Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Фортепиано 5(6) лет
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
II.Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
V.Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
VI.Приложение
-примерный репертуар по годам обучения
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств. Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Занятия по предмету «Фортепиано» проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО «Званновская ДШИ»
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» для учащихся, поступивших в школу после 9 лет -5(6) лет.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (профориентационный)
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета, предусмотренный учебным планом программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» -2 часа в неделю.
Количество учебных недель-34
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
.Цели и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано)»
Цели:
-обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
-выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
-развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
-развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
-освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
-овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
-формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
-практический (работа на инструменте, упражнения);
-аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
II. Содержание программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» и годовые требования
Освоение программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» предусматривает аудиторные и внеаудиторные формы работы.
Аудиторные формы занятий с обучающимися: индивидуальные занятия по учебному предмету, прослушивания и просмотр видео и аудиозаписей конкурсов, концертов, выступлений исполнителей. Основная форма аудиторных занятий- урок.
Внеаудиторные формы занятий: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.),участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях икультурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования по классам
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень
завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделюСамостоятельная работане менее 3- х часов в неделю
В течение учебного года преподаватель должен:
Разучить 10 – 15 небольших пьес для решения различных учебных задач:
-технических – координация рук, пальцев. Наработка аппликатурных и позиционных навыков, работа над приёмами звукоизвлечения и т. д.
- художественно – исполнительских – работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой.
- теоретических – знакомство с тональностью, интервалами. Наиболее часто встречающихся в произведениях (без названия их качественных характеристик).
Работать над выполнением упражнений для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук; для развития координации движений, пластичности, свободы рук для цепкости, беглости пальцев и другие упражнения, подготавливающие ученика к игре на фортепиано.
К концу года ученик должен уметь играть в тональностях разучиваемых пьес и песен следующее:
гаммы в одну – две октавы каждой рукой отдельно,
трезвучия основных функций лада (с переносом в разные октавы),
короткие арпеджио с обращением (каждой рукой отдельно).
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.
За год учащийся должен сыграть: два зачета в 1 полугодии; зачет и переводной экзамен во 2 полугодии. На экзамене исполняются четыре произведения:
полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия, инвенция),
два этюда,
крупная форма (сонатина, вариации, рондо).
Возможна замена крупной формы на пьесу.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
2 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 3 часов в неделю
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет(технический) : два этюда и две гаммы, второй зачет - крупная форма или пьесы.
Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Годовые требования:
2-3 полифонических произведения,
2 крупные формы,
6-7 этюдов,
4-5 пьес различного характера.
Работая с учеником на уроке педагог должен решать различные учебные задачи: чтение с листа с последующим полным анализом текста (стиль, драматургия произведения, развитие мелодии, фактурные особенности аккомпанемента и т. д.)
Играть гаммы в тональностях соответствующих тональностям изучаемых пьес и песен. Игра гамм в прямом и противоположном движении двумя руками в 2 октавы; арпеджио короткие и ломанные отдельно каждой рукой.
Играть предлагаемые гармонические схемы в изучаемых тональностях:
T 3/5 – S 6/4 – D 6 – T 3/5
T 6 – D 6/4 – T 6
T 6/4 – D 3/5 – T 6/4
3 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 4 часов в неделю
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет( технический):две гаммы и 2 этюда, второй зачет - крупная форма или пьесы. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Продолжается работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений выбираемых педагогом с учётом индивидуальных потребностей и возможностей ученика.
Игра гамм в тональности изучаемых произведений в прямом движении в две октавы; минорные гаммы – в натуральном, гармоническом, мелодическом видах лада.
Арпеджио короткие и ломанные играть двумя руками в пределах двух октав.
Играть гармонические схемы в изученных тональностях:
T – S 6 – D 3/5 – T 6/4
T 6 – S 3/5 – D 6/4 – T 6
Годовые требования:
2-3 полифонических произведения,
2 крупные формы,
6-8 этюдов,
4-5 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа над гаммами и упражнениями.
