
1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики.
Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент как одну из главных составляющих книжной иллюстрации. Изучение материальной культуры различных времен и стран.
Предлагаемое аудиторное задание: разработка графического, цветового решения орнамента и композиции листа в целом. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. Изучение материальной культуры времен и стран.
1.2. Графический лист с визуальным эффектом.
Вариант 1. Иллюстрация.
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики: параметры страницы и ее заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения.
Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа.
Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры.
Вариант 2. Архитектурная фантазия.
Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции.
Задание для самостоятельной работы: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему.
Цель: создание многофигурной композиции на заданную конкурсную тему.
Задача: Умение создавать композицию с учетом законов композиции. Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды.
3 год обучения II полугодие
Раздел 1.Бурятский орнамент
1.1 Бурятский орнамент и узоры, и их значение.
Цель: изучить историю бурятского орнамента. Для орнамента свойственны графическая четкость контура, симметричность формы, выразительная локальность цвета.
Предлагаемое аудиторное задание: вводная беседа на тему бурятский орнамент. Выполнить бурятские элементы (улзы, соембо, зэндэмэни, бадмасэсэг, ваджра, ратна, шоу, и др.)
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала.
1.2 Орнаментальный декор бурятского костюма.
Цель: Ознакомиться с образцами традиционного орнамента.
Предлагаемое аудиторное задание:Символика и стилизация народного искусства (традиционные мотивы, форма, цветовая гамма, композиционное решение и т.п.) Выполнить в технике аппликации или коллажа эскизы народного костюма. Выполнить варианты цветового и орнаментального решения эскиза женского и мужского костюма.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала.
1.3 Композиция на тему бурятского народного костюма.
Цель: Ознакомить с предметами быта наших предков, с укладом их жизни. Предлагаемое аудиторное задание: Рассмотреть образы бурятского костюма. Выполнить декоративную композицию по мотивам живописных работ.Ознакомиться с образами народного костюма. Выполнить зарисовки и эскизы бурятского народного костюма.
Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала.
Раздел 2. Сюжетная композиция
2.1. Сюжетная композиция. Триптих.
Цель: закрепление опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; роль детали в утверждении достоверности изображения.
Задача: Создать композицию, составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи, и в то же время будут рассматриваться как самостоятельные.
Предлагаемое аудиторное задание: Создание трех композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры, продолжение работы над композицией.
2.2. Сюжетная композиция на конкурсные темы.
Цель: закрепление полученных традиционных композиционных базовых законов и правил.
Задача: формирование навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение различных заданий, определенных тематикой конкурсов, тональных и цветовых эскизов. Создание многофигурной композиции в определенном формате с учетом плановости и динамики действия.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры.
2.3. Графическая композиция в городской среде.
Цель: знакомство с художественным решением городской среды.
Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную среду города.
Предлагаемое аудиторное задание: создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку – фрески, сграффито.
Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. 3 раздел. Раздел 3. Итоговая работа
3.1. Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный натюрморт.
Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата.
Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения.
Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу.
Задание для самостоятельной работы:
Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры.
Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по композиции.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа «Композиция станковая» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
Обзорная беседа о предлагаемых темах.
Выбор сюжета и техники исполнения.
Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
Тональные форэскизы.
Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
Варианты тонально-композиционных эскизов.
Варианты цветотональных эскизов.
Выполнение картона.
Выполнение работы на формате в материале.
Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяСамостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Дидактически материалы
Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблица по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;
работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;
- интернет-ресурсы;
- презентационные материалы по тематике разделов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974
Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971
Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986
Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977
Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966
Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981
Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981
Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985
Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
8. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.