«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Эстрадное пение» Программа по учебному предмету СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа сельского поселения
«Село Хурба»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МБУ ДО «ДМШ с.п.
МБУ ДО «ДМШ с.п. «Село Хурба» «Село Хурба»
_______________О.В.Карелина
“_____”_______________20 г. “_____”_______________20 г.

«Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства «Эстрадное пение»
Программа по учебному предмету
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Возраст обучающихся – с 6 до 12 лет
Срок реализации программы – 3,4 года
Разработчик: Малинина Евгения Васильевна, преподаватель МБУ ДО «ДМШ с.п. «Село Хурба»
Комсомольский район
с.Хурба2016г.
Содержание
I.Пояснительная записка …………………………………………………..3
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, актуальность.
Срок реализации учебного предмета; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета; сведения о затратах учебного времени.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета…………………………………………….7
-Программные содержание и требования по классам
- Учебно-тематический план
- Годовые требования, требования к концертам, зачету и экзаменам
III.Формы и методы контроля, система оценок ……………………………18
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
IV.Примерный репертуарный список…………………………………….. 22
V. Список литературы…………………………………………………………..28
- справочные пособия;
- методическая литература для учащихся;

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, актуальность.
В настоящее время эстрадное сольное пение является одним из ведущих направлений в дополнительном образовании, является популярным и доступным видом музыкального искусства, вызывая огромный интерес у подрастающего поколения.
В России, художественно – эстетическому образованию детей и молодежи, уделяется достаточно внимания, и это задача возложена на сеть учреждений дополнительного образования как ДШИ, Дворцы творчества детей и молодежи, музыкальные студии и клубы. Рабочая программа «Эстрадное пение» (далее Программа) является начальным звеном в системе музыкального воспитания будущих эстрадных певцов, поэтому основным назначением учебного курса является создание современной образовательной среды и условий для развития творческой личности.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она позволяет решать одну из главных задач - оздоровительно коррекционную. В последнее десятилетие прослеживается тенденция ухудшения здоровья детей. Пение представляет собой действенное средство снятия напряжения, мышечных зажимов, благотворно влияет на развитие речевой патологии.
Социальная значимость Программы – это возможность адаптации «сложных» детей в социуме, так как пение является источником эмоционального и душевного воздействия, психосоматического равновесия и раскрепощения. А также возможность каждому учащемуся удовлетворить потребность реализации себя, своих творческих способностей, получить оценку и признание социума разного уровня (школа, район, город, край, регион, субъект РФ и Зарубежья).
Нацеленность на лидерство, культуру поведения на публике, преодоление волнения в стрессовых ситуациях, достижение успеха и главное стремление к нему, дают возможность применения полученных знаний и умений в других областях культуры, науки, бизнеса.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на трехлетний срок обучения, при поступлении детей в возрасте с 7 до 12 лет, дополнительный год при поступлении в 6 лет, а также по желанию дальнейшего обучения учащихся, родителей (законных представителей). Условием для приема в школу по данной программе является прослушивание.
При реализации Программы учебного со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодия 1 2 3 4 5 6 Количество недель 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 32 38 32 38 32 38 210
Самостоятельная работа 32 38 32 38 32 38 210
Максимальная учебная нагрузка 64 76 64 76 64 76 420
При реализации программы с дополнительным годом обучения
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 4-й год Полугодия 7 8 Количество недель 16 19 Аудиторные занятия 32 38 280
Самостоятельная работа 32 38 280
Максимальная учебная нагрузка 64 76 560
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность» при дополнительном сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах при 3-летнем обучении:
Аудиторные занятия:
1 - 3 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-3 классы – по 2 часа в неделю.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах при дополнительном годе обучении:
Аудиторные занятия:
4 класс – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
4 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий 45минут. Содержание, методы и формы работы определяются в зависимости от возрастных особенностей, природных данных и уровня подготовки учащихся.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о сольном эстрадном исполнительстве, формирование практических умений и навыков пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета
Основные задачи обучения – это формирование и развитие:
- исполнительных и творческих способностей;
- расширение кругозора, музыкально-эстетического вкуса;
- музыкального мышления;
- вокальных (певческих) умений и навыков;
- овладение специфических приемов, характерных для различных жанров популярной и джазовой музыки;
- работа с текстом, в том числе иностранным;
- работа с фонограммой, микрофоном;
- личная инициатива и лидерство;
- потребность в здоровом образе жизни;
- профессиональная ориентация детей.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов сольного пения);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Эстрадное пение» обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей; библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными пианино, музыкальным центром для проигрывания СД дисков или USB; пультовая установка с микрофоном; зеркалом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Эстрадное пение» рассчитана на 3 года, и дополнительный год обучения. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с особенностями голосового аппарата и нотной грамотой и до самостоятельного разбора и исполнения песни.
