Конспект урока литературного чтения. Тема Знакомство с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
Конспект урока литературное чтение
Дата: 02.03.2016
Класс: 4 «А»
Учитель: Годунова Любовь Николаевна
Методист: Григорьева Виктория Михайловна
Тема: Знакомство с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с биографией и творчеством М.М. Пришвина
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»,актуализировать знания о произведении А.И. Куприна « Барбос и Жулька»
Развивающие: обогащать словарный запас, формировать навыки связной культурной речи, мышление, память, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать чувство юмора, чувство вины .Планируемые результаты
Предметные: умение работать с текстом( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, давать характеристику героям по их поступкам и речам)
Метапредметные:
Познавательные - умение ориентироваться в книге, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Регулятивные - оценивание своей работы на уроке, принятие учебной задачи урока
Коммуникативные – рассуждать и давать ответы на вопросы в ходе дифференцированного обсуждения, полно и точно выразить свои эмоции.
Личностные: осмысление понятий «неправда», «ложь», формирование системы нравственно-этических ценностей.
Средства обучения: учебник, презентация, аудиозапись.
Ход урока
Педагогическая деятельность учителя Учебно-познавательная деятельность обучающихсяМотивация к деятельности
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-Как вы понимаете смысл высказывания :« Испокон века книга растит человека!» Высказывают свое мнение.
Книга растит человека, по разуму. Читая, человек развивается, а значит растет
Актуализация знаний
- Ребята, какой рассказ вы читали на прошлом уроке?
-Кто его автор?
-Давайте мы вспомним его содержание, прочитаем это произведение еще раз.
-Открываем учебник на стр. 85.
Начнем с прослушивания аудиофайла. Продолжит кто-то из вас, так что внимательно следим по тексту.
-Почему автор так подробно описывает внешний вид собак?
-Найдите в тексте описание Барбоса и зачитайте его.(стр.85)
-Найдите в тексте описание Жульки и зачитайте его.(стр.85)
-Можно ли было подумать, что Жулька решится на такой поступок?
-Как Куприн называет отношения, сложившиеся между собаками? (стр.88)
-Согласен ли ты с ним?
-Найти подтверждения в тексте.(стр.88)
-О чем хотел сказать нам писатель в истории дружбы собак? «Барбос и Жулька»
Куприн Александр Иванович
Слушают аудио запись и следят по тексту, читают текст произведения.
Рассуждают
Ищут нужный фрагмент по тексту
Высказывают свое мнение
Подготовка к восприятию
-Сейчас вам предстоит отгадать слово по буквам.(по угадыванию )
1 – это 3 буква алфавита (В)
2 – это буква стоит в середине слова сыр (Ы)
3 - это приставка в слове связал (С)
4 – это сочетание 3-х букв, являющееся суффиксом в слове вазочка (ОЧК)
5 - на эту букву начинается имя Куприна (А)
- Какое слово у нас получилось?
-Что означает это слово? Кого можно назвать выскочкой?
(на слайде значение из словаря)
1)Тот, кто вмешивается в какое-л. дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание.
2) Человек, который выдвинулся N2 слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам
3) Человек, вмешивающийся первым раньше других во что-н., чтобы заслужить одобрение
-Как вы думаете почему я предложила вам именно это слово?
-Откройте стр. 92, прочитайте название. Кто написал это произведение?( инф. О писателе на слайде, портрет, памятник)Михаил Михайлович Пришвин - русский советский писатель, получивший известность благодаря произведениям о природе, рассказам и повестям для детей.
Родился Пришвин 4 февраля в Орловской губернии, Елецком уезде. В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз был оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии. В 1900—1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета в Германии, после чего получил диплом инженера-землеустроителя.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого».
В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.
Физкультминутка(видео) Отгадывают буквы
В
ЫС
К
О
Ч
К
А
Высказывают свое мнение
Выскочка – Михаил Михайлович Пришвин
Словарная работа
Подберите синонимы к этим словам( инф. На слайде)Бдительность
Радушный
Украденный Подбирают синонимы к словам
Слушание текста
-Ребята сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись(5:19) , но прежде чем приступить к слушанию я вам дам задание: определите о чем это произведение. Внимательно слушают текст
Эмоционально – оценочная беседа
-О чем этот рассказ?
-Какие чувства у вас вызвало это произведение?
-Почему Пришвин назвал свой рассказ Выскочка? Отвечают на вопросы
Чтение произведения
Повторное чтение произведения.
-читать будем комбинированно, внимательно следим за текстом, начинает чтение…
-Какая порода была у собаки? (зачитайте в тексте)(стр.92)
-Найди те описание Вьюшки.(стр.92)
-Что произошло с Вьюшкой ? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
-Что ты узнал о выскочке?
-Какое чувство вызвала у тебя сорока?
-Случайно ли писатель так назвал ее?
-На что рассчитывала выскочка приближаясь к собаке?(стр.93-94)
-Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему ты так считаешь? Следят за текстом
Отвечают на вопросы
лайка
Обобщающая беседа
-О чем же хотел нам сказать автор?
-Были ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?
- Ребята, как вы думаете, чему учит рассказ? Выражают свое отношение
Домашнее задание
( на слайде)
Стр. 92-95 вопросы стр. 95 ; Придумайте свой конец рассказа и запишите его на листе.
-На следующем уроке проверим ваши окончания рассказа. Записывают дом. задание
Подпись руководителя практики________________________
Подпись учителя_____________________________________
Отметка_____________________________________________