Литературная гостиная, посвященная творчеству К.М. Симонова.«Я долг свой всегда по-солдатски приемлю…»
«Я долг свой всегда по-солдатски приемлю...»
Литературная гостиная, посвященная творчеству К.М. Симонова.
Цели и задачи: На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их; пробудить интерес к личности и творчеству поэта-фронтовика, военного корреспондента, писателя Константина Симонова; расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого; развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности; воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.
Ведущий 1: Жизнь и творчество Константина Симонова - явление по-настоящему масштабное, неординарное. Он был писатель неограниченного размаха: поэт, прозаик, публицист, драматург, кинодраматург с мировым именем, с мировой известностью.
И общественную работу он вел по-настоящему широко: редактировал крупные издания, был секретарем Союза писателей, депутатом, лауреатом многочисленных премий. И кроме всего прочего был очень интересным человеком.
Симонову было присуще остро развитое чувство товарищества. Он, не считаясь со временем, чем мог, помогал друзьям – Евгению Долматовскому, Михаилу Матусовскому, Маргарите Алигер, Алексею Суркову: пробивал в печать несправедливо затертые рукописи, был всегда готов поговорить по душам, поддержать в трудную минуту жизни.
Ведущий 2: Мать Симонова – Александра Леонидовна Оболенская происходила из старинного дворянского рода, но об этом, конечно, не говорили. Воспитывал Симонова отчим – красный комиссар Александр Григорьевич Иванищев, он привил мальчику привязанность и уважение к армии, ко всему военному.
Константина Михайловича назвали при рождении Кириллом, но он картавил, произнести Кирилл было для него сложно, поэтому он упростил имя и стал Константином.
Родился он в 1915 году в Петрограде, детство провел в Рязани и Саратове из-за переездов в связи с военной профессией отчима.
Ведущий1: В двухэтажном доме №86 по Малой Сергиевской улице (ныне улица Мичурина), где в Саратове поселился с семьей Александр Иванищев, проживало немало сверстников Симонова, детей кадровых командиров Красной Армии. Дом относился к военному ведомству.О тех годах Симонов вспоминал: «...Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Все полагалось делать по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая, ложь презиралась».
Ведущий2: Окончив семилетку в 1930 году, Константин Симонов «вместо восьмого класса пошел в фабрично-заводское училище учиться на токаря». Главной причиной такого решения он назвал «общую атмосферу строительства, которая захватила еще в шестом классе». «...в ФЗУ мы 4 часа в день занимались теорией, а 4 часа работали, сперва в собственных мастерских, а потом на заводах. Мне пришлось работать в механическом цеху завода «Универсал», выпускавшего американские патроны для токарных станков».
Ведущий 1: Мать Кирилла была против его решения поступать в ФЗУ. Отчим же считал, что в шестнадцать лет юноша волен принимать самостоятельные решения. Кроме того, материальное положение семьи было далеко не блестящим. «Мы жили туго, в обрез, и, когда я на второй год фабзавуча стал приносить 37 рублей в получку, это имело практическое значение для семейного бюджета»,– вспоминал писатель.Дом, где в Саратове жил Константин Симонов, сохранился и по сей день.
Ведущий 2: В 1931 году семья переехала в Москву, Симонов работал токарем на заводе, в это же время начал писать стихи, в 1934 году поступил в Литературный институт им. Горького, с 1936 года начал печататься.
Друзья по литинституту вспоминали, что часто собирались у Константина Симонова дома, а его мама обязательно кормила их и всем связала из разноцветной шерсти полосатые уютные кашне, в которых они щеголяли по институту.
Ведущий 1: 1939 год был знаковым для Симонова: он побывал на первой своей войне на Халхин-Голе, привез оттуда книгу новых стихов, в этом же году у него родился сын Алексей.
Симонов был женат на Евгении Ласкиной филологе, редакторе.
Творческая жизнь Константина Михайловича складывалась удачно, он много пишет, печатается, его пьесу «Парень из нашего города», посвященную войне в Испании, ставят в театре, жизнь его идет в ускоренном темпе.
Началась Великая Отечественная. И на этой же высокой скорости Константин Симонов ворвался в войну.