Содержание учебного предмета «Эстрадное пение» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к исполнительской деятельности.
Годовые требования предполагают несколько вариантов исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Программные содержание и требования по классам
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Педагогическая цель: Формирование мотивации к творческой деятельности, развитие музыкальных способностей.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с графиком работы музыкальной школы. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилах поведения учащихся в образовательном учреждении и в экстренных ситуациях. Выявление и прослушивание музыкальных способностей обучающихся. Понятие «Звук». Разновидности звуков (музыкальные и шумовые).
Раздел «Певческая установка» (10 ч.)
Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; прямая осанка, естественное положение головы, спокойный вдох ртом и носом, без подъема плеч, равномерный выдох, пение естественным звуком. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Обучение небольшому вдоху в начале слова или фразы, распределяя выдох до конца.
2. Раздел «Вокальная работа» (51ч.)
Знакомство с гигиеной и охраной голоса.
Беседы и рассказы о влиянии на голос климатических условий, физического состояния и общего самочувствия, психическое и эмоциональное состояние. Охрана голоса.
Познакомить со звукообразующими органами: язык, губы, челюсти, гортань, зубы. Формировать, правильное звукоизвлечение гласных в сочетании с согласными - короткие четкие согласные, слитные протяжные гласные в слоговых цепочках. Формирование навыков и умений правильного певческого звука – открытого, легкого и звонкого, без форсирования и зажатости, пения в единой манере, ровного звучания без «пестроты». Учить сохранять певческую высокую позицию на всех звуках диапазона. Вырабатывать умение правильно переносить согласные в слогах. «Закрытие» окончаний слов четко и ясно.
Приучать учащегося к осознанному слуховому восприятию чистой интонации, умение слушать себя и отмечать свои ошибки. Пение интервалов от примы до кварты, октавы (в зависимости от природных данных учащегося). Знакомство со способами движения мелодии, понятий тон – полутон, мажор – минор.
Уделять внимание точному воспроизведению первого звука. Знакомство с распевками и упражнениями.
Обучение навыков пения в сопровождении инструмента (фо-но) и фонограммы «минус», с дублированием мелодии. Познакомить с формами музыкальных произведений – куплетная, строфичная; и отдельными построениями – фраза, предложение, запев, припев.
3. Раздел «Репетиционная работа» (4 часа)
Репетиция эстрадного номера по частям (вокал, хореография, актерское мастерство), репетиция эстрадного номера в целом. Работа над единством исполнительского замысла со всеми участниками эстрадного номера.
4. Раздел «Концертно-досуговая деятельность» (4 часа)
Выступления на концертах различного уровня, досуговых мероприятиях.
5. Раздел «Итоговое занятие» (2 часа)
Обобщение и систематизация материала по пройденным темам и разделам:вокальные навыки, музыкальная грамота, песенное творчество (форма проведения зачёт, концерт).
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие 1 1
1. Раздел «Певческая установка» 4 6 10
2. Раздел «Вокальная работа» 17 34 51
3. Репетиционная работа - 4 4
4. Концертно-досуговая работа - 4 4
5. Итоговое занятие - 2 2
Итого часов 22 50 72
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием; петь естественным голосом, без напряжения;
- формировать гласные в сочетании с согласными; петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе; следить за чистотой интонации;
- использовать активную артикуляцию, внятно произносить слова и звуки;
- передавать характер и настроение произведения.
В течение учебного года следует проработать с учащимися:
- комплекс вокально-речевых упражнений с постановкой задач;
- 2-3 народной песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном; 1-2 вокализа;
- 4-6 произведений или современные песни.
