Программа по учебному предмету Танец ДООП (три года обучения)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ДШИ Пилипенко Н. Н.
____________________________
«____» ________________2015г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА



ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ТАНЕЦ»

Срок реализации – 3 года



Разработчик: Пастернак Мария Владимировна,
преподаватель первой квалификационной категории
отделения «Хореографическое искусство»


Рассмотрено и согласовано на заседании отделения
Зав. отделением Пастернак М. В.
________________________________
«____» ____________________2015 г.



г. Холмск, 2015г.
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
стр. 3

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
стр.3

Срок реализации учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
стр.4
стр.4

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
стр.5

Форма проведения учебных аудиторных занятий
стр.5

Цели и задачи учебного предмета
стр.5

Обоснование структуры программы учебного предмета
стр.6

Методы обучения
стр.7

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
стр.7

Содержание учебного предмета
стр. 8

Учебно-тематический план
стр.8

Годовые требования по классам
стр.9

Требования к уровню подготовки учащихся
стр. 12

Формы и методы контроля, система оценок.
стр. 12

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
стр.12

Критерии оценки
стр.13

Методическое обеспечение учебного процесса
стр. 14

Списки рекомендуемой учебно-методической литературы
стр. 17






I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Предмет «Танец» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец» и др. Данный предмет предусматривает приобретение учащимся двигательных навыков и умений, овладение большим объёмом новых движений, развитие координации, формирование осанки и физический данных, необходимых для занятия хореографией.
Учебный предмет «Танец» сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее звучания – всему этому учит танец.
Содержание программы дает возможность ученикам на собственной практике, сопоставляя, сравнивая и осмысленно исполняя движения получить тот запас знаний, умений, навыков, которые помогут в дальнейшем самостоятельно разбираться в различных видах искусства, хореографии и критически верно оценивать танцы.
Разделы программы в процентном соотношении распределяются следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивание элементов танцевального репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара танцев и тренировочная работа.
В программу включены задания на импровизацию, обобщающие знания, умения и навыки учеников за истекший год занятий. Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и интересов.

Срок реализации учебного предмета «Танец»
Предлагаемая программа рассчитана на три года обучения, то есть учебный предмет «Танец» изучается в 1, 2 и 3 классах, согласно учебного плана общеразвивающей программы Детской школы искусств г. Холмска. Продолжительность учебных занятий – 34 недели в год.
Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, 7-8 лет.

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего часов

Класс
1 класс
2 класс
3класс


Полугодия
1
2
3
4
5
6


Кол-во учебных недель
16
18
16
18
16
18
102

Аудиторные занятия
(кол-во часов)

24

27

32

36

48

54

221

Максимальная учебная нагрузка (кол-во часов)

51

68

102

221

Вид промежуточной и итоговой аттестации
Контр. урок
Контр. урок
Контр.
урок
Контр.
урок
Контр.
урок
И. А. Экзамен



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Танец» при сроке обучения 3 года составляет 221 час.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
в 1 классе – по 1,5 часа в неделю;
во 2 классе – по 2 часа в неделю;
в 3 классе – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) программой не предусмотрена.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых (от 4 до 10 человек) или групповых занятий (от 11 человек) (в зависимости от наполняемости групп). Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цель и задачи учебного предмета «Танец»
Цель:
Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области танца.
Задачи:
- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения танцем в пределах программы;
- приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- организация постановочной и концертной деятельности учащихся; (вовлечение учащихся в постановочную и концертную деятельность)
- создание дружеской среды, создание условий для общения;
- формирование культуры общения между учащимися;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся;
- воспитание доброжелательности, чуткости и внимательного отношения друг к другу;
- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;
- воспитание интереса к танцу и хореографическому искусству в целом.

