Дороги Победы (сценарий открытого внекласссного мероприятия. посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Краснодарский край, муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- средняя общеобразовательная школа № 12
План-конспект внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Литературно-музыкальная гостиная
«Дороги Победы»
Разработал учитель русского
языка и литературы
Рябова А.А.
2015
Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ, патриотизма, гражданской зрелости, уважения к людям, победившим в страшной войне и преодолевшим все тяготы сурового военного времени.
Задачи:
1.Сформировать у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны.
2.Познакомить учеников с трудностями, с которыми столкнулся наш народ во время Великой Отечественной войны.
3.Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы войны.
4.Прививать любовь и уважение к своей Родине и народу.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, записи песен о войне, отрывки из фильмов.
Реквизит: солдатская форма, поленья, чёрный хлеб, тушёнка, сало, лук, фляжка.
Время подготовки-2 недели.
Участники мероприятия: ученики 6 «Б» класса.
Ход мероприятия
Учитель: Как много красивых и добрых слов на земле: мама, любовь, доброта, цветы… И какое ужасное слово «война». 9 мая-это, пожалуй, единственный праздник в нашей стране, когда нам хочется и радоваться, и плакать. Уже 70 лет прошло с великого дня, того далёкого дня Великой Победы, но память об этой войне жива в сердцах каждого из нас. Знаменитого актёра театра и кино Василия Ланового однажды спросили: «А что вы в России так со своей Победой носитесь?» Он ответил: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру? Дания сопротивлялась ровно день, а вся Европа покорилась за три месяца»
Великая Отечественная война стала самой кровопролитной и самой разрушительной в истории нашей страны. Это миллионы искалеченных судеб, тысячи разрушенных городов и деревень, школ и больниц, домов и вообще оборванных жизней. Разве можно это всё забыть? Мне хочется, чтобы сегодня вы увидели и поняли, какой ценой досталась нашему народу Победа, сколько дорог пройти, сколько мук испытать. А ведь каждому человеку на этой большой земле просто хотелось жить!
Чтец 1 .
Была война,жестокая война.
Огонь и смерть, страдания и боль.
Лишений наш народ хлебнул сполна,
Но стал сильнее, как клинок стальной,
Который то нагреют докрасна,
То долго в ледяной купели держат.
Закалку обретая навсегда,
(Одноклассники Володя и Лёля танцуют на выпускном вечере, звучит мелодия «Рио-Рита». Всё прерывается звуками сирены и объявлением войны.)
Слайды 6-9
Володя, прощаясь с Лёлей, говорит:
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души…Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
(Под марш «Прощание славянки он уходит с другими солдатами на войну)
Слайд 10-11
(Солдат ползёт на поле боя, получает ранение. Его спасает санитарка и делает перевязку).
(Слайд 13)
Учитель: санитары, врачи и медсёстры спасали тысячи людей, под градом пуль и снарядов, пребывая иногда без сна по несколько суток, оперируя, делая перевязки, стирая и гладя бинты, но стойко борясь за жизнь каждого.
Игнатущенко София в роли санитарки читает стихотворение «Бинты» :
(Слайд 12-15)
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Учитель: Каждую минуту войны материнское сердце терзалось от неизвестности за жизнь сына или дочери, ушедших на фронт.
Слайд 157. Видеохроника освобождения Армавира сопровождается песней «Молитва»:
Ах, мой сынок,
На какой из чужих дорог
Стынет сердце твое на снегу?
Я молитвой тебе помогу.
Ах, неспроста
Так уныло сияет звезда
Над далекой, чужой стороной
Над твоей и моей судьбой.
Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня,
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой -
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.
Ах, мой малыш,
Среди улиц, домов и крыш
Неприкаянно, чуть дыша,
Заплутала моя душа.
Ах, неспроста
Так упрямо твердят уста.
Все пройдет, и весенней порой
Ты вернешься, мой сын, мой герой
Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня,
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой -
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.
Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня,
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой -
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.
Ах, мой сынок,
На какой из чужих дорог
Стынет сердце твое на снегу?
