Конспект занятия по ИЗО для 2 класса «Декоративно-прикладная композиция»


Урок по предмету «Декоративно – прикладная композиция» во 2 классе изобразительного отделения ДШИ.
Тема «Лепка и роспись вазы по мотивам Гжели».
Преподаватель: Кривошеева Марина Николаевна, ДШИ г. Завитинска Амурской области
Тип занятия: практическое закрепление изученного материала.
Цель: Выполнение росписи вазы по мотивам Гжели на основе изученных приёмов росписи, эскиза росписи; обобщение изученного материала по теме «Гжель».
Задачи:
обучающая: учить детей вести длительную последовательную работу над образом изделия, сюжетом росписи (пластическим и декоративным решением);
развивающая: развивать эстетический вкус и фантазию, закрепление техники мазкового письма;
воспитывающая: воспитывать интерес к народному искусству, воспитание культуры труда.
Оборудование: видеоматериалы, магнитная доска, видеопроектор;
Материалы: изделия для росписи, акрил, кисти, палитры, альбомы, салфетки тканевые.
Музыкальный ряд: записи народной музыки.
Зрительный ряд: иллюстрации с образцами росписи, готовые изделия.
Подготовительная работа:
на первом уроке дети изучили историю промысла, рассмотрели виды изделий, изучили стилистику форм гжельских изделий; на основе стеклянных бутылок учащиеся создавали образы ваз, в конце занятия дети грунтовали вазу белым акрилом.
На втором уроке дети изучали основные элементы, мотивы росписи, выполняли упражнения в альбомах. Выполняли бордюрные орнаменты, элементы и мотивы мазковой росписи.
План занятия: (1-й час)
1. Целеполагание
2. Повторение пройденного материала. Игра «Знатоки народного искусства»
3. Постановка учебной задачи.
4. Выполнение эскиза росписи.
5. Анализ работ.
(2-й час)
1. Постановка учебной задачи.
2. Роспись изделия по мотивам Гжели.
3. Выставка и презентация изделий.
Ход урока: 1. Целеполагание.
Педагог: Проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку
Загадаю вам загадку
Кто быстрее ответ найдёт,
Тот первым и тему урока назовёт.
Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
На прошлых уроках мы познакомились с историей всемирно известного народного промысла Гжель, рассмотрели внимательно изделия этого промысла, характерные особенности формы посуды. Затем каждый из вас создал собственный образ вазы, используя стеклянную бутылку.
(На столе перед педагогом готовые вылепленные изделия детей). На следующем занятии (2 учебных часа) мы изучали особенности росписи Гжели, используя различные приёмы работы кистью, тренировались в исполнении различных орнаментальных мотивов.
2. Повторение пройденного материала.
Игра «Знатоки народного искусства».
Отгадав этот кроссворд, мы повторим некоторые сведения о промысле и изделиях Гжели.
LINK Excel.Sheet.12 Книга1 Лист1!R10C4:R20C19 \a \f 4 \h
3. 1. 4. к в а с н и к б 2. и 4. 5. 1. г о л у б о й н ф к 2. к е ра м и к а у 3. г ж е л ь й рм т ы ф г й 5. ро з а рн
По горизонтали:
1.Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
2. Глиняные изделия, обожжённые в печи (керамика).
3. Этот посёлок называют родиной и колыбелью русской керамики (гжель).
4. Декоративный сосуд с туловом в виде кольца, длинным изогнутым носиком, часто на ножках (квасник).
5.Основной мотив гжельской росписи (роза).
По вертикали:
Основной мотив гжельской росписи, растительный орнамент (букет).
Основной цвет гжельской керамики (белый).
Основной цвет гжельской керамики (синий).
Вид тонкой керамики (фарфор).
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе (кумган).
Постановка учебной задачи.
Рассмотрим особенности росписи изделия в соответствии с формой. Работа по иллюстрациям, видеоматериалам.
Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники и миски. Особенно интересны в исполнении кумганы и квасники: они были похожи на архитектурные сооружения, декор же дополнял эти ощущения. Декоративные фигуры посажены на тулово, как скульптура на фронтоне здания. Кувшины, кумганы, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.
Приложение № 1
Во всех изделиях, начиная с уникальных произведений и кончая тиражной продукцией, применяют только ручную роспись, которая придаёт индивидуальный характер каждому предмету. В каждой вещи с необыкновенной смелостью и фантазией. Легко и непринуждённо варьируются букеты и гирлянды, вводятся геометрические пояски, а в крупных изделиях – целые сюжеты с пейзажами, архитектурными сооружениями и человеческими фигурами, изображаемые условными средствами декоративного искусства. Декоративно оформляются все части предметов. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшается ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он назывался «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладутся широким круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок – пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Орнаментальное богатство гжельской росписи достигается во многом за счёт сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, чёткой штриховкой усиков и разнообразием бордюров. ( Во время объяснения дети рассматривают образцы изделий по видеоматериалам, иллюстрациям). Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Физкультминутка.
( Учащиеся выполняют упражнения за педагогом)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу (Махи руками над головой)
Руки согнули, кисти стряхнули
Ветер сбивает росу. (Движения кистями рук)
В сторону руки
Плавно помашем, это к нам птицы летят. (Махи кистями рук )Как они сядут, тихо покажем
Руки согнули назад. ( Руки согнуть за спиной и сесть).
Постановка учебной задачи.
Ваша задача выполнить на бумаге формата А3 зарисовку вылепленной на прошлом уроке вазы , далее выполнить эскиз росписи вазы, руководствуясь образцами и схемами росписи.
Самостоятельная работа детей.
Работу выполняют под музыку. Во время работы оказание педагогом индивидуальной помощи, советы по композиции росписи.
Анализ работ.
Готовые эскизы вывешиваются на доске. Дети под руководством педагога обсуждают грамотность композиции, выполнение отдельных мотивов и элементов.
На время второго учебного часа дети выполняют роспись вазы.
Постановка учебной задачи.
Представим себя в мастерской народных мастеров. Сегодня вам предстоит выполнить роспись собственной вазы, используя эскиз.
Самостоятельная работа учащихся.
При недостаточном количестве времени дети заканчивают работу на следующем уроке. Во время работы обращать внимание детей на организацию рабочего места, правильность выполнения элементов.
Итоги.
В конце блока занятий по Гжели в мастерской проводится выставка готовых изделий. Каждому ребёнку надо представить свою работу, дать название, и рассказать какие средства художественной выразительности он использовал для передачи образа.
Приложение № 2
Приложение №1 Изделия Гжели
-4006857683500
20193024955500-2473960249174000
51054016256000
15176525400000
-156845-44132500
-478155463550029451304635500


Приложение №2
318325537020500-9969537211000Роспись ваз по мотивам Гжели.
317944523622000-48958529273500
31343608890001270444500
338010516446500-25590523304500
3168015466534500-166370465582000-222250-4191000

-6902457239000