ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области хореографического искусства по учебному предмету РИТМИКА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Старокулаткинская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
в области хореографического искусства
по учебному предмету
РИТМИКА
р/п Старая Кулатка 2015 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Интернет ресурсы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика» составляет 3 года по 3-летней дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области хореографического искусства.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» 2 года
Таблица 1
Классы/количество часов 1 класс 2 класс 3 класс
Количество часов Количество часов Количество часов
Максимальная нагрузка 196
Количество часов на аудиторную нагрузку 64 66 66
Недельная аудиторная нагрузка 2 2 2
Консультации 2 2 2
Количество недель 32 33 33
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для успешного обучения на уроках ритмики;
умение передавать характер и образное содержание музыки в ритмически организованных движениях;
освоение двигательных навыков, способствующих развитию координации движения;
воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу, поставленную преподавателем;
приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки;
развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка;
развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метро-ритмического чувства.
Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.
Наглядно-слуховой – прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.
Словесный – беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности; эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки; аналитический: оценка результатов учебного процесса и разбор индивидуальных возможностей обучающихся.
Практический – предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкально-ритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского (национального) танца и сюжетные игры.
Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций мировой и отечественной школ преподавания ритмики.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Ритмика» оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м., иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 5м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для обучающихся и преподавателей.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств музыкальной выразительности
Характер музыки
- умение слушать музыку и определять её характер;
- отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (весёлый, спокойный, энергичный, торжественный и т.д.).
Динамика (сила звука)
- forte (громко)
- piano (тихо)
- fortissimo (очень громко)
- crescendo (постепенно увеличивая силу звука)
- diminuendo (постепенно ослабляя силу звука)
- понятие штрихов legato (связанно) и staccato (отрывисто)
- sforzando (акцентируя, выделяя с силой)
- пианиссимо (pp) (очень тихо)
- фортиссимо (ff) (очень громко)
Темп (скорость музыкального движения)
- allegro (быстро)
- allegretto (довольно быстро)
- andante (не спеша)
- adagio (медленно)
- lento (очень медленно)
- ritenuto (постепенно замедляя)
- accelerando (постепенно ускоряя)
Метроритм (метр, музыкальный размер)
- 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;
- такт, сильные и слабые доли такта;
- тактовые и затактовые вступления;
- тактирование (дирижирование) в указанных размерах.
Строение музыкального произведения (форма и фактура)
- двухчастная, трёхчастная, куплетная формы;
- фраза;
- мотив, предложение, период;
- начало и окончание музыкальной фразы;
- понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве;
- мелодия и аккомпанемент.
Длительности. Ритмический рисунок
- целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые;
- ритмические рисунки (сочетание указанных длительностей);
- несложное двухголосие, каноны с порядком вступления голосов в 1-2 такта;
- ритмические диктанты, так называемое «ритмическое эхо» (учащиеся повторяют по памяти движением ритмический рисунок прослушанной музыки (фразы, предложения), исполненной концертмейстером на музыкальном инструменте);
- ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая» или «восьмая с точкой и шестнадцатая».
Маршевая и танцевальная музыка
- особенности танцевальных жанров: полька, лендлер, галоп;
- слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.
Тема 2. Формирование танцевально-двигательных навыков, основанных на метроритмической организации музыки
- танцевальные шаги и бег в соответствии с музыкальными длительностями и музыкальными размерами; дирижирование во время исполнения шагов:
танцевальный шаг в продвижении вперёд и назад;
шаг на полупальцах в продвижении вперёд и назад;
шаг с высоким подъёмом колена на всей стопе и на полупальцах;
лёгкий бег; бег, сгибая ноги сзади; бег, вынося прямые ноги вперёд;
подскоки;
галоп;
- позиции ног, смена позиций ног на новый музыкальный такт;
- позиции и положения рук, переводы рук из позиции в позицию; положения рук в паре;
- положения корпуса;
- простейшие элементы русского (национального) танца; ритмический рисунок в движении и музыке:
шаг польки;
русский переменный шаг;
припадание;
«ковырялочка»;
«гармошка»;
притопы;
хлопки в ладоши соло и в паре.
