Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности с элементами изобразительного искусства «Сказки из сундука»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
Детский оздоровительный центр «Юность Урала»
Филиал оздоровительно-образовательный Центр «Уралочка»






РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета

протокол № от 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом начальника ООЦ «Уралочка»

№ от 2016 г.
Елисеева Н.А.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладной направленности с элементами изобразительного искусства
«Сказки из сундука»

для детей 9-14 лет, воспитанников
государственных образовательных учреждений
Свердловской области





Составитель:
Меньшикова
Нина Андреевна,
педагог дополнительного
образования







р.п. Верх-Нейвинский, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа декоративно-прикладной направленности с элементами изобразительного искусства «Сказки из ларца» предназначена для дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников образовательных учреждений Свердловской области, которые приехали в Центр «Уралочка» на курс отдыха и оздоровления, на 21 день.
Сухомлинский В. А. писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Дети имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры). Пробуждение интереса к народному творчеству, как нельзя лучше активирует включенная деятельность ребенка в познание и освоение навыками своего народа, возможность создавать часть культуры своими руками.
Цель программы: приобщение к народным промыслам, развитие творческих способностей и личностных качеств, поддержка стремления к самореализации воспитанников Центра «Уралочка».
Задачи:
Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества;
Развитие фантазии, творческого мышления, воображения,;
Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства.
Воспитание зрительской культуры.
Методами и формами решения поставленных задач в объединении являются теоретическое ознакомление, практические задания с постепенным усложнением.
При объяснении нового материала используются яркие наглядные материалы, презентации, рассказы, история той или иной техники работы; быстрый, яркий показ выполнения работы педагогом; художественное слово (стихи, сказки); использование музыкальных произведений.
Программа занятий дифференцирована с учетом возраста детей, разного уровня углубленности, доступности и сложности заданий. Программа делится на блок для детей 9-11 лет и блок для детей 12-14 лет.
Занятия для детей 9-11 лет предполагают изготовление поделок из, частично заранее заготовленных, составляющих. Для детей 12-14 лет самостоятельная работа с шаблонами, самостоятельное изготовление составляющих изделий.
Так же программа предполагает индивидуальную работу с детьми желающими освоить больше, чем программные задачи. Темы занятий могут быть изменены с учетом интересов и навыков детей.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для воспитанников 9-11 лет


Наименование темы
Количество занятий



всего
теория
практика

1
Визитка «Что в моей голове?». Техника безопасности на занятиях.
1
0,5
0,5

2
Аппликация из ткани: виды и особенности разных типов ткани, работы мастеров.
2
0,5
1,5

3
Рисование на ткани: работа с тканью, техники рисования на ткани, орнаменты. Акрил.
2
0,5
1,5

4
Подушка: наполнитель, форма, оформление краев.
1
0,5
0,5

5
Кукла-оберег: история возникновения,
способы изготовления, знакомство с изделиями русских мастеров.
2
0,5
1,5

6
Заключительное занятие. Создание ларца для поделок. Работа с картоном.
1
0,5
0,5


Итого:
9
3
6


СОДЕРЖАНИЕ

1. Визитка «Что в моей голове?». Техника безопасности на занятиях.
Знакомство с детьми. Организация рабочего места на занятиях. Правила техники безопасности при работе различными материалами и инструментами. Приёмы техники безопасности при работе в мастерской и на улице.
Визитка – представление себя в технике - коллажирование.
Цель техники:  раскрытие потенциальных возможностей. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. 
Создание визитки на заданном формате. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, фотографии отряда.
2. Аппликация из ткани: виды и особенности разных типов ткани, работы мастеров.
Знакомство с видами, структурой строения ткани; с техникой изготовления тканевой аппликации; с работами мастеров и детей.
Иллюстрации с видами материалов, карточки с названиями техник, листочки с названием деталей, образец поделки, иллюстрация приёма обработки ткани, таблички со свойствами ткани. Выбор композиции. Создание работ.
3. Рисование на ткани: работа с тканью, техники рисования на ткани, орнаменты. Акрил.
История декорирования ткани, материалы необходимые для работы, знакомство с различными техниками росписи по ткани. Расширение представлений о свойствах и качествах тканей. Воспитание художественного вкуса. Особенности работы с акриловыми красками.

4. Подушка: наполнитель, форма, оформление краев.
Познакомить учащихся с историей возникновения диванных      подушек; сравнить подушки, выполненные в различных стилях. Разработка идей, вариантов. Выбор лучшей модели. Выбор ткани. Знакомство с видами наполнителя. Выбор наполнителя. ПТБ при работе с иглой и ножницами.
Варианты оформления краев подушки.
5. Кукла-оберег: история возникновения,
способы изготовления, знакомство с изделиями русских мастеров.
Знакомство с народными традициями и промыслами, с духовным ценностям народа нашей страны. Привлечение внимания к истокам создания народной куклы. Знакомство с техниками и способами изготовления. Знакомство с работами мастеров и детей. Изготовление куклы.
6. Заключительное занятие. Создание чемодана для поделок. Работа с картоном.
Подведение итогов общих и для каждого ребенка. Отзыв о полученных знаниях и проделанной работе каждым ребенком. Представление работ детей. Создание открытки или сувенира с использованием полученных техник и навыков, либо создание чемодана для своих работ, из плотного картона и ткани. Подведение итогов. Уборка рабочего места.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определен
·ными знаниями о народных промыслах, особенностях работы с тканью. Приобретение знаний о видах росписи, различных техник рисования на ткани и умение использовать их на практике. Овладение умениями, навыками работы. Выявление и осознание ребенком своих способностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для воспитанников 12-14 лет