Требования к концертам, зачету и экзаменам:
В первом полугодии контрольный урок (декабрь), на котором исполняется популярная детская песня и вокализ. Во втором полугодии (май) проводится первый академический переводной концерт (май), на котором исполняется 2 разнохарактерные песни, в сопровождении инструмента (популярная отечественная и ретро хит). Допускается для способных учащихся исполнение одного произведения в сопровождение фортепиано и второго под фонограмму (-1) с прописанной (караоке) или продублированной мелодией на фортепиано.
ВТОРОЙ КЛАСС
Педагогическая цель: Развивать голосовой диапазон, технику и характер исполнения, формировать музыкально - эстетический вкус, приобщать к концертной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1. Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по правилам техники безопасности. Прослушивание голосового аппарата. Подбор репертуара.
2. Раздел «Певческая установка» (13 ч.) Повторение тем 1-ого года обучения (элементарные вокально-технические умения и навыки). Продолжается работа над правилами пения и охраны голоса. Соблюдение правильной певческой установки. Повторение песенного материала 1-ого года обучения, по желанию учащихся.
3. Раздел « Вокальная работа» (38 ч.)
Продолжение работы над звукообразованием – начало пения плавное без толчка, форсирования и зажима. Формирование мягкой атаки и сохранение состояния «вдоха» при пении. Выработка дыхания, спокойного экономного выдоха, связанного с ощущение опоры. Формирование и развитие основных свойств певческого голоса – звонкость, полетность, тембровая ровность и приятная индивидуальная окраска голоса.
Работа над чистотой интонации, выравнивание звучности гласных и формирование ясных четких согласных. При помощи усложненных вокальных упражнений развиваем диапазон. Рекомендуется использование средней тесситуры в выборе репертуара, развитие плавного певучего звуковедения. Обучение осознанному понимаю содержания текста произведения, развитие навыка выражения единства смысла и музыки (характера), при помощи средств музыкальной выразительности – темп, динамика, штрих. Продолжается работа над исполнением репертуара в сопровождении инструмента, фонограммы «минус», знакомство с а капелла.
4. Раздел « Репетиционная работа» (14 ч.)
Репетиция эстрадного номера по частям (вокал, подтанцовка). Репетиция эстрадного номера в целом. Работа над единством исполнительского замысла со всеми участниками эстрадного номера.
5. Раздел « Концертно-досуговая деятельность» (4 ч.) Выступления на концертах различного уровня, досуговых мероприятиях.
6. Итоговое занятие (2ч.)
Обобщение и систематизация материала по пройденным темам и разделам: вокальные навыки, музыкальная грамота, песенное творчество (форма проведения зачёт, концерт).
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие 1 1
1. Раздел «Певческая установка» 3 10 13
2. Раздел «Вокальная работа» 13 25 38
3. Репетиционная работа - 14 14
4. Концертно-досуговая работа - 4 4
5. Итоговое занятие - 2 2
Итого часов 17 55 72
В результате второго года обучения учащийся должен:
- использовать правильную певческую установку;
- расширить диапазон голоса;
- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
-выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;
- при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно-исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения;
- работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;
- при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки.
В течение учебного года следует проработать с учащимися:
- комплекс вокально–речевых упражнений с постановкой усложненных задач;
- 2-3 вокализа (песня без текста);
- 2-3 народные песни;
- 8-10 произведений.
Требования к концертам, зачету и экзаменам:
Технический зачет в конце 1 четверти (конец октября), на котором исполняется 1 вокализ наизусть или гаммы C-dur, a- moll на усмотрение педагога, а также сдаются элементарные теоретические и музыкальные термины.
Академический экзамен (декабрь) - 2 разнохарактерные песни (отечественная популярная и русская народная), одна из которых в сопровождение фортепиано и вторая (под фонограмму -1 с прописанной (караоке) или продублированной мелодией на фортепиано);
Академический переводной экзамен проводится (май) - 2 разнохарактерные или разножанровые песни (отечественную популярную и известный поп хит).
ТРЕТИЙ КЛАСС
Педагогическая цель: Развивать голосовой диапазон, технику и характер исполнения, формировать музыкально - эстетический вкус, приобщать к концертной деятельности.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1. Вводное занятие (1 ч.)
Прослушивание голосового аппарата. Подбор репертуара.
2. Раздел « Вокальная работа» (38 ч.)
Продолжение работы над развитием и укреплением вокально-технических навыков и освоение эстрадно - вокального репертуара.