4 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 4 часов в неделю
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен.
В конце 1 четверти учащиеся должны сдать контрольный технический зачет с оценкой. Требования к техническому зачету:
два этюда и две гаммы
Остальные два зачета и переводной экзамен в году проводятся со свободной программой.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Регулярно идет работа над гаммами и чтением с листа.
Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма,пьеса.
В течение учебного года ученик должен подготовить с помощью преподавателя 5 -6 музыкальных произведений для академических и концертных выступлений:
- 1 полифоническое произведение
- 1 произведение крупной формы
- 2 разнохарактерные пьесы
- 1 – 2 этюда или виртуозные пьесы
Преподаватель должен проработать с учеником 5 – 10 произведений, решая различные учебные задачи: чтение с листа, анализ текста, объяснение нового материала по приёмам техники звукоизвлечения. Развивать интерпритаторские творческие способности детей, объяснять стилистические и жанровые особенности музыкальных произведений.
Игра гамм в тональностях изучаемых произведений. Мажорные и минорные гаммы (3-х видов) играть в прямом движении в 3 октавы мажорные в противоположном движении в 1-2 октавы.
игра коротких, длинных, ломанных арпеджио в 2 октавы.
Играть двумя руками гармонические схемы, отработанные в 3 классе. В левой руке играть основной тон трезвучия.
Чтение с листа: Продолжать развивать навыки «графического» восприятия нотного текста – зрительно определять (до проигрывания текста) повторяющиеся фразы, части, секвенции, определять тип поступенного движения, тип арпеджио, структуру фактуры и т.д.
5 класс
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работАне менее 5-6 часов в неделю
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии. Первый зачет( технический):две гаммы и 2 этюда. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и итоговой аттестации зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности
6 класс(профориентационный)
Специальность и чтение с листа2 часа в неделю
Самостоятельная работане менее 5 часов в неделю
Специальность и чтение с листа2часа в неделю
Самостоятельная работане менее 8 часов в неделю
В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.
Учащиеся сдают два прослушивания с отметкой в конце каждого полугодия. Требования к полугодовому экзамену:
полифония (ХТК),
крупная форма (классическая соната или вариации),
два этюда ( Черни, Клементи, Мошковского.
На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям, но с прибавлением пьесы( Чайковский, Шуберт, Рахманинов, Шопен, )
Примерные программы для поступления в средние специальные учебные заведения строятся по принципу возрастания сложности в зависимости от специальности, на которую поступает учащийся.
Ш. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
(«хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (Фортепиано)», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
