ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР» Срок обучения 5 лет


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТОРЖКА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
музыкальный инструмент
«КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР»
Срок обучения 5 лет
2015 год
Рассмотрено
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ»
_________________
(дата рассмотрения) Утверждаю
Директор МБУ ДО «ДШИ»
______________
_________________
(дата утверждения)
Разработчик – Богачева Наталья Валентиновна, преподаватель высшей категории
Рецензент –
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, критерии оценки
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки нотной и методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения учащихся к творческой деятельности с помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе цифровых технологий.
Актуальность программы «Электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор)» обусловлена широким распространением цифрового инструментария и в профессиональной музыке, и в повседневном обиходе, что связано с бурным развитием цифровых технологий.
Особенность решения данной задачи позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, активизирует музыкальное мышление ученика и развивает его способности. А простота и доступность данной деятельности расширяет круг вовлеченных в нее детей и подростков.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения учебного предмета составляет 5 лет, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Рекомендуемый возраст для начала освоения программы – от 9 лет.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени
Годы обучения 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
34 34 34 34 34
Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю) 1 1 1 1 1
Общее кол-во часов на аудиторные занятия (в год) 34 34 34 34 34
Общее кол-во часов на самостоятельную работу (в год)
136 136 136 136 136
Максимальная учебная нагрузка в год (часы)
170 170 170 170 170
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
На реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент» сроком обучения 5 лет, количество часов на аудиторные занятия составляет 1 час в неделю. Количество часов на самостоятельную работу составляет 4 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных занятий и мелкогрупповых (от 2-х человек). Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета – приобщение учащихся к музицированию на основе цифрового инструментария, в разнообразных формах данной творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование у учащихся эстетической и нравственной культуры.
Образовательная цель достигается на основе решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи:
Изучение художественных возможностей цифрового инструментария: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов управления фактурой музыкального звучания, получение знаний по оборудованию и программному обеспечению компьютера, освоение стандартных пользовательских операций и различных компьютерных программ.
Получение базовых знаний по музыкальной грамоте.
Освоение исполнительской техники, а также навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры.
Приобретение опыта практической деятельности*: электронной аранжировки и исполнения музыки, чтения с листа, игры в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подбора по слуху, импровизации и элементарного сочинения.
Развивающие задачи:
Гармоничное развитие композиторских, исполнительских и звукорежиссерских способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса.
Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческихспособностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических
умений и навыков игры, устойчивого интереса к самостоятельной
деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству.
Эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства.
Воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики обучающихся путем проведения культурно-образовательных акций и проектов.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В основе обучения лежат следующие методы:
1.Комплексный метод (Г.Нейгауз), объединяющий творческую практику и изучение музыкальной теории.
2.Методы и приемы, необходимые для осуществления творческой деятельности на основе цифрового инструментария:
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
- применение образных моделей музыкально-теоретических понятий и др.
3.Методы и приемы, направленные на приобщение к практике на основе цифрового инструментария:
- опора на систему усложняющихся творческих заданий;
- метод авторской интроспекции (выполнение учителем в присутствии учеников творческой работы с комментариями собственных действий);
- подбор увлекательных и посильных творческих заданий и др.
4.Методы и приемы, развивающие интерес учащихся к творческой деятельности:
- разнообразие форм деятельности;
- создание доброжелательного психологического климата;
- бережное отношение к творчеству ученика;
- индивидуальный подход;
- введение музыкально-игровых ситуаций и др.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение приемов игры на инструменте);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент», в образовательном учреждении имеются:
Классы, оснащенные синтезаторами в комплекте с адаптером, пультом, подставкой.
Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся имеется аудиоаппаратура (аналоговая, цифровая, пишущий CD-Rom и т.п.).
Библиотека, укомплектованная печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами;
Фонотека, видеотека, фильмотека;
Компьютеры, ЖК-телевизор, принтер, музыкальные центры, ксерокс;
Концертный зал с концертным роялем, клавиновой.
Для организации концертов имеется усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания к этому может быть добавлен микшерный пульт.
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования
Первый год обучения
Учебная нагрузка: 1 час
Задачи:
Ознакомление с основными выразительными возможностями клавишных синтезаторов (многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start, intro, ending.
Освоение базовых компонентов нотной грамоты: нотоносец, скрипичный и басовый ключи, названия нот, знаки альтерации, длительности, паузы.
Организация целесообразных игровых движений на синтезаторе («постановка рук»). Игра non legato, а затем legato.
Исполнение на синтезаторе аранжировок небольших пьес.
В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе около 6-8 небольших произведений народной, классической и современной музыки.
Примерный репертуарный список контрольного урока в конце 1 полугодия:
Филиппенко А. «Веселый музыкант»
Примерный репертуарный список зачета в конце 2 полугодия:
«Полянка» русская народная песня
Питерсон О. Джазовый менуэт
Второй год обучения
Учебная нагрузка: 1 час
Задачи:
Тактовый размер 3/4, лига, залигованные звуки, наиболее употребительные динамические обозначения, аппликатура.