Я молитвой тебе помогу.
Учитель: Сколько нужно было каждому русскому человеку иметь героизма, мужества и стойкости, чтобы воевать с врагом не день или два, а столько лет подряд, терпя голод и холод, лишения, постоянно быть под прицелом. А так хотелось кому-нибудь выговориться, поделиться, хотя бы в письме:
(Слайд 18)
Здравствуй, мама! Это твой сынок.Раздобыл я ручку и листок,Чтобы написать тебе хоть пару строк.Помнишь, мама, раннюю весну,Как из школы я домой спешу?Ты встречаешь радостно меня,Говоришь, что молодец я у тебя.Мамочка, мне страшно на войне.Очень я скучаю по тебе.Разлучила нас проклятая война,Только горе она людям принесла.День и ночь лишь выстрелы кругом,И горит все пламенным огнем.Но, как только наступает тишина,Вспоминаю, мамочка, тебя.Я вернусь к тебе, ты только жди!Мне бы продержаться до весны.Год уже прошел, хочу домой.На побывку я приду весной.Мамочка, любимая моя.Помолись, родная, за меня.Попроси у Бога, чтобы сил мне дал,Чтоб в бою я духом не упал.Мне заканчивать пора свое письмо.Ждет меня военный эшелон.Отправляюсь, мама, в долгий путь.Сына Михаила не забудь!
Учитель: Но советский человек старался выстоять и выдержать все преграды на пути, даже находясь в плену, даже зная, что любому грозит смерть:
(слайд 19)
ПАЛАЧУ
Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час -- умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей. Увы, не тысячу, а только сто в сраженье Я уничтожить смог подобных палачей. За это, возвратясь, я попрошу прощенья, Колена преклонив, у родины моей.
Учитель: Наверное, только те люди способны переписывать историю, умаляя заслуги нашего народа-победителя, лишь тот может запрещать праздновать День Победы или носить ордена, кто не терял на войне своих близких. Почти каждая мать потеряла на этой войне хотя бы одного ребёнка. А нашей землячке, Епистинии Фёдоровне Степановне, судьба завещала похоронить девятерых сыновей. Жила она в хуторе 1 Мая (Тимашевского района). За подвиг её материнского сердца она награждена орденом Героя Советского Союза.
(Слайд 20-21)
Учитель:У каждого советского человека во время войны было 2 матери: родина-мать и мать, подарившая жизнь. Одна звала без устали работать и воевать, а другая страдала, плакала и верила, что самое дорогое, что есть у каждой женщины, война не заберёт.
Учитель: Пока мужчины, годные к службе, сражались на поле боя, женщины помогали Родине в самое трудное время встать с колен. Одни уходили на фронт, становясь зенитчицами, пулемётчицами, летчицами, снайперами. Иные лечили раненых. Другие заменяли мужчин у станков на заводах, разбирая руины разрушенных городов. Но кроме этого, им ещё нужно было растить детей. Самый тяжёлый голод и холод вынесли ленинградцы во время блокады, когда не было ни электричества, ни воды,
К печи поленья поднеси,
оладьи замеси.
Трещат морозы на Руси,
морозы на Руси.
-
Безмолвен лес, безлюден сад,
и в поле ни следа –
такие холода стоят,
такие холода!
-
Ах, мама! Ты едва жива.
Постой, ты вся в снегу.
Оставь тяжёлые дрова,
давай я помогу.
-
Зачем ты всё – сама, сама?
Не стой на холоду…
Какая долгая зима
в сорок втором году!
-
Не тает иней по углам,
а ночь – над головой.
Мука – с картошкой пополам,
над полем – волчий вой.
-
Дымятся снежные холмы,
и ночи нет конца.
Эвакуированы мы,
и нет у нас отца.
-
Так страшно дует из окна,
и пруд промёрз до дна.
Так вот какая ты, война!..
Что говорить? Война.
-
Лютее, снежнее зимы
не будет никогда.
Эвакуированы мы
из жизни навсегда.