V.Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика -интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 8 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все
рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Фортепиано" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
VI .Приложение
Примерный репертуар по годам обучения
Примерный репертуарный список 1 класс
1Пьесы полифонического склада
Р.н.п. «Ночка темная»
Р.н.п. «Ай, во поле липонька»
И.Гесслер «Прелюдия»
А.Фрейер «Прелюдия»
Р.н.п. «Сидел Ваня»
В.Моцарт «Менуэт»
И.Кригер «Менуэт»
И.Хуторянский «Маленький канон»
2. Этюды
И.Беркович «Этюды»
К. Черни «Этюды»
Л. Шитте «Этюды»
Е.Гнесина «Этюд»
И.Беркович «Этюд»
В.Курочкин «Этюд»
А.Жилинскис «Этюд»
3.Пьесы
У.н.п. «Ой, ты дивчино»
Польский народный танец «Маленький краковяк»
И.Филипп «Колыбельная»
Г,Сараджян «Грустная песенка»
У.н.п. в обработке И.Берковичаа «Ой, лопнув обруч»
Р.н.п. в обработке И.Берковича «Утенушка луговая»
Д.Кабалевский «Колыбельная»
Э.Тамберг «В народном тоне»
У.н.п. в обработке Н.Любарского «Курочка»
В.Семенов «Заиграй моя волынка»
Д. Кабалевский «Мленькая полька»
Е.Ботяров «Танец»
У.н.п. в обработке И.Берковича «Женчичок-бренчичок»
С.Слонимский «Лягушки»
Э.Сигмейстер «В темном лесу»
М,Глинка «Полька»
Б.Дварионас «Прелюдия»
4.Крупная форма
И.Беркович «Вариации на русую народную песню «Во саду ли в огороде»
Н.Сильванский «Вариции»
И,Литко «Вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка»
В.Дункомб «Сонатина»
5.Ансамбли
В.Моцарт «Тема вариаций»
Р.н.п. в обработке Римского –Корсакова «Здравствуй гостья зима»
В,Витилин «Детская песенка»
Чешская народная песня, обработка В,НеедлыА,Филиппенко «На мостике»
А,Гречанинов «На зеленом лугу»
И.С.Бах «Песня»
М.Старокадомский «Веселые путешественники»
Варианты экзаменационных программ
Вариант 1
Р.Леденев «Маленький канон»
Е.Мелартин «Песня»
А.Жилинскис «Этюды» dur r и а mollВариант 2
А.Жилинскис «Латышский народный танец»
Русская песня «Сидел Ваня»
И.Беркович «Этюд»
Ю,Некрасов «Этюд»
Вариант 3
И.Литко «Вариации» на белорусскую песню «Савка и Гришка»
А,Фрейгер «Прелюдия»
С.Майкапар «Сказочка»
К.Черни «Этюд»
Вариант 4
В.Дункомб «Сонатина»
И,С,Бах «Волынка»
С.Майкапар «Пастушок»
К.Черни «Этюд»
Примерный репертуарный список 2 класс:
1. Пьесы полифонического склада
И.С.Бах «Волынка»
Г,Ф.Гендель «Срабанда»
И.С,Бах «Менуэт»
Г.Ф.Гендель «Чакона»
Ж,Арман «Фугетта»
И.Кригер «Бурре»
И.С.Бах «Маленькая прелюдия»
И,Пахельбель «Сарабанда»
И,Кригер «Менуэт»
Г.Муффат «Ария»
С.павлюченко «Фугетта»
С.Шевченко «Канон»
А.Пёрсел «Ария»
Е.Юцевич «Канон»
С.Щуровский «Поле»
С.Щуровский «Канон»
2.Этюды
К.Черни «Ежедневная разминка маленького пианиста»
К.Черни «Этюды упражнения для начинающих пианистов» № 58-76
А,Гедике «Этюд»
А.Жилинскис «Этюд»
И,Беркович «Этюд»
К.Сорокин «Этюд»
А.Гедике «Этюд» соч. 58
Л.Шитте «Этюд» соч. 108
А,Гречанинов «Этюд»
А.Лемуан «Этюд» соч.37
3.Крупная форма
Т.Хаслингер «Сонатина»
И.Беркович «Вариации» на тему грузинской песни «Светлячок»
Н.Сильванский «Вариации»
М.Степаненко «Сонатина» №4
Д.Г.Тюрк «Сонатина»
Д.Скарлатти «Соната»
Л.В.Бетховен «Сонатина» g dur 1 ч.
