Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства фортепиано по учебному предмету музицирование (ансамбль)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» МО «Сенгилеевский район»
433380, Ульяновская область, г.Сенгилей, ул. В.Носова, д.13, телефон 2-11-56,
ИНН 731005537, КПП 731601001, ОГРН 1027300932801

«Рассмотрено и одобрено»
на заседание МС.
Протокол № от « » ______201__6 г.
Председатель МС: ____________________

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «Детская школа искусств»
МО «Сенгилеевский район»
____________________
А.М.Исаева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
по учебному предмету
«музицирование» (ансамбль) срок реализации 4 года

Преподаватель: Селезнева М.Ю.
2016-2017 учебный год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на
реализацию учебного предмета.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5. Цели и задачи учебного предмета.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета.
7. Методы обучения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль (фортепиано) разработана на основе и с учетом требований к дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Музыкальное воспитание как часть общей культуры – важная сторона жизни общества. Самое массовое музыкальное образование – это музыкальная школа. Совместное, ансамблевое музицирование – наиболее яркая страница в музыкальном образовании для большинства учащихся.
Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно.
В репертуар учащихся следует отбирать музыкальные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Преподаватель может подбирать музыкальные произведения, отвечающие музыкальным требованиям и техническим задачам, используя оригинальную литературу для фортепиано современных русских, зарубежных композиторов.
2. Срок реализации данной программы составляет 4 года.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом М на реализацию учебного предмета «Ансамбль (фортепиано)» составляет 0,5 академического часа в неделю, начиная с 1-го класса 17 часов за 1 учебный год. В течение года учащийся получает предмет «Ансамбль (фортепиано)» - 0,5 академического часа в неделю, 17 часов за учебный год.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Этот вид творчества позволяет учащимся более широко ознакомиться с исполнительским репертуаром, почувствовать радость совместного творческого общения и выступления и ответственность за сценического партнера. В учебном плане данной работы обязательными являются участие в тематических концертах, концертах детской филармонии, отчетных концертах отделения и школы.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель предмета «Ансамбль (фортепиано)» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте и создание условий для их художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития;
приобретение детьми знаний, умений и навыков амсамблевого исполнительства игры и опыта творческой деятельности.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области музыкального искусства;
приобретение навыков творческой деятельности, осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Ансамбль (фортепиано)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащихся, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учащимися игровых приемов по образцу учителя);
частично-поисковый (учащиеся участвует в поисках решения поставленной задачи).
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете фортепиано, для оборудования класса также необходимо наличие аудио- и видео- оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, направленные на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным выступлениям;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.2. Годовые требования по классам
1 год обучения (1 класс)
Чем раньше учащийся попадает в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс его художественного и технического развития, осознания роли и возможности инструмента в сольном и ансамблевом исполнительстве. Маленький начинающий пианист еще мало что может сам, но совместное доступное творчество самым серьезным образом ускоряет темп его индивидуального инструментального развития. Форма работы с такими учащимися может быть самой разнообразной – от совместного музицирования с преподавателем, до освоения доступного нотного материала в дуэте со своим одноклассником или старшим учащимся. Важным условием таких занятий должна быть простота музыкального материала.
2 год обучения (2 класс)
Задачи второго года обучения: развитие чувства ритма, навыков совместного музицирования, знакомство с динамическими оттенками и простейшими музыкальными терминами, навыки начального чтения с листа.
Во втором классе желательно исполнение ансамблевых произведений с преподавателем, в зависимости от состояния готовности учащегося к ансамблевой игре, допускается исполнение разнохарактерных пьес с другими учащимися.
В течение 2 года обучения учащийся должен пройти:
- 2 пьесы различного характера в каждом полугодии.
Примерные произведения для исполнения на зачете
Р.н.п. Петушок
Тиличеева Е. Колыбельная
Польская народная песенка Два кота
Корганов Т. Гамма-вальс
Примерный репертуарный список:
Витлин В. Добрый дед Мороз
Гайдн Й. Весенний день
Островский А. Галоши
Филиппенко А. Цыплята
Укр.н.п. Ехал казак за Дунай
3 год обучения (3 класс)
К третьему году обучения в классе ансамбля учащийся уже знаком с основами ритма и лада, читает с листа, знает основной набор музыкальных терминов и динамических оттенков. Он подготовлен к возможности дальнейшего проникновения в мир ансамблевой музыки. Для этого периода важно выбрать пьесы, которые привлекут ребенка красивой, запоминающейся мелодией.
В течение 3 года обучения учащийся должен пройти:
- 2 пьесы различного характера в каждом полугодии.
Примерные произведения для исполнения на зачете
Иорданский М. Песенка про чибиса
Шуточная песня сл. В.Попова Картошка
Крыжановский Д. Широкий Днепр ревет и стонет
Вебер К. Приглашение к танцу
Репертуарный список
Бетховен Л. Сурок
Старокадомский М. Любитель-руболовМоцарт В. Песня о весне
Калинников В. Киска
Филипенко А. На мосточкеЯковлев М. Зимний вечер
4 год обучения (4 класс)
К 4 классу учащиеся уже разбираются в размерах и ритмических фигурах. Они владеют различными штрихами, знают диезные и бемольное тональности. Партии изучаются в классе с преподавателем, затем закрепляются во время самостоятельных занятий дома. На уроке учащиеся исполняют свои партии и знакомятся с партиями партнеров.
В течение 4 года обучения учащийся должен пройти:
- 2-3 пьесы различного характера в каждом полугодии.
Примерные произведения для исполнения на зачете
Американская песенка На каноеСпадавеккиа А. Добрый жук