С чего начинается память – с берез?С речного песка? С дождя на дороге?А если - с убийства!А если – со слез!А если – с воздушной тревоги!А если с визжащей пилы в облаках,Со взрослых в пыли распростертых!А если с недетского знания – какЖивое становится мертвым!И в пять,И в пятнадцать,И в двадцать пять летВойной начинается памятьЗдесь в этой стране,Где не помнящих – нет,Попробуем это представить
Ведущий 2: В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в газете «Красная звезда».
Ведущий 1: Великая Отечественная война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.
Ведущий 2: Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
аудиозапись песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова)
Ведущий 1: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.
Ведущий 2: В Отечественную войну работу в газете «Красная звезда» Симонов начал со стихов. Но жизнь сразу повернула его к прозе; шли тяжелые бои, а это не всегда укладывалось в стихотворную форму. Но писал он и стихи: «Безымянное поле», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..», «Убей его». О стихотворении «Убей его» один фронтовик – танкист сказал: « Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый меткий снайпер.
«Убей его»
Если дорог тебе твой дом,Где ты русским выкормлен был,Под бревенчатым потолком,Где ты, в люльке качаясь, плыл;Если дороги в доме томТебе стены, печь и углы,Дедом, прадедом и отцомВ нем исхоженные полы;Если мил тебе бедный садС майским цветом, с жужжаньем пчелИ под липой сто лет назадВ землю вкопанный дедом стол;Если ты не хочешь, чтоб полВ твоем доме немец топтал,Чтоб он сел за дедовский столИ деревья в саду сломал...
И пока его не убил,То молчи о своей любви,Край, где рос ты, и дом, где жил,Своей родиной не зови.Если немца убил твой брат,Если немца убил сосед,Это брат и сосед твой мстят,А тебе оправданья нет.
Ведущий 1: Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (1941г.). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.
В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. И «усталые женщины», и «деревни с погостами», и «изба под Борисовым»- всё это для Симонова его Родина, его земля, пусть горькая, но «самая милая», за которую и жизнь отдать в бою не жалко.
А. СурковуТы помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих.Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.Не знаю, как ты, а меня с деревенскоюДорожной тоской от села до села,Со вдовьей слезою и с песнею женскоюВпервые война на проселках свела.Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,По мертвому плачущий девичий крик,Седая старуха в салопчике плисовом,Весь в белом, как на смерть одетый, старик.Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,Покуда идите, мы вас подождем."Мы вас подождем!"- говорили нам пажити."Мы вас подождем!"- говорили леса.Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,Что следом за мной их идут голоса.По русским обычаям, только пожарищаНа русской земле раскидав позади,На наших глазах умирали товарищи,По-русски рубаху рванув на груди.Нас пули с тобою пока еще милуют.Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,Я все-таки горд был за самую милую,За горькую землю, где я родился,За то, что на ней умереть мне завещано,Что русская мать нас на свет родила,Что, в бой провожая нас, русская женщинаПо-русски три раза меня обняла.
Ведущий 2: Сурков, обращаясь к Симонову, писал:
«... Испытало нас время свинцом и огнем.
Стали нервы железу подстать.
Победим и вернемся. И радость вернем.
И сумеем за всё наверстать...»
Ведущий 1: Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его тема Родины. Стихотворение построено в форме обращения поэта к своим современникам, солдатам, защищающим родную землю. При этом поэт не отделяет себя от них, он говорит от лица целого поколения.РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Ведущий 2: В январе 1942 года «Правда» опубликовала стихотворение «Жди меня», и поэт Константин Симонов стал всенародно известен. Он сумел угадать самое главное, самое всеобщее, написал то, что было жизненно необходимо ему самому. Стихи вышли с посвящением «В.С.», но секрета в этом большого не было, все знали, кто эта В.С. А в следующем, 1943 году на экраны вышел фильм «Жди меня» и главную роль в нем исполнила В.С. -Валентина Серова. Вся симоновская лирика военных лет, весь сборник «С тобой и без тебя» был горячо принят читателями. За стихами стояло то всеобщее и грандиозное – война, то всеобщее и всечеловеческое – любовь.