М.Клементи «Сонатина» c durА,Гедике «Тема с вариациями»
Э.Денисов «Сонатина»
4.Пьесы
А.Штогаренко «Плясовая»
Ю,Гевркян «Обидели»
Штейбельт «Адажио»
Л.ревуцкий «Колыбельная»
Р.Шуман «Марш»
Т.Назарова «Игра в жмурки»
И.Беркович «На опушке»
П,Чайковсий «Старинная французская пенка»
Д.Кабалевский «Вроде вальса»
Г.Свиридов «Ласковая просьба»
А,Гречанинов «Моя лошадка»
Д.Кабалевский «Клоуны»
А,Гедике «Танец»
Э.Сигмейстер «Спиричуэл»
В,Гаврилин «Каприччио»
И.Гайдн «Менуэт»
В.Моцарт «Семь пьес из нотной тетради 8-летнего Моцарта»
И,Селени «На детской площадке»
5.Ансамбли
К,Орф «Спи дитя»
А,Гречанинов «На зеленом лугу»
Я,Кепитис «латышский народный танец»
И,Стравинский «Анданте»
Л.Бетховен «Предостережение»
М.Равель «Павана спящей красавицы»
С,Прокофьев «Отрывок из сказки «Петя и волк»
А,Диабелли «Романс»
Л,Бетховен «Три немецких танца»
А,Рубинштейн «Мелодия»
В.Моцарт «Три танца»
Н.Римский –Корсаков «Белка»
Примерные экзаменационные программы
Вариант 1
К.Черни «Этюд»
И.С.Бах «Волынка»
Ю.Геворкян «Обидели»
Р,Шуман «Марш»
Вариант 2
А,Гедике «Этюд»
И.С.Бах «Менуэт»
П,Чайковский «Старинная французская песенка»
Т.Хаслингер «Сонатина»
Вариант 3
А,Лемуан «Этюд» соч. № 37
С.Степаненко «Сонатина» №4
В,Гаврилин «Каприччио»
В,Щуровский «Поле»
Вариант 4
И.Селини «На детской площадке»
М,Клементи «Сонатина»
Л.Шитте «Этюд» соч 108
И.Пахельбель «Сарабанда»
Примерный репертуарный список 3 класс
1.Полиифинические произведения
В.Ф. Бах «Аллегро»
А,Гедике «Инвенция»
Д.Букстехуде «Сарабанда»
С. Павлюченко «Фугетта»
И,С,Бах «Маленькая прелюдия!
Г,Ф,Гендель «Две арии»
Ф,Баланджили « Ариетта»
С,Майкапар «Канон»
Д,ЦИполи «Фугетта»
С,Майапар «Прелюия и фугетта»
Ф,Э.Бах «Менуэт»
2. Пьесы
Д. Кабалевский «Клоуны»
Д.кабалевский «Маленький жонглер»
А.Жилинсис «Мышки»
В.Ребиков «Восточный танец»
Э. Сигмейстер «Восточный танец»
А.Штогаренко «Мотылек»
Л.Ревуцкий «Веснянка»
А.Гедике «Маленькая пьеса»
3.Сонатины и вариации
И.Беркович, Сонатина соль мажор , часть 1
Д.Кабалевский ,Легкие вариации на тему русской песни, соч.51
А.Диабелли, Сонатина №1 , часть 3
Д.Кабалевский Сонатина, соч. 27
М.Клементи, Сонатина, соч. 36 №2
К.Сорокин ,Тема с вариациями
4.Этюды
Этюд .К.Черни .соч.139, №100
Этюд.А.ГедикеЭтюд.А.Лешгорн
Дождик .В.Косенко«Ласточка» Ф.БургмюллерПримеры экзаменационных программ
Вариант1.
К.Черни Этюд соч 139, №100
Д.Кабалевский «Клоуны»
И.Беркович , Сонатина соль мажор, 1 часть
С,Павлюченко «Фугетта»
Вариант 2
А.Гедике Этюд
Д.Кабалевский «Легкие вариации», соч 51
Д.Ципполи «Фугетта»
А.Жилинскис «Мышки»
Вариант 3
Ф,Бургмюллер «Ласточка» этюд
М.Клементи, Сонатина соч .36 №2
Э.Сигмейстер «Восточный танец»
И.С.Бах «Менуэт»
Вариант 4
В.Косенко «Дождик» этюд
С.Майкапар «Прелюдия и фугетта»
Л.Ревуцкий «Веснянка»
К.Сорокин «Тема с вариациями»
Примерный репертуарный список 4 класс
Полифонические произведения
И.С.Бах. Цикл «Двенадцать маленьких прелюдий»
И.С.Бах. Цикл «Шесть маленьких прелюдий»
И.С,Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах.
