Педагогическая статья на тему: «Гигиена певческого голоса»


Бутримова И.А.
Педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества» Корочанский район Белгородской области
Педагогическая статья на тему: 
«Гигиена певческого голоса»
Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент, 
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!
Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос 
Миллион незримых струн!
Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. Не зря на занятиях вокала, отводится место теме: «Гигиена певческого голоса».
Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
1. Изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
2. Выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
3. Изучением физических возможностей человеческого организма;
4. Составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых" профессий, так как именно это может помешать им впоследствии быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания голоса ограничат их творческие возможности, особенно это касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но также и от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов, плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.
Бывают часто случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с "голосом" большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие причины, которые вызывают эти расстройства голосовой функции, а причин может быть множество, так как все выше перечисленные системы принимают участие в работе организма человека, выступающего перед аудиторией (педагога, лектора, артиста, юриста и так далее).
На какие лор-органы при отборе детей для занятий вокалом должен обратить внимание фониатор (врач который лечит голос), чтобы не пропустить патологических изменений, препятствующих нормальному развитию и профессиональной эксплуатации голоса?
Миндалины. Большие миндалины затрудняют движение отдельных частей мягких резонаторов, что приводит к нарушению четкой артикуляции. Воспаленные миндалины дают частые воспаления гортани (ларингиты), трахеи (трахеит).
Аденоидные разращения. Аденоидные разращения в носоглотке приводят к хроническим катаррам носа, а также постоянно раздражают своими выделениями слизистую нижележащих отделов дыхательных путей (глотки, гортани, трахеи), а голосу придают излишний носовой оттенок и гнусавость.
Зубы. Больные кариозные зубы нередко вызывают хронические заболевания миндалин, вызывают воспаление слизистой глотки, что приводит к расстройству голосовой функции.
Органы слуха. Хороший слух, здоровый голосовой аппарат - это одно из первых условий в голосоречевых профессиях. Иногда элементарное нарушение гигиены (серные пробки в ухе) приводят к падению слуха.
Все это очень важно для нормальной жизнедеятельности организма, особенно растущего. С нарушением работы какой-либо железы может быть связана задержка анатомического развития голосового аппарата, поэтому надо очень внимательно наблюдать подростков в период мутации.
Очень часто бывает, что человек "голосовой" профессии обладает хорошим здоровьем, прекрасными голосовыми данными, но, нарушая правила гигиены голоса при отсутствии дисциплины или низком уровне культуры, он утрачивает лучшие качества голоса и не может достичь истинного мастерства и высокого профессионализма.
Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму деятельности. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и первой доврачебной помощи).
Надо знать правила гигиены, соблюдать их и учить других быть культурными в этом плане. Эти сведения должны входить в общеобразовательную программу объединений занимающихся голосоречевой деятельностью, в самодеятельных художественных коллективах, чтобы ликвидировать этот пробел и дать элементарные и доступные сведения об анатомии, механизме голосообразования и гигиене голоса.
В работе могут быть внешние и внутренние раздражители: деятельность мышц; рабочая обстановка; деятельность нервной системы; освещение; работа органов дыхания, сердца; посторонние звуки, шумы; функционирование органов слуха, зрения; посторонние лица, присутствующие на занятиях; эмоциональные реакции, объяснения педагога. Только максимально устранив отрицательное влияние раздражителей, создав благоприятную для занятий или для работы атмосферу, мы можем получить желаемый результат в любой творческой деятельности.
Какие условия необходимы для становления голоса?
1. Психологический климат, моральная обстановка: для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья. Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В общении необходима предельная естественность и доброжелательность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей.
2. Грамотность наставников в области физиологии и гигиены: следует обратить серьезное внимание на то, чтобы лица, работающие в области вокально-музыкального искусства, хорошо знали природу и свойства любого голоса и его физиологические возможности.
3. Система в занятиях и репетициях: это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках, системы занятий дает результаты и творческие и физические. Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л. Д.Роботнова.4. Очень вредно не только петь в больном состоянии, но также и присутствовать на репетициях: активное и мысленное пение идентичны.
5. Надо избегать переутомления голоса: если была неожиданная большая нагрузка, то дайте аппарату отдохнуть, помолчите - это лучшее лекарство. Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60 мин. для профессионалов). Надо помнить, что сегодняшний день - это звено в цепи последующих дней вашей творческой жизни.