Ведущий 1: «Жди меня» – молитва, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
Ведущий 2: Константин Симонов был потрясающе работоспособен, его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записи.
Ведущий 1:В 1941 году Константину Симонову 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»? Из дневника писателя: «Не знаю, как другие, а я, несмотря на Халхин-Гол, в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда буду».
Ведущий 2: И там же, через пять-шесть страниц: «Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы».Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле. Это все тогда пережили.
«Горят города по пути этих полчищ»
Горят города по пути этих полчищ.Разрушены села, потоптана рожь.И всюду, поспешно и жадно, по-волчьи,Творят эти люди разбой и грабёж.Но разве ж то люди? Никто не поверитПри встрече с одетым в мундиры зверьём.Они и едят не как люди как звери,Глотают парную свинину сырьём.У них и повадки совсем не людские,Скажите, способен ли кто из людейПытать старика на верёвке таская,Насиловать мать на глазах у детей?Закапывать жителей мирных живыми,За то что обличьем с тобой не одно.Нет! Врёте! Чужое присвоили имя!Людьми вас никто не считает давно.Вы чтите войну, и на поприще этомТакими вас знаем, какие вы есть:Пристреливать раненых, жечь лазареты,Да школы бомбить ваших воинов честь?Узнали мы вас за короткие сроки,И поняли, что вас на битву ведёт.Холодных, довольных, тупых и жестоких,Но смирных и жалких как время придёт.И ты, что стоишь без ремня предо мною,Ладонью себя ударяющий в грудь,Сующий мне карточку сына с женою,Ты думаешь я тебе верю? Ничуть!!!Мне видятся женщин с ребятами лица,Когда вы стреляли на площади в них.Их кровь на оборванных наспех петлицах,На потных холодных ладонях твоих.Покуда ты с теми, кто небо и землюХотят у нас взять, свободу и честь,Покуда ты с ними ты враг,И да здравствует кара и месть.Ты, серый от пепла сожжённых селений,Над жизнью навесивший тень своих крыл.Ты думал, что мы поползём на коленях?Не ужас, ярость ты в нас пробудил.
И пускай до последнего часа расплаты,Дня торжества, недалекого дня,Мне не дожить как и многим ребятам,Которые были не хуже меня.Я долг свой всегда по-солдатски приемлюИ если уж смерть выбирать нам друзья,То лучше чем смерть за родимую землюИ выбрать нельзя...
Фрагмент из фильма «Живые и мертвые»
Ведущий 1: Пятнадцать лет Константин Симонов работал над трилогией « Живые и мертвые». «Это самое капитальное из того, что написано о войне»,- писал поэт Алексей Сурков.
Ведущий 2:Среди наиболее известных его историко-художественных произведений романы «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964) и «Последнее лето» (1971). Эти романы были экранизированы.
Ведущий 1: На шестом километре дороги из Могилева в Бобруйск сквозь деревья видна площадка с большим диким камнем.
Что это, памятник? У камня всегда цветы и высечено имя – Константин Симонов. Это память о человеке, чья жизнь была связана крепко с судьбой тех, кто воевал с живыми и мертвыми.
С тыльной стороны камня – литая доска «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».
Здесь недалеко сохранились остатки рва, чтобы остановить танки, но их остановил не ров, а люди, тут и полегшие. Симонов видел, как это было... Помнил об этом всю свою жизнь и однажды обмолвился, что хотел бы, чтоб его прах был развеян на Буйническом поле боя под Могилевом.
В своей последней работе «Шел солдат» Симонов говорит: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне весь век не забыть – поле под Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков»
Каждая эпоха рождает художников, которые всем существом, всеми мыслями, всей жизнью, всем творчеством очень точно соответствуют именно этому времени, именно этому народу.
Они родились для того, чтобы стать выразителями этой эпохи.
Счастье художника, что он нужен, он живет в своем времени, у него есть слова и краски, чтобы выразить и показать жизнь, которую он знает, которой живет, болями которой болеет, радостям которой радуется.
Вот таким поразительно современным художником был Константин Михайлович Симонов.
13ђЗаголовок 115