Наименование темы
Количество занятий



всего
теория
практика

1
Визитка нитками. Техника безопасности на занятиях.
1
0,5
0,5

2
Рисование на ткани: работа с тканью, техники рисования на ткани. Батик.
2
0,5
1,5

3
Матрешка. Народные промыслы. Работа с текстильными материалами. Знакомство с видами росписи.
2
0,5
1,5

4
Подушка: наполнитель, форма, виды швов, оформление краев.
1
0,5
0,5

5
Кукла-оберег: история возникновения,
способы изготовления, знакомство с изделиями русских мастеров.
2
0,5
1,5

6
Заключительное занятие. Создание ларца для поделок. Работа с картоном.
1
0,5
0,5


Итого:
9
3
6

СОДЕРЖАНИЕ

1. Визитка «Что в моей голове?». Техника безопасности на занятиях.
Знакомство с детьми. Организация рабочего места на занятиях. Правила техники безопасности при работе различными материалами и инструментами. Приёмы техники безопасности при работе в мастерской и на улице.
Визитка – представление себя в технике - коллажирование.
Цель техники:  раскрытие потенциальных возможностей. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. 
Создание визитки на заданном формате. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, фотографии отряда.
2. Рисование на ткани: работа с тканью, техники рисования на ткани, орнаменты. Батик.
История декорирования ткани, материалы необходимые для работы, знакомство с различными техниками росписи по ткани. Расширение представлений о свойствах и качествах тканей. История развития батика. Роспись по шелку. Солевая техника. Акварельная техника. Воспитание художественного вкуса. Создание работ.
3. Матрешка. Народные промыслы. Работа с текстильными материалами. Знакомство с видами росписи.
История создания матрешки. Последовательность выполнения. Знакомство с различными видами росписи.  Знакомство с произведениями мастеров. Орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Создание своей авторской матрешки.

4. Подушка: наполнитель, форма, оформление краев.
Познакомить учащихся с историей возникновения диванных      подушек; сравнить подушки, выполненные в различных стилях. Роль подушек в интерьере. Разработка идей, вариантов. Выбор лучшей модели. Выбор ткани. Знакомство с видами наполнителя. Выбор наполнителя. ПТБ при работе с иглой и ножницами.
Варианты оформления краев подушки.
5. Кукла-оберег: история возникновения,
способы изготовления, знакомство с изделиями русских мастеров.
Знакомство с народными традициями и промыслами, с духовным ценностям народа нашей страны. Привлечение внимания к истокам создания народной куклы. Знакомство с оберегами, выпосленными в различных техниках. Знакомство с техниками и способами изготовления. Знакомство с работами мастеров и детей. Изготовление куклы.
6. Заключительное занятие. Создание чемодана для поделок. Работа с картоном.
Подведение итогов общих и для каждого ребенка. Отзыв о полученных знаниях и проделанной работе каждым ребенком. Представление работ детей. Создание открытки или сувенира с использованием полученных техник и навыков, либо создание чемодана для своих работ, из плотного картона и ткани. Подведение итогов. Уборка рабочего места.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями о народных промыслах, особенностях работы с тканью. Приобретение знаний о видах росписи, различных техник рисования на ткани и умение использовать их на практике. Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Повышение самостоятельности при выполнении работ. Овладение умениями, навыками работы. Выявление и осознание ребенком своих способностей.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Организация выставок детских работ.
Тематические выставки.
Участие в конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева И.И. Со-творчество: социальная адаптация детей в условиях студии художественного воспитания. - Екатеринбург: Комитет по делам молодежи, 1998.
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2000.
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). - М: Вита, 2003.
Сорокина Т. Рисуем сказку. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 1995.
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
В. Волышна, "Азбука домашнего уюта". – Москва: ЭКСМО, 2002.
С. Давыдов: Батик. Техника. Приемы. Изделия - АСТ-Пресс, 2010.
В. Долгова: Славянские куклы-обереги своими руками - Феникс, 2016.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
мольберты
столы, стулья
доска, выставочные щиты, рейки или планшеты
стеллаж для хранения незаконченных работ
магнитофон
проектор с экраном
рамки и паспорту для оформления работ.
Материалы, инструменты:
бумага формата А-4, А-3, А-2, А-1
цветная бумага, цветной и белый картон
ножницы,
ластики,
скотч, кнопки, булавки
кисти разных размеров беличьи и из щетины
баночки для воды
салфетки
лоскуты ткани
вата
нитки мулине
атласная лента
тесьма
рамы деревянные
краски по ткани
синтепон либо другой наполнитель
Дидактический материал:
шаблоны
репродукции
карточки
открытки
схемы, таблицы
образцы детских работ
книжные иллюстрации
диски, кассеты с музыкой
презентации, мультфильмы.

СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

Разработчик: Меньшикова Нина Андреевна
Место работы: Государственное бюджетное учреждение Свердловской области дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала» филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Должность: педагог дополнительного образования
Категория:
Образование: высшее педагогическое, Российский государственный педагогический университет, факультет психологии, специальность педагог - психолог
Педагогический стаж: 3 года.
АННОТАЦИЯ

Программа декоративно-прикладной направленности с элементами изобразительного искусства «Сказки из ларца» предназначена для дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников образовательных учреждений Свердловской области, которые приехали в Центр «Уралочка» на курс отдыха и оздоровления, на 21 день.
Программа строится на идее ненавязчивого пробуждения интереса к народному творчеству, через познание техник и освоение навыками, через возможность создавать часть культуры своими руками.











13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1Џђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 715