Этюды
Этюд, Г.Беренс, соч88, №10
Этюд, А.Лемуан, соч.37, №16
Этюд А.Бертини, соч 29,№17
Этюд, А.Бертини, соч 29, №8
Этюд До минор, Р.ЩедринСтаккато- прелюдия, С.Майкапар, соч 31.№6
Крупная форма
В.А.Моцарт. Сонатина До мажор
Я.Ванхаль. Соната
Й.Гайдн. СонатаДо мажор , 1 часть
Р,Шуман, Детская соната
С.Майкар. Вариации на русскую тему
Пьесы
Детский альбом, П.Чайковский Чувство, М.ГлинкаВальс,Э.МерлантинДва немецких танца, В.А.МоцартДва вальса, А.ГрибоедовМиниатюра, А.ГедикеПять лендлеров, Ф.ШубертАльбом для юношества, Р.ШуманНародная мелодия.Э.ГригПримеры экзаменационных программ
Вариант 1
И.С.Бах Маленькая прелюдия №5 из цикла «двенадцать маленьких прелюдий»
П.И,Чайковский «Солдатский марш»
В,А.Моцарт «Сонатина» до мажор
Вариант2
И.С.Бах «Гавот» из Английской сюиты соль минор
Р.Шуман «Сицилийская песенка»
Я.Ванхаль «Соната»
Вариант 3
И.С.Бах «Алеманда»
А,Грибоедов «Вальс»
Й.Гайдн Сонтат до мажор 1 часть
Вариант 4
И.С.Бах Двухголосная инвенция ре минор
Р.Шуман «Детская соната»
Э.Григ «Народная мелодия»
Примерный репертуарный список 5 класс
Полифонические произведения
И.С. Бах Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах
И.С.Бах, Маленькие прелюдии и фуги
И.С,Бах, Двухголосные инвенции
М.Шмидц 25 джазовых инвенций
Д.Пахульский Двухголосная фуга
С,Майкапар прелюдия и фугеттаН.Мясковский ,Фуга в старинном стиле
Ж.Б.Люлли «Куранта»
Д.Циполи Сюита №2
Г.Ф.Гендаль, Сюита №11
И.С. Бах Английские и Французские сюиты
Н.Мясковский «Фуга в старинном стиле»
Пьесы
Цикл пьес»Детская музыка» С.ПрокофьеваЦикл пьес«Детский альбом»П.ЧайковскийЦикл Пьес«Альбом легких пьес для юношества», В.РебиковЦикл пьес«Листок из альбома» Р.ШуманПесни без слов Ф.МендельсонЦикл пьес «Пастели», А.ГречаниновКантабиле, Ф.ШопенДве багатели Л.В.БетховенЧастушка, В.ГаврилинГрустная песенка В.КалинниковНовелла, Д.КабалевскийИтальянская полька С.РахманиновЦикл пьес «Русалочка»». С.БаневичЭтюды
К.Черни-Гермер Этюды
К.Черни, Этюды, соч.299
Г.Беренс. Соч.61
Г,Беренс. Соч.88
Л.Шитте. Соч.68
А.Лешгорн. Соч.66
А.Лешгорн. Соч.38
А.Лешгорн. Соч.136
Ф.Бургмюллер, Соч.109
А.Бертини, соч.29
С.Геллер , соч.45
Крупная форма
В.А.Моцарт Соната До мажор 1 часть
Л.В.Бетховен Легкая соната
Й.Гайдн. Песня с вариациями
Л,В.Бетховен Сонатина Ми бемоль мажор, 1 часть
Д.Скарлатти.СонатаИ.Беркович Концерт До мажор
Г.Фоглер Концерт ,1 часть
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Л.В.Бетховен Легкая сонатина
А.Бертини Этюд соч 29,№18
И.С.Бах Маленькая прелюдия и фуга №2 из цикла «Маленькие прелюдии и фуги»
Вариант2
Й,Гайдн «Песня с вариациями»
Г.Беренс Этюд соч. 88 №17
И,С,Бах «маленькая двухголосная фуга»
Вариант 3
Н.Мясковский «Фуга в старинном стиле»
В.А,Моцарт «Соната» до мажор 1 часть
К,Черни Этюд , соч.299,№6
