Литературная гостиная по творчеству К.Симонова
Литературная гостиная, посвященная памяти Константина Симонова
«…всю жизнь любил он рисовать войну…».
Цели:1) познакомить учащихся с лирикой К.М.Симонова, акцентировать внимание присутствующих в литературной гостиной на мастерстве поэта; 2) обратить внимание на художественные достоинства шедевров лирики К.М.Симонова, 3) воспитание чувства патриотизма, благодарной памяти об участниках Великой Отечественной войны.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ЧТЕЦ: С чего начинается память – с берез?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства!А если – со слез!А если – с воздушной тревоги!А если с визжащей пилы в облаках,Со взрослых в пыли распростертых!А если с недетского знания – какЖивое становится мертвым!И в пять,И в пятнадцать,И в двадцать пять летВойной начинается памятьЗдесь в этой стране,Где не помнящих – нет,Попробуем это представить…
В1. Вашему вниманию представляем литературную гостиную, посвященную 100-летию со дня рождения Константина Симонова… поэта, прозаика, драматурга театра и кино, журналиста, общественного деятеля государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир. Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.
ВЕДУЩИЙ (2): В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.
Стихотворение «Изгнанник»
ВЕДУЩИЙ3: Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. Детство прошло в Рязани и Саратове. Отчим – кадровый офицер. Жизнь в командировках, общежитиях. Военный быт. И дисциплина в семье строгая, почти военная. «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец? породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
ВЕДУЩИЙ (1): Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения. Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом, школой, судьбой. К началу войны Симонов уже был военным писателем. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране. Вся военная лирика Константина Симонова пронизана чувством кровного родства со временем, в котором он жил и творил, единения с поколением, к которому принадлежал. Поэт не боялся ощущать себя не исключительным, а равным среди равных. Может быть, именно поэтому К.Симонов стал ярчайшей и единственной в своем роде поэтической индивидуальностью.
Послушайте стихотворение К.Симонова «Горят города…»в исполнении С.Безрукова
Ведущий 2.С юных лет жила в нем пронизывающая все его существо любовь к Родине, готовность быть ее самоотверженным работником и мужественным защитником. И любовь эта не помпезная, а выстраданная и защищенная в бою. Не случайно, образ Родины в стихотворениях сливается с образом женщины – матери, жены, сестры, «очи проплакавшей, все снесшей, все вынесшей» на своих хрупких плечах. В послании «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» у Симонова прослеживается блоковская традиция: пейзажный образ Русской земли плавно перетекает в образ русской женщины:
ЧТЕЦЫ:Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскоюДорожной тоской от села до села,Со вдовьей слезою и с песнею женскоюВпервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,По мертвому плачущий девичий крик,Седая старуха в салопчике плисовомВесь в белом, как на смерть одетый, старик,
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,Покуда идите, мы вас подождем».
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.«Мы вас подождем!» - говорили леса.Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарищаНа русской земле раскидав позади,На наших глазах умирают товарищи,По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,Я все-таки горд был за самую милую,За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,Что русская мать нас на свет родила,Что, в бой провожая нас, русская женщинаПо-русски три раза меня обняла.
Ведущий 3.В тяжкие дни испытаний в людях поразительным образом проявилось то, что следовало сохранить на всю жизнь: справедливость, благодарная любовь к жизни, святое чувство дружбы. Чувство дружбы было одним из замечательных качеств поэта. Вот что говорят об этом его друзья… «…он помогал друзьям, чем мог: от пробивания в печать необоснованно затертой рукописи и до готовности поговорить по душам…», - летчик-испытатель М.Галлай. «…другом он был надежным и верным. Если человеку понадобится помощь, поддержка, выручка, Симонов сам придет на помощь», - поэтесса М.Алигер. Литературный секретарь писателя Н.Гордон, разбирая архив, восхищался: «Какие письма, какие материалы, какая борьба; вся жизнь борьба – за правду, за отдельных людей, за книги разных писателей, за все хорошее!»
Звучит стихотворение «Дом в Вязьме» в исполнении самого Симонова.
Ведуший 1. Удивительная особенность симоновской поэзии в том, что самым всеобщим, всенародным стало самое личное, частное, интимное его стихотворение, адресованное любимой женщине – киноактрисе Валентине Серовой, – «Жди меня, и я вернусь…» «Жди меня…» стало и песней, и листовкой, и частью духовной жизни бойца. В этом стихотворении с необыкновенной щедростью раскрывается мужественное сердце солдата, здесь «весь настежь распахнут поэт».
Песня «Жди меня, и я вернусь…» на стихи К.Симонова и музыку М.Блантера звучит в грамзаписи.
Ведущий 2. Строки стихотворения «Жди меня…» переписывали, посылали в тыл вместо писем, заучивали наизусть, пели. Поэтесса Римма Казакова вспоминала:
– Когда в 1944-м году приехал на побывку мой родной отец, у него, человека не сентиментального, довольно безразлично относящегося к поэзии, кадрового военного, в кармане гимнастёрки на желтом, стертом на сгибах листке были торопливо переписанные замечательные стихи Константина Симонова.
ВЕДУЩИЙ 3: «С тобой и без тебя» - история любви, любви большой, трогательной и трудной Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Она вся в стихах: письма не сохранились, а в дневниках о своем личном Симонов не писал. «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. – Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви». Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.
Ведущий 1.Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир.
ВЕДУЩИЙ 2: Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру. И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. Только по поводу выхода в свет повести «Дни и ночи» Симонов получил тысячу писем. После показа на экранах страны документальных фильмов «Шел солдат…» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014 писем. «Мне на своем веку пришлось перечесть, наверное, несколько тысяч рукописей и написать несколько тысяч писем начинающим литераторам…» - заметил он в одном из писем еще в 1961 году.
Стихотворение Маши Темниковой «Если бог нас своим могуществом…»
ВЕДУЩИЙ 3: Симонову присылали стихи и прозу, пьесы и мемуары, военно-исторические работы и литературоведческие исследования. К нему постоянно обращались начинающие и так называемые, бывалые люди пишущие мемуары, и уже профессионалы-литераторы: Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя.
ВЕДУЩИЙ 1: Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений. И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
ВЕДУЩИЙ 2: Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…\ Ведущий 3. Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину.
Эти пророческие строки К.Симонов написал еще в 1939 году. Поэт действительно «всю жизнь любил рисовать войну», военная тема стала ведущей в его творчестве. Лирические стихотворения, пьесы «Так и будет» и «Русские люди», трилогия «Живые и мёртвые» – вот далеко не полный список произведений Симонова о войне. Произведения стоят в ряду тех вершинных достижений литературы, что навсегда остались в памяти современников.
ВЕДУЩИЙ 1: Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда. Константин Михайлович Симонов ушел из жизни, «не дописав последнюю картину», в разгаре вдохновенной работы над художественной историей войны.
Ведущий 2. Согласно завещанию, прах поэта развеяли под Могилевом над Буйническим полем – там, где в июле 1941 года военкор Симонов впервые увидел воочию, как наши бойцы сожгли 49 немецких танков и бронетранспортеров, и где теперь высится валун со строго высеченной надписью «Константин Симонов» Вот уже 100 лет прошло со дня рождения Константина Симонова, а стихи его живут. Вместе с нами и «седой мальчишка на лафете», и «сын артиллериста», и безымянный солдат, заклинавший: «Жди меня, и я вернусь…», и другие герои стихов. Значит, жив поэт!
Звучит песня военных корреспондентов. РЕФЛЕКСИЯ.