Конспект урока Внутренние воды России. Реки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13






Конспект урока на тему
«Внутренние воды России. Реки»




Захарова Светлана Александровна
учитель географии МБОУ СОШ №13


Ставрополь
2013-2014 учебный год
Урок по теме: «Внутренние воды России. Реки»
География России – 8 класс

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о реках.

Задачи:
Образовательные:
расширить представление учащихся о различных видах вод суши и их размещении на территории России, о значении рек в природе и жизни человека;
систематизировать знания учащихся о крупнейших речных системах страны, их бассейнах, питании и режиме;
сформировать понятия «падение реки», «уклон реки», «режим реки», «годовой сток»;
научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны;
познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек;
развивать умение прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности.
Развивающие:
научить учащихся самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы;
продолжить формирование и умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за природу России;
воспитывать желание узнавать новое;
экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, проблемный.
Организация деятельности учащихся: индивидуально-групповая.
Оборудование: атлас, физическая карта России, мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник.


Ход урока:
Организационный момент.
Проверка опережающего домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Домашнее задание.
Организационный момент
Вводное слово учителя: Добрый день! Сегодня мы начинаем новый раздел. Вспомните, в каком порядке изучали географические оболочки в шестом и седьмом классе.

Возможные ответы учащихся: Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Мы закончили изучение атмосферы. Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Возможные ответы учащихся: Внутренние воды России.

Почему к изучению внутренних вод следует приступать после изучения климата?

Слайд: Реки можно рассматривать, как продукт климата. (Воейков)
Климат – отец вод. (Вернадский)

Устная работа на повторение материала предыдущих курсов (активизация знаний)
1) Из каких трех частей состоит гидросфера? (воды Мирового океана, воды суши, вода в атмосфере)
2) Что включают в себя воды суши? (реки, озера, болота, ледники, подземные воды)
3) Изучением каких водных объектов следует заняться в первую очередь? (реки)

Таким образом, тема урока: Внутренние воды России. Реки.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, заполните листы самообследования (знаю, хочу знать, узнал).

Проверка опережающего домашнего задания.
Работа с опорным конспектом и текстом учебника (§15) – найти и выписать определения:
Водные ресурсы –
Река –
Русло –
Речная долина –
Аллювий –
Пойма –
Базис эрозии –
Терраса –
Исток –
Устье –
Эстуарий –
Дельта –
Падение реки –
Уклон реки –
Расход реки –
Твердый сток -

Работа с картой и статистикой (таблица 7 с. 311)
Используя различные источники информации определите:
К бассейнам каких океанов относятся наиболее крупные реки России? (Северный Ледовитый, бассейн внутреннего стока)
Чем объяснить крайне неравномерное распределение речной сети по бассейнам? (особенностями рельефа России)
Самая длинная река России? (Лена)
Самая полноводная река? (Енисей)
Какие реки имеют дельты? (Волга, Лена)
Самая большая в России дельта? (Лена)
Реки, устье которых имеет форму эстуария? (Обь, Енисей, Дон)

Объяснение нового материала.

Решение задач
а) Расход реки это объём воды, протекающий через поперечное сечение потока в единицу времени.
Q = F*V
где F - площадь поперечного сечения, V - скорость течения. Чем больше скорость течения, тем больше расход воды в реке.

Задача 1. Определите расход в реке, если ширина ее 20 метров, глубина 1,5 метра, скорость течения 5 метров в секунду?
V = 5 м/с
F = 20 * 1,5 = 30 м2
Q = 5 * 30 = 150 м3/с

б) Падение реки это разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки.
Падение реки = Н истока - Н устья

Задача 2. Определите по физической карте России падение реки Волга от истока до Нижнего Новгорода.
Высота истока реки Волга над уровнем моря – 226 м.
Высота Нижнего Новгорода над уровнем моря – 63 м.
Таким образом, высота падения равна
226 – 63 = 163 (м)

Задача 3. Определите падение Лены (высота истока 930 м, ученики могут определить высоту истока по карте – примерно 1000м).
Н1 = 930 м
Н2 = 0 м
Падение Лены – 930 м

в) Уклон реки это отношение падения реки к её длине.
Уклон реки = Падение реки / Длину реки

Задача 4. Определите уклон реки Волга от истока до Нижнего Новгорода.
Высота падения реки от истока до Нижнего Новгорода – 163 м.
Длина реки Волга от истока до Нижнего Новгорода составляет около 900 км (определяется с помощью курвиметра).
Уклон реки Волга от истока до Нижнего Новгорода
16300см / 900 км = 18 см на 1 км

Питание и режим рек (работа с картой и текстом учебника)
Что объединяет реки Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма? (они впадают в Северный Ледовитый океан)
Почему крупнейшие реки России текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)
Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана (снеговое)
Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – только Амур по сути? (на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов)
Какое питание характерно для Амура? (дождевое)
Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока? (муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей)
В какое море-озеро впадают руки Волга и Урал? (Каспийское)
Какое питание преобладает? (снеговое)
Какое питание характерно для рек Терек и Кубань? (ледниковое)
Один ли источник питания у рек России – (нет, несколько, значит питание смешанное)
Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

Рефлексия
Заполнение блока «Узнал» в листах самообследования. Обсуждение.

Домашнее задание.
На следующем урок мы продолжим изучение темы «Реки».
Домашнее задание:
Для всех: §15 учить, учить конспект, подготовиться к цифровому диктанту по терминологии.
Дополнительно для учащихся продвинутого уровня: используя статистические данные и различные источники информации, составить задачи по расчету уклона, падения и расхода реки.










15