Вариант4
Г.Гендель Сарабанда из сюиты №11
И.Беркович «Концерт» до мажор
С.Геллер Этюд, соч. 45,№14
Примерный репертуарный список 6 класс
Этюды
К.Черни Избранные этюды, соч 139,299,599,636
Полифонические произведения
И.С,Бах,Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах
И.С,Бах, Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха
И.С.Бах Двухголосные инвенции
И.С.Бах Трехголосные инвенции
М.Шмитц, 25 джазовых инвенций
И.С.Бах Английские сюиты
И.С.Бах Французские сюиты
И.С,Бах. Органные хоральные прелюдии
Г.Гендель Сюиты
Г.В.виридв «Инвенция»
Крупная форма
А.Дюбюк «Вариации»
К.Черни Сонатина, 1 часть
А.Глазунов Сонатина
Г.Ф.Гендель Пассакалия
Й.Гайдн Венгерское рондо из фортепианного трио Соль мажор
М.Глинка «Вариации» на тему песни «Среди долины ровныя»
Р.Шуман Соната для Юношества
Л.В,Бетховен Соната № 20 , часть 1
Бах- МарчеллоАдажиоАльбинони Адажио
Й.Гайдн Соната Ре мажор 1 часть
Й.Гайдн. Соната Ми минор 1 часть
В.П. Задерацкий Детский концерт
А.Роули Миниатюрный концерт
Примерные экзаменационные программы:
Вариант 1
Г.Ф.Гендель «Пасакалия»
М.Шмитц. Джазовая инвенция №5
И.С,Бах «Алеманда» из французской сюиты
К.Черни «Этюд» соч.355
Вариант 2
Г.Свиридов «Дождик» (этюд)
Р.Шуман Соната для юношества
Д.Шостакович «Вальс шутка»
И.С.Бах Куранта из сюиты Ми Мажор
Вариант 3
Альбинони Адажио
И.С.Бах Двухголосная инвенция
Л.Бетховен 6 легких вариаций
Э.Григ Поэтическая картинка
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Л.И.Ройзман. «Юный пианист».1988 г.Москва , «Советский композитор».
В.О.Козлов., Сонаты. Сонатины. Вариации для фортепиано. 1989 г. , «Музична Украина».
М.Глушенко , Фортепианная тетрадь юного музыканта.,1989 г., Ленинград.. «Музыка».
К.Сорокин.,Сонатины и вариации.,1994 г., «Кифара».
А.Даргомыжский.Славянская тарантелла.,1990 г. Москва., «Музыка».
И.Шпигель.,Пьесы ля фортепиано., 1990 г., «Советский композитор».
В.Д.Шульгина.,Юным пианистам.,1990 г.,Киев., «Музична Украина».
И.М.Рябов.,Чтение с листа.,1989 г.
К.Черни.,Ежедневная ритмика юного пианиста.,1991 г.
К. Черни,Этюды-упражнения для начинающих пианистов.1991
Н. .Ширинская.,Гаммы и арпеджио.,1990 г.
А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой.1988 г., Москва.
« Советский композитор».
А. Милич.Фортепиано.1-7 класс.2002 г.,Москва, «Кифара».
И.Лещинская.В.Пороцкий. «Малыш за роялем».1988г., Москва. «Советскии композитор».
Г.Демченко.,Ансамбли для начинающих.,1994.
Нотная папка пианиста.Этюды, полифонии, пьесы, ансамбли, крупная форма.,2001 г. Москва., «Дека-ВС».
Научитесь играть на фортепиано за 10 уроков (самоучитель). 2002 г. Минск.
Покровская, Константинова., Ноты, фортепиано.,2002 г., Москва, «Олма-пресс».
А.Бакулов.,Хрестоматия для фортепиано .1991 г. .