6. Вред перенапряжений моральных и физических: часто возникают профессиональные заболевания при напряженной и спешной подготовке к конкурсам, спешных вводах в партии, при неожиданных заменах товарищей в давно неисполняемых партиях. Это происходит и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на нервную систему.
7. Никогда не форсируйте звук: "Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezza voce", - советует профессор Прянишников. Великий французский педагог Дельсарт говорит об этом так: "Всегда довольно голоса у того, кого слушают".
8. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и высоких нот: это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос.
9. Режим занятий: он должен учитывать чередование (предметов) занятий с голосовой нагрузкой и без нее. В дни, когда проходят концерты, нагрузка должна уменьшаться, чтобы регулировать свою физическую и психическую нагрузку и этим избежать переутомления, возможно, придется пропустить часть других занятий в этот день.
10. Невероятно вредна работа в хоре, пока нет правильных вокальных навыков: это недопустимо, когда нет никакого контроля звучания собственного голоса.
11. При любой вокальной работе обязательно распеваться: это своеобразный "туалет" или спортивная "разминка" голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма, будит эмоциональную сферу; разогревает творческую фантазию; налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата); закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями; собирает творческое внимание.
12. Необходимые качества характера: самодисциплина, воля, целеустремленность, психическая стабильность, ровность настроений, внимание, уверенность в своих силах, смелость - эти качества надо воспитывать любому человеку. Они помогают следить за массой мелочей, игнорирование которых может обернуться трагедией, избавиться от ненужных привычек, мешающих работе. Уверенность в себе и свои силы может возникнуть только в результате хорошей подготовки, четкого, грамотного представления о творческих процессах, в том числе голосообразования, и выработки навыков технического совершенства.
13. Поддерживать постоянно голосовую форму: это еще одно очень важное требование, не надо забывать, что самые опытные и талантливые певцы должны периодически проверять правильность звучания своего голоса. Даже лучшие мастера сцены заглядывают для этого к своим "маэстро". Необходимо восстанавливать, контролировать свои условные рефлексы, певческие навыки. Сам исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает потерь. Нужно "постороннее ухо" для контроля.
14. Работа с голосом в период мутации: к профилактике наряду с общими требованиями голосовой гигиены относится запрещение петь, декламировать и всячески перенапрягать голос, особенно при наличии острых катаров верхних дыхательных путей. Во всех тех случаях, когда после затихания катаров верхних дыхательных путей у детей остается более продолжительная хрипота, следует рекомендовать тщательное ларингоскопическое исследование. Особая осторожность требуется при преподавании пения. Дети, страдающие хрипотой голоса, должны быть освобождены от активного пения, пока у них продолжается хрипота.Для предотвращения нарушений голоса у детей очень важна просветительная работа среди педагогов и родителей. Им необходимо объяснить, что нарушения голоса, приобретенные в детском возрасте, могут сохраниться до более позднего возраста, что они исключают для такого человека возможность работы по ряду профессий и, таким образом, тяжело ограничивают его в социальном отношении.
15. Конечно, важна и проблема питания: пища – это строительный материал, сила для организма и сила «для голоса», так как пение - это физический процесс, который требует больших сил, хорошего питания. Важно знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, шоколад, виноград, так как частицы этих продуктов, осаждаясь в слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата.
16. Профилактика дыхательных и лор заболеваний: ринит, синусит, ангина, ларингит, ОРЗ и другие заболевания которые лучше предотвратить. Закаливание, дыхательная гимнастика, физкультура, витамины, правильное питание - профилактика заболеваний. В случаи болезни обратиться к врачу и не заниматься самолечением.
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Я надеюсь, что предложенный материал поможет педагогам совершенствовать и повышать эффективность своей работы.

Использованная литература
Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 2005-192c.
Егоров А.М. «Гигиена голоса и его физиологические основы». И.: «Медгиз»; Л.1990.
Ермолаев В.Г., Лебедев Н.Ф., Морозов В.П. «Руководство по фониатрии». И.: «Медецина», Л.1980
Заседателев Ф.Ф. «Научные основы постановки голоса». Муз.гос.И.: М.1999
Кочнева И., Яковлева «Вокальный словарь». Л.1986