Обучать учащихся применять теоретические знания, нотную грамоту в разборе вокальных произведений. Продолжать работу над чистотой интонации и подвижностью голоса при помощи гамм, арпеджио, трезвучий. Использовать комплексы упражнений на синкопированные и пунктирные ритм группы, познакомить с эстрадно-джазовыми форшлагами и пассажами. Сохранение свободы и раскрепощенности голосового аппарата.
Развивать умения пользоваться средствами музыкальной выразительности: динамика, штрих, темп, филировка, а так же развивать творческие способности, на основе вариантности мелодий, стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Значительное внимание уделяется выравниванию регистров и переходных нот, соединение грудного и головного регистра (в зависимости от возрастных данных), развитие замикстованного среднего регистра, что даст возможность развивать диапазон, верхний регистр и переходные пороги. Определение и выявление особенностей звучания тембра, развитие над красотой и индивидуальностью.
В 3 классе проводим работу над атакой звука, знакомим с видами атак – мягкая, твердая, придыхательная.
Начинаем и продолжаем работу над исполнением произведений под фонограмму «минус», преимущественно без дублирования мелодии. Знакомство и освоение навыков пения в микрофон.
Знакомство с различными жанрами вокальной музыки: камерная (серенада, баллада, авторская, эстрадная, романс); хоровая (месса, реквием, кантата, оратория) и театральная (опера, оперетта). Отечественные и зарубежные хиты, патриотические и песни военных лет. Знакомство с разными стилями эстрадного искусства – джаз, блюз, свинг, рок, кантри и др.
3. Раздел « Репетиционная работа» (14 ч.)
Репетиция эстрадного номера по частям и в целом. Работа над единством исполнительского замысла со всеми участниками эстрадного номера.
4. Раздел «Концертно-досуговая деятельность» (4ч.) Выступления на концертах различного уровня, досуговых мероприятиях.
5. Итоговое занятие (2ч.)
Обобщение и систематизация материала по пройденным темам и разделам: вокальные навыки, музыкальная грамота, песенное творчество (форма проведения зачёт, концерт).
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1
2 Раздел «Вокальная работа» 16 36 52
3 Раздел «Репетиционная работа» - 14 14
4 Раздел « Концертно-досуговая работа» - 4 4
5 Итоговое занятие - 1 1
Итого часов 17 55 72
В результате третьего года обучения учащийся должен:
- использовать правильную певческую установку;
- владеть правильным певческим звуком, подвижностью голоса;
- проявлять элементы артистичности и эмоционального исполнительства;
- уметь пользоваться различными динамическими оттенками;
- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;
- иметь навыки работы с микрофоном и фонограммой;
- иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях;
- уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;
- вырабатывать стрессоустойчивый навык публичных выступлений.
В течение года учащийся обязан проработать:
- комплекс вокально – технических упражнений
- 1-2 вокализа;
- 2-3 народные песни;
- 10-15 разноплановых произведений различного жанра и стиля в удобной тесситуре.
Требования к концертам, зачету и экзаменам:
Технический зачет в конце 1 четверти (конец октября), на котором исполняется 1 вокализ и гаммы D - dur,h- moll; а также сдаются элементарные теоретические и музыкальные термины по требованиям.
Академический экзамен (декабрь) - 2 разнохарактерные и разножанровые песни (популярная отечественная и романс классический или современный), одна из которых в сопровождение фортепиано и вторая (под фонограмму -1 ).
Академический переводной экзамен проводится (май) - 2 разнохарактерные или разножанровые песни (современный хит и песня военных лет), одна из которых в сопровождение фортепиано и вторая ( под фонограмму -1 ).
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Педагогическая цель: формирование системы музыкальных оценочных представлений на основе своего опыта музыкального восприятия и творчества, умение пользоваться; профессиональная ориентация; совершенствовать связь исполнительской вокальной техники и художественного образа; подготовка выпускной программы.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
1. Вводное занятие (1 ч.)
Прослушивание голосового аппарата. Подбор репертуара.
2. Раздел « Вокальная работа» (28ч.)
Углубленная работа над словом, художественным содержанием и выявлением стилистических особенностей произведений. Освоение эстрадно - вокального репертуара.