Переключение настроек регистрационной памяти с помощью клавиш на панели синтезатора или ножной педали.
Подготовительные упражнения по чтению нот с листа. Исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1».
Подготовительные упражнения по созданию аранжировки музыки для синтезатора: определение правильного и неправильного вариантов гармонизация мелодии, удачного и неудачного выбора аккомпанирующего паттерна и голоса для инструментовки мелодической линии. Исполнение на синтезаторе аранжировок небольших пьес.
В течение учебного года ученик под руководством педагога 7-10 аранжировок различных музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список контрольного урока в конце 1 полугодия:
Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
Примерный репертуарный список зачета в конце 2 полугодия:
«Дуй, пастух, в дудочку» словацкая народная песня
Никитин С. «Маленький трубач»
Третий год обучения
Учебная нагрузка: 1 час
Задачи:
Характерные особенности банков голосов и паттернов синтезатора.
Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).
Содержание и форма музыки. Понятие о мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простая двух- и трехчастная музыкальная форма.
Подбор по слуху мелодии и баса знакомых детских песен и фрагментов инструментальных произведений с их исполнением с автоаккомпанементом синтезатора (в режиме упрощенного взятия аккордов – casio chord, single finger и т.п.) или под «минусовку» автоаранжировщика.
Создание сюжетов на основе шумовых эффектов.
В течение учебного года ученик под руководством педагога 7-10 аранжировок различных музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список контрольного урока в конце 1 полугодия:
«Muny,muny, muny» из репертуара АВВА
Примерный репертуарный список зачета в конце 2 полугодия:
Черни-Гермер Этюд №3
Д. Эллингтон. «Караван»
Четвертый год обучения
Учебная нагрузка: 1 час
Задачи:
Названия и характерные особенности банков голосов и паттернов.
Транспонирование, смена инструментов, добавление сопутствующих голосов мелодии (auto harmonie), применение шаблонов вступления, коды и ритмических заполнений.
Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).
Содержание и форма музыки. Понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простая двух- и трехчастная музыкальная форма.
Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете. Композиционная форма.
Чтение с листа одноголосных мелодий. Исполнение несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки. Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок.
Импровизация коротких (1-2 такта) фраз в процессе «музыкального диалога» с учителем (вопрос – ответ, утверждение – возражение, подтверждение и т.п.).В течение учебного года ученик под руководством педагога 7-10 аранжировок различных музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список контрольного урока в конце 1 полугодия:
Бах Маленькая прелюдия С durПримерный репертуарный список зачета в конце 2 полугодия:
«А я сам» чешская народная песня
Ролланд Г. Токката
Пятый год обучения
Учебная нагрузка: 1 час
Задачи:
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - представить экзаменационную программу в максимально готовом, качественном виде. Исполнительская программа экзамена – три произведения (одно произведение можно заменить ансамблем). На экзамен учащийся должен подготовить классическое произведение, эстрадное, джазовое. Одно произведение можно заменить ансамблем.
Названия и характерные особенности банков голосов и паттернов. Транспонирование, смена инструментов, добавление сопутствующих голосов мелодии (auto harmonie), применение шаблонов вступления, коды и ритмических заполнений.
Диатонические интервалы в пределах октавы. Аккорды: мажорное и минорное трезвучие, малый мажорный (доминантовый) септаккорд. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Мажорные и минорные тональности до двух знаков при ключе. Фразировочная лига. Знаки повторения и сокращения (D.c., D.c. al fine, D.c. al *-*).
Содержание и форма музыки. Понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простая двух- и трехчастная музыкальная форма.
Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки.
Чтение с листа в медленном темпе мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Исполнение ансамблевых пьес в режиме «-1». Импровизация музыкальных фраз и предложений в «диалоге» с учителем. Создание образных картинок, маленьких сцен, сюжетов на основе шумовых эффектов звукового модуля компьютера.
Обогащение аранжировки с помошью автогармонизации мелодии (Auto Harmonize); применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений (fill in), редактирование паттерна автоаранжировщика с помощью отключения отдельных дорожек, инструментовка пьес, написанных в простой двух- и трехчастной формах с применением автосопровождения.
В течение учебного года ученик под руководством педагога создает в виде компьютерных файлов 7-10 аранжировок различных музыкальных произведений.
Задачи на 1 полугодие:
Выбор и разбор экзаменационной программы.
2 полугодие:
Первое прослушивание – корректировка программы, замечания по исполнению.
