Проект: «Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик».
ХМАО, Тюменская областьРазвитие речевого дыхания
у дошкольников с нарушениями речи
Подготовила
Неслуженко Наталья Геннадьевна,
учитель-логопед.
Город Урай2014
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.
Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.
Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы.
Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.
I этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.
Первый этап длится примерно четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
ІІ этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н.СтрельниковойЦель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.
Примерная продолжительность этапа - 12-14 недель.
Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастики . Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:
1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;
2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки;
3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.
У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.
Ill этап Развитие фонационного выдоха
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Примерная продолжительность этапа - восемь недель. IV этап Развитие речевого дыхания
Цель: развитие собственного речевого дыхания.
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
На первых занятиях активно используется невер бальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.
Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.
Примерная продолжительность этапа пять недель.
V этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Примерная продолжительность этапа - четыре недели.
Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.
Список использованной литературы
Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.
Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Заикание. - М., 2000.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. -М., 1989.
Козляинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. -М., 1989.
Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. -М., 1989.
Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -М., 1995.
Поварова ИЛ. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб., 2001.
Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.