Закрепление вокально-технических умений и навыков, средств музыкальной выразительности: дикции и артикуляции, опертое дыхание, подвижность и гибкость голоса, приятной окраски тембра. Умения работы с микрофоном и фонограммой « минус»; умение двигаться и держаться на сцене. Знакомство с работой над иностранным текстом песен. Знакомство со специфическими приемами( опевание, субтон, гроул, вибрато, расщепление), ритмическими и интонационными упражнениями, характерными для джазовой песни. Владение исполнительскими навыками представить в выпускной программе
3. Раздел « Репетиционная работа» (37ч.)
Репетиция эстрадного номера по частям и в целом. Работа над единством исполнительского замысла со всеми участниками эстрадного номера.
4. Раздел «Концертно-досуговая деятельность» (4ч.)
Выступления на концертах различного уровня, досуговых мероприятиях.
5. Итоговое занятие (2ч.)
Обобщение и систематизация материала по пройденным темам и разделам: вокальные навыки, музыкальная грамота, песенное творчество (форма проведения зачёт, концерт).
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Раздел «Вокальная работа» 8 20 28
3. Раздел «Репетиционная работа» - 37 37
4. Раздел « Концертно -досуговая работа» - 4 4
5. Итоговое занятие - 2 2
Итого часов 9 63 72
В результате четвертого года обучения учащийся должен:
- использовать правильную певческую установку в процессе движений, жестикуляции или хореографии;
- владеть певческим звуком, проявлять элементы артистичности и эмоционального исполнительства;
- научиться выбирать репертуар и самостоятельно разучивать вокальное произведение;
- уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;
- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;
- уметь исполнять произведения «а капелла»; и произведения с различными видами сопровождения;
- развивать навыки работы с микрофоном;
- создавать концертный номер, интерпретировать исполняемое произведение;
- вырабатывать стрессоустойчивый навык публичных выступлений.
- подготовить выпускную программу.
В течение года учащийся обязан проработать:
6-12 разноплановых произведений различного жанра и стиля в удобной тесситуре.
Требования к концертам, зачету и экзаменам.
Проводится прослушивание выпускной программы:
1е прослушивание (декабрь) - 2 разножанровые песни;
2е прослушивание (февраль) - следующие 2 разножанровые песни;
3е прослушивание (апрель)- вся программа 4 песни.
Выпускной экзамен проводится в мае, на котором исполняются 4 песни разных стилей, жанров и характера: отечественная популярная; зарубежная популярная эстрадная или джазовая; русская народная или романс; из мюзикла или спектакля.
III.Формы и методы контроля, система оценок
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках учащихся, определение эффективности работы педагогического процесса, оно должно обеспечивать взаимодействие обратных связей: внешней, как контроль педагога и внутренней, как самоконтроль учащегося. Основным методом контроля является наблюдение, анализ и фиксирование педагогом в процессе занятий учащихся, участия их в школьных мероприятиях и публичных выступлениях, оценки зрителей или жюри. Целью учета и контроля направлено на воспитание у учащихся ответственности за результаты своего труда, самооценки и самоанализа достигнутого. Проверка уровня знаний, умений, навыков и успеваемости учащихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Виды и формы контроля.
Вступительный – выявление и определение необходимых знаний, уровня подготовки учащихся.
Текущий контроль определяет степень усвоения учеником музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала. Успеваемость учащихся учитывается в форме академических и технических зачётов, контрольных уроков, а также участие в публичных выступлениях. Контрольные уроки оцениваются словесной характеристикой. На академических и технических зачётах выставляется отметка. По окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости учащегося на основании текущего учёта знаний и контрольных мероприятий (академический зачёт, контрольный урок, концерт, конкурс и т.д.).
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение. Проходит в конце полугодия, учебного года. Рекомендуется проводить в форме открытых уроках, концертах и конкурсах.
Учет проводится в формах:
- переводного академического концерта
При вынесении переводной оценки (в конце учебного года) учитывается продвижение учащегося и соотношение качественного уровня выполнения программных требований с индивидуальными способностями ученика.
- выпускного экзамена
В течение учебного года учащиеся экзаменационного (выпускного) класса выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки, словесная характеристика) произведений выпускной программы. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами. На каждого учащегося ведется индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.