- прыжки (на двух ногах на месте, в продвижении вперёд, в повороте вокруг себя) в соответствии с музыкальными длительностями и ритмическими рисунками;
- упражнения на ориентировку в пространстве (повороты вправо-влево, движение по линии и против линии танца, движение по диагонали); согласовывать изменение направления движения с построением музыкального произведения;
- построения и перестроения (рисунки в танце); смена рисунка в танце в соответствии с музыкальным периодом, предложением, фразой.
Тема 3. Музыкально-ритмические этюды и игры
(возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов).
- этюды с предметами (мяч, скакалка, обруч, шарф, лента и т. д.);
- этюды с использованием детских музыкальных инструментов (бубен, колокольчики, маракасы, ложки, барабан и т. д.);
- музыкально-ритмические этюды и танцы, сочиненные самими учащимися;
- музыкально-ритмические игры (сюжетные и ролевые).
Объем знаний и умений
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
уметь определять выразительные средства музыки - характер, темп, штрихи, регистр, динамические оттенки;
знать музыкальную терминологию в объеме знаний учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»;
музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4, 6/8;
затакт;
различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
знать особенности народной и классической музыки;
уметь правильно исполнять движения в характере музыки;
слышать изменения звучания темпа в музыке и передавать их движением;
выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и сложных музыкальных размерах;
уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников;
уметь координировать движения рук, ног и головы;
уметь ориентироваться в пространстве;
уметь танцевать в паре и в ансамбле.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства по учебному предмету «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Первостепенное значение в проведении урока ритмики имеет правильный подбор музыкального материала для занятий, который должен содержать образцы русской (национальной) и зарубежной музыки, как народной, так и классической. Она должна быть высокохудожественной и соответствовать возрасту учащихся. Особо следует уделить внимание работе преподавателя с концертмейстером. Качество исполнения музыкальных произведений должно быть на высоком профессиональном уровне.
Развитие двигательных навыков – одна из главных составляющих успешного выполнения программных требований по учебному предмету «Ритмика». Здесь важную роль играет связь со смежными хореографическими предметами. Целесообразно проводить уроки ритмики параллельно с учебными предметами «Танец» и «Гимнастика», где изучается большой объём танцевальных движений и гимнастических упражнений, направленных на укрепление мышечного аппарата учащегося и развитие его танцевальной выразительности.
Не менее важна связь ритмики со смежным музыкальным предметом «Слушание музыки и музыкальная грамота». Теоретические знания, получаемые на этом предмете, должны быть основополагающими для предмета «Ритмика». Преподаватели должны знать программы обоих предметов и соблюдать последовательность в прохождении учебного материала.
Каждое учебное занятие учебного предмета «Ритмика» включает в себя три органически взаимосвязанных раздела, в которых концентрическим методом прорабатываются перечисленные темы курса.
Первый раздел. Развитие слухового восприятия и закрепление полученных навыков в движении.
Второй раздел. Музыкально-ритмическая тренировка.
Третий раздел. Музыкально-ритмические игры и этюды.
Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.
Первый разделРазвитие слухового восприятия и закрепление полученных навыков в движении
Главная цель - научить ребенка эмоционально воспринимать музыку и передавать её характер в движениях. Умение понимать музыкальный язык формируется на учебном предмете «Ритмика» в разных видах учебной деятельности, таких как: развитие мелодического слуха, чувства ритма, координации движений с музыкой. Это создает основу для дальнейшей реализации образовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Второй раздел
Музыкально-ритмическая тренировка
Музыкально-ритмическая тренировка является основой данного курса и подготовкой к последующим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Третий раздел
Музыкально-ритмические игры и этюды
Данный раздел решает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
Образовательный процесс учебного предмета «Ритмика» предполагает решение следующих задач.
Задачи первого этапа обучения:
ознакомление детей с новыми упражнениями, пляской, хороводом или игрой;
создания целостного впечатления о музыке и движении;
разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
Задачи второго этапа обучения:
углубленное разучивание музыкально-ритмического движения;
уточнение его элементов и создание целостного образа музыкального произведения.
Преподаватель дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, доброжелательно оценивает достижения учащихся.
Задачи третьего этапа обучения:
закрепление представления о музыке и движении, поощрение самостоятельной творческой работы учащихся. Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на качество его исполнения. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство «Музыка». М., 1972
Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство «Музыка». М., 1973
Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994
Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
Программы для хореографических школ искусств. Составитель Бахтов С.М. - М.,1984
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972
Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
Франио Г. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989