О.Кульчицкая..Пьесы, этюды и ансамбли для фортепиано.
Н. Любомудрова .Хрестоматия для фортепиано.
П. Н.Бережакнский.Сборник фортепианных пьес для ежедневного чтения с листа .,вып.5.
А.Николаев.Фортепианная игра. 1978 г., «Музыка».
Г.Тышкевич.Пьесы,песни и танцы.1987 г.,Москва. «Советский композитор».
Г.Тышкевич.Старинные вальсы.1988 г.,Москва. «Советский композитор»
К.Сорокин.Сонатины и вариации.1994 г., «Кифара».
Н.Любомудрова. хрестоматия для фортепиано.1988 г., «Музыка».
И.Шпигель.Пьесы для фортепиано. 1990 г., «Советский композитор».
Н.Станкевич.Пьесы для фортепиано.1990 г., « Советский композитор».
В.Шульгина. Юным пианистам.1990 г., Киев, «Музична украина»
М.Глушенко. Фортепианная тетрадь юного музыканта.1989 г.,Ленинград, «Музыка».
Б.Е.Милич.Фортепиано.1988 г.,Киев. «Музична Украина»
И.И.Рябов.Чтение с листа.1989 г.
В.О.Козлов.Сонаты,сонатины,вариации для фортепиано.1989 г.,Киев, «Музична Украина».
Л.И.Ройзман.Юный пианист.1988 г.
Г.Демченко.Ансамбли для начинающих.1994 г..
Нотная папка пианиста.Этюды, полифонии, пьесы, ансамбли, крупная форма.2001 г.,Москва. «Дека-ВС».
Н.Мордасов.Сборник джазовых пьес для фортепиано.2000 г.,Ростов-на-Дону. « Феникс».
Г.Тышкевич.Пьесы,песни и танцы.1990 г.. Москва . «Советский композитор».
Г.Тышкевич.Старинные вальсы.1988г..Москва. «Советский композитор».
К.Сорокин. Сонатины и вариации.1994 г., «Кифара».
НА.Бакулов .Хрестоматия для фортепиано.3 класс.1991 г., «Музыка».
В.Козлов.Сонаты.Сонатины.Вариации для фортепиано.1989 г., Москва «Музыка».
И.-С.Бах.Нотная тетрадь Анны Магалены Бах.1990 г.Москва. «Советский композитор».
Т.Манульская.Пьесы для фортепиано.1987 г. «Музыка».
А.Самонов.Альбом юного пианиста.1989 г., «Музыка»
Этюды. 3 класс1987г., «Музыка».
Г.Демченко Этюды для начинающих.1994 г., Киев. «Музична Украина».
Нотная папка пианиста .Произведения крупной формы,концерты,ансамбли.3 класс. 2002 г.,Москва. «Дека –ВС».
Этюды, полифонии, пьесы, ансамбли, крупная форма.2001 г. Москва. «Дека-ВС».
П.Н.Бережанский.Сборник фортепианных пьес для ежедневного чтения с листа.
К.Сорокин.Сонатины и вариации.1994 г., «Кифара».
В.Козлов.Сонаты.Сонатины.Вариации для фортепиано.1989 г.,Киев. «Музична Украина».
И.-С.Бах.Маленькие прелюдии и фуги.1989 г.
В.ПороцкийАнсамблиНОТНАЯ ПАПКА ПИАНИСТА.1,2,3,4,5
2. Этюды и виртуозные пьесы, полифония. пьесы, избранные произведения из фортепианных циклов, крупная форма. 2002 г., Москва. «Дека-ВС».
И.Антыпко. Хрестоматия для фортепиано. Киев. «Музична Украина».
2.Этюды и виртуозные пьсы, полифония, пьесы, избранные произведения из фортепианных циклов. 2001 г.,Москва. «Дека-ВС».
3. Ансамбли. избранные пьесы из фортепианных циклов, крупная форма. 2002 г. Москва. «Дека-ВС».