График зачетов, экзаменов
класс
Академический
Концерт (контрольный урок) Переводной академический
концерт Технический
зачет Прослушивание выпускников Выпускной экзамен
1. май 2. декабрь май октябрь 3. декабрь май октябрь 4. Декабрь
Февраль
апрель май
Контрольные уроки учета и оценки знаний, умений и навыков: представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.
устная форма проверки (индивидуальный или групповой опрос)
урок - зачет
урок - экзамен
урок – концерт
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо») программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения
3 («удовлетворительно») программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
2 («неудовлетворительно») незнание наизусть нотного текста, слабое владение умениями и навыками, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Примерный репертуарный список 1 класс
Ф.Абт Вокализ №1
Вокализ №4
Н.Ваккаи Вокализ «Гамма»
Вокализ « Кварты»
Г.Струве «Песенка о гамме»
«Рыжий пес»
«Маленькая мама»
«Моя Россия»
М. Красева «Веселая дудочка»
Т.Попатенко «Скворушка прощается»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
«Ласточка»
«Песенка о лете»
М.Кольяшкин «Мотылек»
«Камышинка-дудочка»
«Скоро новый год!»
Е.Зарицкая «Две капельки»
«Росиночка»
«Нам хорошо вместе»
М. Синенко «Лунный кораблик»
«Хоровод дружбы»
«Про гнома»
А. Ермолов «Колыбельная для Лизы»
«Моя семья»
«Так держать!»
«Теперь мы первоклашки»
Р.Паулс «Золотая свадьба»
«Колыбельная»
«Кашалотик»
Г.Гладков «Львенок и черепаха»
«Песенка про волшебников»
К. Костин «Три веселых зайчика»
«Паучок»
«Колыбельная»
«Мухоморы»
«Желтый страусенок»
«Гномики»
Е. Адлер «В первый раз!»
«Тишина»
Е.Птичкин «Колыбельная первоклассника»
«Деньки стоят погожие»
И. Николаев «Маленькая страна»
А.Зацепин «Волшебник недоучка»
С.Суэтов «Желтый апельсин»
«Россия моя!»
«Кто кого»
Н. Осошник «Валенки»
«Косолапый дождь»
«Вороны»
Примерный репертуарный список 2 класс
Н.Ваккаи «Вокализы» №2,4,6.
Ф.Абт «Вокализы» № 2,4,8,7
Русские нар.п «Со вьюном я хожу»
«На горе то калина»
«Калинка»
«Светит месяц»
А.Морозов «Горница»
В.Началов «Герой не моего романа»
«Мечта»
Е.Птичкин «Четыре времени в году»
«Художник Дед Мороз»
«Сказки гуляют по свету»
С. Гаврилова «Зеленые ботинки»
В.Нескородова «Ку-ку и ква-ква»
К.Костин «Гляди веселей»
«Прадедушка»
«Стать звездой»
Н.Жемойтук «Просто Буги- вуги»
Ж.Колмогорова «Мама»
Е.Зарицкая «Раз ладошка»
«Хлопайте в ладоши»
«Три желания»
«Домовушка»
«Сказочный волшебник»
Из репертуара К. Ситник «Мы вместе»
«Простая песенка»
Из репертуара «Великаны» «Робот Бронислав»
«Ай, будет круто»
М.Дунаевский «Лев и Брадобрей»
Рус.нар. п «Пряха»
«Ой, вставала я ранешенько»
«Ах вы сени»
М.Минков «Старый рояль»
«Не отрекаются любя»
А.Ермолов «Бедный ежик»
«Веселая песенка»
«Все еще впереди»
Г. Гладков «Песенка друзей»
«Мы к вам заехали на час»
«Песенка разбойников»
Ю. Саульский «Черный кот»
«Осенняя мелодия»
А. Лепин «Песенка о хорошем настроении»
А.Зацепин «Песенка про медведей»
А. Пахмутова «Нежность»
«Хорошие девчата»
«Герои спорта»
«Трус не играет в хоккей»
«Улица мира»
А. Бабаджанян «Лучший город земли»
«Королева красоты»
И. Якушенко «Папа, мама и я»
М. Блантер «В городском саду»
Дж. Леннон «Пусть будет так»
П. Маккартни «Yesterday»
Н. Рота «Время для нас» из к/ф «Ромео и Джульетта»
Примерный репертуарный список 3класс
Г. Зейдлер Вокализы № 4,11,19
В. Ваккаи Вокализы № 15,18,12,9.