Второе прослушивание – решение о допуске к экзамену, замечания по исполнению.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
Бём Г. Прелюдия
Богословский Н. «Песня старого извозчика»
Морган К. Мелодия «Бимбо»
III. Требования к уровню подготовки учащегося
По окончании обучения ученик должен знать:
основные выразительные возможности электронного цифрового инструментария;
базовые компоненты нотной грамоты;
элементарные музыкальные построения;
простые (первичные) музыкальные жанры.
Ученик должен уметь: применять на практике простейшие приемы аранжировки музыки для электронного цифрового инструментария;
опираться в электронном музицировании на навыки чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации.У ученика должны быть воспитаны следующие качества: интерес к музицированию;
способности к восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
IV. Формы и методы контроля, критерии оценки
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях культурно-просветительской деятельности школы.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе. Проводятся, начиная с первого класса, в конце первого полугодия, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Предполагают исполнение программы в присутствии заведующего отделением с выставлением оценки. Для контрольного урока преподаватель должен подготовить с учеником 1 произведение.
Зачеты проводятся, начиная с первого класса, в конце учебного года, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают исполнение программы в присутствии комиссии с выставлением оценки. Зачеты дифференцированные, с обязательным обсуждением, носящим рекомендательный характер. Для зачета преподаватель должен подготовить с учеником 2 (одно произведение можно заменить ансамблем).
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на зачете. Выступления учащихся на зачетах оцениваются по 25-балльной системе.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Итоговый экзамен проводится в 5 классе, в конце учебного года с исполнением учащимся трех произведений (одно произведение можно заменить ансамблем).
При выведении оценки учитываются следующие параметры:
Оценка годовой работы учащегося.
Оценки за зачеты.
Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический
уровень владения инструментом.
Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля
исполняемого произведения.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
5 («отлично»)
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить на «отлично». Интонационная и ритмическая
игра может носить неопределенный характер.
3 («удовлетворительно»)
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.
2 («неудовлетворительно»)
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей гитары, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены,
или упрощены, соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.
Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся
получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. Списки нотной и методической литературы
Педагогика музыкального творчества:
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л., 1965
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М., Кифара, 2011
Красильников И.М.Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Экон-Информ, 2011
Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. – М.: Экон-информ, 2011
Красильников И.М. Хроники музыкальной электроники. – М.: Экон-Информ, 2010
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс+, 2007
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Музыка, 1988
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., Просвещение, 1984
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. – СПб: Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
Электронный музыкальный инструментарий:
Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: справочник – СПб: Изд-во «Питер», 2000
Дубровский Д. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. Практическое пособ. – М.: изд-во Триумф, 1999
Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб: БХВ-Санкт-Петербург, 1999
Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.: ООО МЦ «Искусство и образование», 2007
Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. – М.: «Русь», «Маг», 1991
Петелин Р., Петелин Ю. Звуковая студия в PC. – СПб: BHV-Санкт-Петербург, 1998
Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр... в персональном компьютере. – СПб: Полигон, 1997
Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в PC. – СПб: BHV-Санкт-Петербург, 1998
Рабин Д. Музыка и компьютер: настольная студия/Пер. с англ. – Мн.: «Поппури», 1998
Дополнительная литература для преподавателей:
Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС Литературные произведения и переписка. Т. 1-й. – М., Музыка, 1973
Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1969
Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. - 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Музыка, 1979
Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: «Кифара», 1996
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т. 1-й, 2-й. - М.: Музгиз, 1946
Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. – М.: Музыка, 1976
Чугунов Ю. Гармония в джазе. – М.: Современная музыка, 2003
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М.: Музыка, 1983
Учебные пособия и репертуарные сборники:
Браун Р. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере / Пер. с англ. – М.: изд-во ЭКОМ, 1998
Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментов и вокально-инструментальных ансамблей. – М., 1983
Клип И., Михуткина Н. Нотная папка для синтезатора №2. Для средних классов музыкальной школы. В 4-х тетрадях. – М.: ДЕКА-ВС, 2008
Красильников И. Хорошо синтезированный клавир: Альбом произведений для клавишного синтезатора. – М.: Экон-информ, 2013
Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе: учеб. пособие для учащихся мл., ср. и старших кл. ДШИ – М.: Владос, 2010
И. Красильников, И.Л. Клип /Сост. и ред./ Нотная папка для синтезатора №1. Начальный период обучения. В 5-ти тетрадях. – М. 2007
Красильников И., Клип И. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Младшие классы. – М.: 2006
Красильников И., Кузьмичева Т. Народные песни и танцы в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. Учебное пособие для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств. – М., 2004
Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для ансамбля синтезаторов. Уч.-мет. пособ. для учащихся мл. и ср. классов ДШИ.– 2005
Красильников И., Кузьмичева Т. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши: учеб. пособие для учащихся мл. и средних классов детских школ искусств. – М.: Владос, 2008
Красильников, И., Лискина Е. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Средние классы. – 2-е изд. – М.: Классика-XXI, 2008
Красильников И., Чудина В. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Старшие классы. – М.: Классика-XXI, 2008
Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на PC. – СПб -1999
Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000