Э.Григ.Лирические пьесы для фортепиано. Тетрадь №1. Санкт-Петербург. «Композитор».
Э.Григ.Лирические пьесы для фортепиано. Тетрадь №2. Санкт-Петербург. «Композитор».
И.-С. Бах. Инвенции для фортепиано. 1987 г., Москва. «Музыка».
Ансамбли 5-7 кл. 1989 г., Москва. «Музыка».
И.Дашкова. Фортепианные концерты для детей. 1988 г., Москва. «Музыка».
Фортепианные ансамбли. 1997 г., Москва. «Музыка».
Ансамбли для фортепиано. 1990 г., Москва. «Советский композитор».
«Встреча и разлука». (Старинные романсы). 1998 г., Москва. «Музыка».
В.Ю.Барков.Популярная музыка зарубежных авторов.2000 г., Ростов-наДону. «Феникс».
О.Лизогуб. Пьесы для фортепиано. 1991 г., Киев. «Музична Украина».
З.Я.Виткинд. Фортепианные пьесы советских композиторов.1990 г., Москва. «Советский композитор».
И. Антыпко. Хрестоматия для фортепиано. 1991 г., Киев. «Музична Украина».
И.Дашкова. Фортепианные концерты для детей. 1988 г., Москва. «Советский композитор».
Т. Манульская. Пьесы для фортепиано. 1987 г., Москва. «Советский композитор».
Д.Шостакович. Концертино для двух фортепиано.1989 г., Москва. «Музыка».
И.-С. Бах. Хорошо темперированный клавир. 1990 г.,Москва. «Музыка».
К.Черни. Школа беглости.1988 г., Москва. «Музыка».
Р.С.Гиндин. Ежедневная разминка юного пианиста.1987 г., Москва . «Музыка».
Ансамбли для фортепиано. 1997 г.,Москва. «Музыка».
Ансамбли для фортепиано. 1990 г..Киев. «Музична Украина».
Нотная папка пианиста. Ансамбли, избранные пьесы из фортепианных циклов, крупная форма. 2002 г., Москва. «Дека-ВС».
Нотный альбом №1.2003 г., «Научтехлитиздат».
Нотный альбом №2.,2003 г., «Научтехлитиздат».
Нотный альбом №3. 2003 г., «Научтехлитиздат».
2. Список рекомендуемой методической литературы
Арцышевский В. «Юный аккомпаниатор»
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М. Классика, 2004 г.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.
М. Классика 2002 г.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой М. Классика. 2003 г.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М. Классика.
2000г.
Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития музыканта. Тверь 2003 г.
Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. М. Музыка 1990 г.
Гофман Й. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М. Классика 2003г.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано М. Классика 2003г.
Светозарова Н. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М. Классика «002г.
Тимакин Е. Воспитание пианиста М. Советский композитор.1989г.
Баренбойм . Путь к музыке . М. Музыка. 1994г.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е .-зд. М., 1978.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1935.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л., 1974.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М., 1973.
Бирман Л. О художественной технике пианиста.-М., 1973.
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей/ Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV.- М., 1963, 1967, 1971, 1976.
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., 1965.
Кременштейн Б. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982.
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника.- М., 1966.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. –М., 1961.
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т.Д. с педагогами ДМШ. Центральный Метод. кабинет по детскому и художественному образованию.- М., 1970.
Светозарова Н., Кременштейн Б. педализация в процессе обучения игре на фортепиано.- М., 1963.
Тургенева Э. Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. Центр. Метод. кабинет по детскому музыкальному и художественному образованию. –М., 1970.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М., 1975.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1965.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959.
Щапов Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.
М.,1966
ЛандовскаВ. О музыке. Классика - XXI век, 2001
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским
Текстом. М.,1988
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Милыптейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Милыптейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006
ПетрушинВ. Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом
другом. М., 1997
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
Советский композитор, 1989
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии
творчества. М., 1988
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. М., 2011
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1985
Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом".
Классика- XXI, М., 1999
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,
1975
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959