-
Метёт, а небо так черно,
что кажется: сейчас
на нас обвалится оно –
да и придавит нас.
Учитель:
Каждый человек в нашей стране знал цену хлебу во время Великой Отечественной войны. Его получали по карточкам. Норма для ленинградцев была 125 гр в день. В состав этого хлеба входила мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.Самое тяжёлое испытание пришлось перенести детям этого блокадного города. Ещё малютками они мёрзли в роддомах, затем дома… Многие из них умирали от голода и холода.
(Слайд 36-37)
Но самые мужественные и стойкие, ваши ровесники, становились у станков на заводах, собирали грибы и ягоды для фронтовиков, помогали ремонтировать дороги, ухаживать за животными на фермах. Многие школьницы помогали раненым в госпиталях писать письма родным. Они забыли, что такое детство. Да и в школах, которые были наполовину разрушены, детей ожидала нежизнерадостная учёба- зимой занимались в шапках и телогрейках.
Учитель: Дети рано узнали, что значит слово «фашист» и что значит умирать.
(Стихотворение «Варварство» М. Джалиля)
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Учитель: Но самое страшное ожидало тех мужчин, женщин и детей, которые попадали в концентрационные лагеря(Освенцим, Бухенвальд, Равенсбрюк(для женщин), Силаспилс (для детей, который находился на территории оккупированной Латвии)
(Слайды 47-52)
Физически сильных заставляли работать, неугодных расстреливали, особенно евреев и цыган истребляли в газовых камерах, пытали, проводили медицинские опыты. Каждый из концлагерей славился своей изощренностью в пытках и мучениях. Тысячи людей изнуряли голодом по 1-2 месяца, пока человек медленно не погибал. Как свидетельствует статистика, 18 млн человек из разных стран Европы были схвачены и распределены по концлагерям, и только меньше 7 млн. человек осталось в живых благодаря освободителям. Именно они являются живыми свидетелями всех ужасов этой войны.
Ещё осталось много молчаливых свидетелей той эпохи -это письма. Свёрнутые треугольником, они доставлялись в первую очередь родным и на фронт через полевую почту.
Этот маленький белый листок Посылаю в землянку тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне, Не давая пощады врагу; Чтоб в землянке порой находясь, Знал, любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час... ....................................................
Не тоскуй же, герой дорогой! Этим самым хочу я сказать: Далеко ты, но сердце с тобой, Вижу я дорогие глаза....Ветер песню мою унесет, Чтоб тебе помогала в бою. Помни: девушка верит и ждет И любовь, и победу твою!
Звучит песня «Синий платочек
(слайд 57), звук пения птиц. Инсценировка стихотворения
«Красная ромашка» (разговор белой и красной ромашки)
Лишь лучи лугов коснулись —
Все ромашки встрепенулись,
На подруг глядят с любовью:
«С добрым утром!
Как здоровье?»
Тихо гладит на рассвете
Лепестки ромашек ветер,
И заря росою чистой
Осыпает луг душистый.
Что за счастье — так качаться,
Невзначай подруг касаться!
Только вдруг случилось что-то,
На цветы легла забота:
Это девочка-ромашка
Загрустила — вот бедняжка!
Не белы её обновы,
Лепестки её багровы.
Как одна, ромашки луга
Все похожи друг на друга.
Отчего ж оделась эта
В лепестки иного цвета?
Окружили всей гурьбою:
— Что же, девочка, с тобою?
Мы белы, а ты багряна,
Это странно, очень странно...
И ромашка им сказала:
— В страхе я всю ночь
дрожала.
Здесь солдат в разгаре боя
Защитил меня собою.
На рассвете вражьи пули
По плечу его хлестнули,
Но не чувствовал он боли,
Все враги остались в поле!
Лепестки мои багряны —
Это кровь его из раны,
Я в кумач теперь одета,
Как Чулпан — звезда
рассвета.
И пошёл он снова биться.
Кровь его во мне струится,
Алой звёздочкой горю я,
На заре о нём тоскуя.
(Сценка «На привале»):
Бойцы идут после выполненной операции.
