Статья по музыке Практическое применение современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках музыки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сокольская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Кретова А.Ф.»
Практическое применение
современных образовательных технологий
в учебно-воспитательном процессе
на уроках музыки
Подготовила
Глазкова Е.А., учитель музыки
МКОУ «Сокольская СОШ им. Кретова А.Ф.»
2016 г.
«Музыка – странная вещь.
Я бы даже сказал – чудо.
Она находиться на полпути между
мыслью и явлением,
между духом и материей,
это что-то вроде смутного посредника,
и похожего и не похожего на эти полярности,
- дух, который требует выражение времени,
и материя, которая может обходиться без пространства»
(Г. Гейне.)
Музыка. Для каждого человека, в этом слове, заключен огромнейший мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Музыка – вечная загадка для человечества. В истории мировой культуры нет ни одной эпохи, в которую бы лучшие умы человечества не пытались дать ответ на вопрос о том, что есть музыка, что есть искусство. Ещё в глубокой древности люди пытались осознать, что есть музыка, для чего она, как возникла. Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Урок – это основная педагогическая форма организация процесса познания человеком мира посредством формирования опыта своей жизнедеятельности. Урок – это организованное общение педагога и обучающихся, обучающихся между собой. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала обучающихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у обучающихся знания, умения и навыки. Развивающая функция урока – нацеленность на развитие духовных и психологических качеств обучающихся. Подлинное педагогическое искусство состоит в воздействии не только на ум, но и на чувства. Успех работы учителя музыки во многом зависит от его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей. Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой активности в классе. Так какой должен быть урок музыки в современных условиях? В наше время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыки, коренным образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой жизнью: ученик живёт в технологической сфере, которая насыщена компьютерами, DVD и mp3-плейерами, мобильными телефонами и т. д. Идти в ногу со временем и применять современные технические средства в учебном процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию обучающегося. В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то обучающиеся будут ходить на уроки без пропусков, будут ждать встречи с искусством и результат не заставит ждать. Музыка и информационные технологии - совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков обучающихся. ИКТ можно использоваться как при проведении моноцелевых уроков (с точки зрения типологии), так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации обучающимся, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знанием функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
Необходимо изменить роль обучающегося в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между обучающимся и учителем изменяются в сторону партнерских, а обучающийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация обучающегося. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. Администрация школы предоставила необходимое оборудование (музыкальный центр, мультимедийный комплекс). Это позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет обучающимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п.
Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплектов «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов. Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс средств обучения, в который входят:
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов. Опер, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.
Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
Творческие (интерактивные) задания для обучающихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры обучающегося.
Сегодня компьютер, аудио- и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная фонотека – собрание звукозаписей на CD, DVD диски. Наша жизнь немыслима без телевидения, Интернета. С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира. Узнать об интересной передаче, о музыке мне помогают программы, которые публикуются на страницах газет, в Интернете. На телеканале «Культура» можно посмотреть и записать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты и т.д. В Интернете скачать «минусовку» и «плюсовку» песен, найти слова и ноты.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
На уроках музыки материал, возможно, преподнести другими формами: выполнение сообщений, проектов, тестов и мн. др., при этом, используя программы PowerPoit, PhStori, Photoshop, Movie Maker, NERO и т.д. Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD-диски для 6, 7 классов по программе Критской, ИИСС «Ключи» (материал для школьного курса «Музыка» 1-4 класс). Диски с подборкой мюзиклов., и аудио-материалов, работа с Интернетом. Большая подборка аудиокассет «Шедевры классической музыки».
Работая над проектами, обучающиеся самостоятельно выбирают тему для проекта. Опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор информационного и иллюстративного материала. Для проведения школьных праздников создаются тематические презентации и обработка песен. Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.
Анализ результатов анкетирования обучающихся, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92% обучающихся отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание обучающихся остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости обучающихся на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом информационного музыкального обучения должно стать представление обучающихся о деятельности музыканта-композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, о высшей потребности в преобразовании человека. ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Нам предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
На основе сказанного ставлю перед собой задачи:
Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках музыки.
Расширить фонотеку «Музыка»
Освоить новые компьютерные программы, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge
Организовать внутришкольную олимпиаду по предмету «Музыка».
Это позволит еще больше расширить мои возможности и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Заголовок 115