В. Ровнер Вокально – джазовые упражнения
Рус.нар. п. «Однозвучно гремит колокольчик»
«Во деревне то было в Ольховке»
«Сады мои, сады цветики»
В. Синенко «Школьный вальс»
А Осадчего «Песенка про всех на свете»
Я. Дубравин «Песня о земной красоте»
И. Николаев «Четыре черненьких чертенка»
Ч. Чаплин «Маленькие туфельки» из к/ф «Огни рампы»
Э. Бернетт «Печальный малыш»
Л. Марченко «Только ты не плачь»
Т. Хренников «Что так сердце растревожено»
А.Петров «Романс Насти из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
А. Ермолов «Праздник»
Б. Савельев «Танцуйте сидя»
Л. Арутюнов «Носорог»
П.Аедоницкий «Красно солнышко»
Л.Крупа-Шушарина«Весенний экспромт»
Э.Колмановского «Алеша»
А.Мажукова«Саксофон»
П.Чайковский «Весна»
М.Чичков «Самая счастливая»
R.Leeuwen «Venus»
Неаполит нар п. Э.Капуа «Солнышко моё»
Ю.Чернавский«Белая панама»
Д.Мосс «По дороге звезд»
Д.Яшкова «Нон стоп»
А.Головченко «Отличница»
А.Беляев «На десерт»
К.Костин «Села кошка на диету»
Примерный репертуарный список 4класс
Зейдлер Вокализы № 5,9,18
В.Ровнер Вокально-джазовые упражнения
Дж.Керн «Дым» из мюзикла «Роберта»
Ф. Лоу «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди»
Р.Роджерс «Вновь весна»
«Мои любимые вещи»
Дж.Херман «Хелло, Долли!» из мюзикла «Хелло, Долли»
Дж.Кандер «Кабаре» из мюзикла «Кабаре»
А.Рыбников «Ария Звезды» из спектакля «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты»
Ю.Антонов «Маки»
А.зацепин «31 июня»
М.Минков «Эти летние дожди»
«Куда уходит детство»
А.Джобим «Девушка из Эпонемы»
Дж. Мендел «Тень твоей улыбки»
Г. Мансини «Лунная река»
С Фаин «Пусть вечно царствует любовь»
Ю. Варум «Ля ля фа»
«Мой сон»
Б. Кемпферт «Странники в ночи»
Б. Хебб «Sunny»
К. Француа и Ж.Рево «Мой путь»
Ст. Вандер «Я не решаюсь сказать»
«Я звоню тебе»
Э. Дмитров «Арлекино»
О. Газманов «Мама»
«Офицеры»
«Москва, звонят колокола»
Е. Сокольская «Дарите музыку»
«Пусть рояль не молчит»
«По щучьему велению»
В. Тюльканов «Облака»
«Кони»
«Ж.Д Арк»
А. Ермолов «Рождение звезд»
«Осенний блюз»
А. Саульский «Счастья тебе земля моя»
Ю. Милютин «Лирическая Песенка» из к/ф «сердца четырех»
С. Намин «Мы желаем счастья вам»
Г. Уоррен «Поезд на Чаттанугу»
Л. Квинт «Здравствуй мир!»
Список литературы
Программа «Эстрадное пение» для детских музыкальных школ и школ искусств: Москва – 2002г;
Дмитриев Л. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
Сэт Риггс Как стать звездой Аудиошкола для вокалистов – М.,2005.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – Серия «Мир медицины» СПб.: изд. «Лань», 2000.
Карягина А. В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих. СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008.
Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М.: Астель, 2007.
Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос», Иваново, 2008.
Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией, орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Морозов В.П. Искусство резонансного пения.- М., 2002.
А.А. Нисбетт. «Применение микрофонов в эстрадном исполнительстве». – М., 1981.
Справочные пособия
Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся /Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988. – 344 с.
Крунтяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов/Т. Крунтяева, Н. Молокова. – Л. : Музыка, 1997. – 135 с.
Методическая литература для учащихся
Гулынина И. Учимся петь чисто. www.razvitiesluha.ru.
Овчинникова Т. С. Логопедические распевки.- СПб.: КАРО, 2006.
Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло.- СПб.: Питер, 2007.
Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.