Соня: Ах, как я устала, больше не могу.
Лена: Есть хочу, сейчас умру.
Ишхан: Давайте сделаем привал.
(Садятся, едят хлеб, тушёнку )
Давид: Как я хочу маминого белого тёплого хлеба с хрустящей корочкой! Как мне хочется, чтобы обняли меня эти родные мамины руки!
Арнольд: Жива ли там моя мама?
Артём: А меня война призвала прямо с выпускного вечера. Эта подлая война разлучила меня с любимой девушкой. Как она там, если ещё жива?
Гриша: Хватит вам грустить, давайте лучше веселиться!
(Танцуют под песню «Смуглянка»)
Танец прерывается. Прибегает юноша, кричит: «Братцы, война закончена! Победа!»
(Слайд 60)
(встреча победителей. Лёля и Володя снова встречаются на вокзале.
Володя: Лёля,Лёлечка, живая!
Лёля: Володя! Боже мой! Живой!
(Обнимаются)
Володя:
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Учитель: Нашим героям повезло. С тех пор прошло уже много лет. Они отметили золотую свадьбу и даже вырастили правнуков. Но реальность для большинства была гораздо более жестокой.
Эльза А.:
Клинок в себе тепло огня содержит.
Но всё проходит… Так пройдёт гроза,
Оставив мир омыто-обновлённым.
Отчизною, как горькая слеза,
Текла война, смывая миллионы
Ни в чём не винных. Вспомните о них,
Они незримо здесь, незримо с нами.
У нас немало унесла родных
Лена Ф.:
Война проклятая. Помянем их словами,
Что только им одним сказать должны,
Не высказав их вовремя, к несчастью.
Нам нужен мир! Мы не хотим войны!
Нам нужно жить, мы знаем цену счастью:
Оно в сединах наших матерей,
Оно в отцовских незаживших ранах…
За счастье жить, любить, растить детей –
Поклонимся сегодня ветеранам!
Учитель: Давайте поклонимся тем, кто дожил до Победы и всем тем, кто остался в земле и не увидел этого мирного неба.
Звучит песня «Поклонимся…»
(Слайд 64 под песню из к/ф«Офицеры»)
Учитель: С каждым годом всё меньше становится ветеранов. Но уже подросли их правнуки, которые могут рассказать о них.
Печенин А. рассказывает о своём прадедушке
Макатаева Н.
Газарян А.
Учитель: Мне хочется вам пожелать, ребята, чтобы вы помнили, какую цену заплатил наш народ за Великую Победу, чтобы ни одному иностранцу вы не позволили перекраивать историю на свой лад. Дай Бог, чтобы никогда вам не довелось воевать. А если всё-таки придётся, помните одно: «Возвращайтесь»
Звучит финальная песня «Возвращайтесь»
Улетают на Юг журавли,
Клин врезается в небо ночное.
Я зажгу на окне три свечи,
Растоплю печь и скатерть накрою.
Одиноко поленья трещат,
Пламя дышит, но нет тепла.
Возвращайтесь скорее с войны
До зари, до светла, до утра.
Припев:
Возвращайся муж к жене,
Возвращайся брат к сестре,
Возвращайтесь, возвращайтесь, возвращайтесь.
Мать сыночка ночью ждёт,
А девчонка слёзы льёт
О любимом, о желанном, о родном.
Рвазметала нас по свету пыль дорог,
Жизнь-разлучница морочит не впервой,
Светит в холоде ночи мой уголек
Тем, кто снова возвращается домой.
Да не забыть порога дома своего,
Не срубить берёзы старой у калитки,
И вечернею зарею над рекой
Не забыть родной приветливой улыбки.
Припев:
Возвращайся муж к жене,
Возвращайся брат к сестре,
Возвращайтесь, возвращайтесь, возвращайтесь.
Мать сыночка ночью ждёт,
А девчонка слёзы льёт
О любимом, о желанном, о родном.
Улетают на юг журавли,
Клин врезается в небо ночное.
Возвращайтесь скорее домой.
Быть любимыми - счастье большое.