Украинская народная песня обр. Л.Снетко-СорочинскогоМендельсон Ф. Песня без слов
Репертуарный список:
Грибоедов А. Вальс
Итальянская народная песня Санта ЛючияВебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Киянов Е. Веселая полька
Крылатов Е. Песенка о лете
Савельев Г. Песенка кота Леопольда
III. Требования к уровню подготовки обучающихся по ансамблю
Содержание программы «Ансамбль (фортепиано)» направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащихся и приобретения ими художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, привлечения их к коллективному музицированию.
Учащийся к концу обучения должен:
сформировать комплекс навыков и умений в области ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара, включающего произведения различных стилей и жанров;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;
умение использовать средства музыкальной выразительности и различные виды техники в сфере ансамблевого исполнительства.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Ансамблю (фортепиано)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица 3
Вид контроля Задачи Формы
Текущий контроль поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по ансамблю регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении полугодовых, годовых оценок. контрольные
уроки,
прослушивания
к концертным мероприятиям.
Промежуточная аттестация определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения. зачеты,
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по ансамблю. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка: технического роста, степени овладения навыками ансамблевого музицирования. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение 1(2) музыкального произведения в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер.
2. Критерии оценки
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка. Успеваемость учащихся по программе «Ансамбль (фортепиано)» учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, а также на концертах, прослушиваниях к ним.
Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося. Каждый учащийся должен показать грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы учащегося, выведенная на основе его продвижения;
оценка за выступление на зачете, а также результаты контрольных уроков;
другие выступления учащегося в течение учебного года.
На начальном этапе обучения в ансамбле важнейшим является формирование исполнительских навыков, воспитание слуха и чувства ритма, навыков точного прочтения и воспроизведения текста, эмоциональной отзывчивости, самоконтроля и внимательности. В дальнейшем наряду с исполнительской грамотностью все большую ценность приобретают художественная цельность, выразительность исполнения, жанровая точность, и выдержанность по форму и стилю произведения.
При исполнении необходимо соблюдать:
ритмическую точность
соблюдение темпа и динамики
эмоциональное исполнение
соблюдение стилистики и жанра произведения
цельность формы
технически точное исполнение
Наивысшим баллом (по 5-ти бальной системе) оценивается качественное исполнение, высокое в художественном и эмоциональном отношении. Несоблюдение любой из позиций снижает оценку. Оценка выставляется по факту исполнения. Индивидуальные успехи учащихся и их личностные особенности оцениваются в текущей успеваемости.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Обучение в музыкальной школе – это ежедневное впитывание ребенком художественных впечатлений. Через образное, ассоциативное восприятие воспитывается эмоциональная составляющая личности. С первых уроков рекомендуется обращать внимание на динамику, штрихи (акценты, стаккато, легато) и другие характерные особенности произведений.
Преподавателю необходимо внимательно следить за физическим, интеллектуальным, эмоциональным становлением ребенка, знать психологические особенности ученика, находить баланс между его способностями и степенью заинтересованности в занятиях, иметь представление о жизненных обстоятельствах, влияющих на качество обучения.
С целью обеспечения высокого качества образования, его привлекательности для обучающихся и их родителей, доступности, открытости школа создает комфортную развивающую образовательную среду:
- обучение детей в обстановке доброжелательности и творческой атмосферы, построение содержания программы и разработка индивидуальных учебных планов с учетом развития и особенностей учащегося;
- выявление и развитие наиболее одаренных детей в области музыкального искусства;
- разрешается присутствие родителей на занятиях в целях оказания помощи в домашней работе;
- использование образовательных технологий, основанных на лучших достижениях образования в сфере искусства;
- творческие вечера, конкурсы.
В теоретической части урока пояснения сопровождают работу учащихся, дополняются наглядным показом.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся также сопровождается методическим обеспечением:
- полным и подробным объяснением технических и художественных задач в исполняемом репертуаре и способами их решения,
- обоснованием времени, затрачиваемым на выполнение заданий,
- дополнительным учебным материалом.
Библиотечный фонд школы имеет достаточное количество нотного материала по ансамблевому исполнительству, разнообразный справочный материал (словари, справочники, энциклопедии), методическую литературу.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методические пособия
Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», г. Москва
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», г. Москва
Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство», г. Ленинград,
Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано», «Музыка», г. Москва
Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», «Советский композитор», г. Москва
Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога», «Музыка», г Москва
Шубина Н.Н. «Вопросы фортепианной педагогики», КУМЦ, г. Краснодар,
2006 г.
2. Учебная литература
1. Ансамбли, 4-5 класс, сост. С.И.Голованова, «Крипто-логос», г.Москва, 2002 г.
2. Первые шаги. Фортепиано, ч.2, сот. С.И. Голованова, «Крипто-логос»,
г.Москва, 2001 г.
3. Вместе весело играть, сот. Е.АлешинаЮ Е.Никитина, О.Житнухина, «Союз
художников». Г.Санкт-Петербург, 2001 г.
4. Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.1, 2, «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2006
5. Милич Б. Фортепиано, 1 класс, «Кифара» г.Москва, 2002 г.
6. Хрестоматия «125 пьес для фортепиано», «Феникс» г.Ростов-на-Дону, 2008 г.
7. Юному музыканту-пианиту, сост. Г.Цыганова, И.Королькова, «Феникс» , г.Ростов-на-Дону, 2005 г.
8. Чудо-песенки, фортепианные ансамбли, «Окарина», г.Новосибирск, 2007 г.
9. Фортепианная игра ред. Николаева, «Музыка», г.Москва