Обоснование структуры программы
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учащимися и содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Гимнастика" оборудованы балетными станками, зеркалами, необходимым инвентарем, музыкальным инструментом, необходимым для проведения занятий, оформлены наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Темы адаптированы и доступны для учащихся, изучающих данный учебный предмет, и учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.
Учебно-тематический план
Первый год обучения




Раздел
Аудиторные
занятия

1
«Кузнечик»
11

2
«Ритмический танец»
11

3
«Папуасы»
12

4
«Утята»
11

5
Подготовка к контрольному уроку
2

6
Контрольные уроки

2

7
Подведение итогов контрольного урока и полугодия
2


Итого:
51

Второй год обучения


Раздел
Аудиторные
занятия

1
«Диско»
12

2
«Весёлая зарядка»
12

3
«Сударушка»
12

4
«Смени пару»
12

5
«Вару вару»
14

6
Подготовка к контрольному уроку
2

7
Контрольные уроки
2

8
Подведение итогов контрольного урока и полугодия
2


Итого:
68

Третий год обучения


Раздел
Аудиторные
занятия

1
«Ритм Вальс »
16

2
«Падеграс»
16

3
«Летка - Енка»
16

4
«Сапожок»
16

5
«Лошадки»
16

6
«Стирка»
16

7
Подготовка к контрольному уроку
1

8
Контрольный урок
1

9
Подведение итогов контрольного урока и полугодия
1

10
Подготовка к итоговой аттестации
2

11
Итоговая аттестация (Экзамен)
1


Итого:
102



Требования по годам обучения
Содержание программы изложено поэтапно, в развитии - от простого к сложному.
Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает преподавателю возможность применить творческий подход в обучении детей танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 7-10 лет, их природных способностей.
Первый год обучения
Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков.
Прежде чем переходить к изучению, какого либо танца, нужно сначала проучить отдельные элементы и комбинации. Не следует ставить задачу разучить большее количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания урока. С первых уроков важна работа над культурой исполнения движений.
Рекомендуемый список танцев, изучаемых на первом году обучения:
«Кузнечик»
«Ритмический танец»
«Папуасы»
«Утята»
В конце первого и второго полугодий проводятся контрольные уроки по пройденному и освоенному материалу.

Второй год обучения
Преподавателю необходимо контролировать физическую нагрузку и тщательно избегать неточностей в исполнении предлагаемых упражнений, более продуктивно использовать время урока, сосредоточив свое внимание над качеством исполнения ранее усвоенных учащимися элементов, сделав наибольший упор на правильности ощущений и понимании цели упражнения.
Рекомендуемый список изучаемых танцев:
«Диско»
«Весёлая зарядка»
«Сударушка»
«Смени пару»
«Вару – вару»
В конце первого и второго полугодий проводятся контрольные уроки по пройденному и освоенному материалу.
Третий год обучения
Продолжение работы над приобретенными навыками.
Особое внимание необходимо уделять творческой работе учеников, инициировать их к проявлению самостоятельной, креативной работы, созданию своего стиля, стиля пары.
Необходимо начать работу над техническим исполнением не только отдельного движения, но и всего танца, какой сложной бы она ни была. Больше времени уделяется на самостоятельную отработку движений. Музыкальное сопровождение становится более разнообразным по ритмическому рисунку и сложным по звучанию.
Продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением освоения хореографических движений.

Рекомендуемый список изучаемых танцев:
«Ритм – вальс»
«Падеграс»
«Летка – Енка»
«Сапожок»
«Лошадки»
«Стирка»
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.
Во втором полугодии проводится итоговая аттестация (экзамен).
Требования к итоговому просмотру (экзамену):
По окончании третьего года (всего курса) обучения. Учащиеся должны знать и уметь:
иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;
знать простейшие построения (фигуры и рисунка танца), уметь самостоятельно размещаться в танцевальном зале;
знать позиции ног и рук;
владеть различными танцевальными шагами;
владеть первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
иметь навыки комбинирования движений;
уметь перестраиваться из одной фигуры в другую;
владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
иметь представление о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных танцев;
уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;
иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций и композиций;
иметь навыки коллективного исполнительства.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
- умение артистично двигаться под музыку;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыков музыкально-пластического интонирования.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Оценка качества реализации программы «Танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебного материала на данном этапе.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация в конце третьего класса проводится в форме выпускного экзамена. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. По завершении изучения предмета "Танец" по итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Оценка
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)
комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;


При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка наэкзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Обучение танцу должно быть поэтапным, весь курс должен быть разделен на периоды по рациональному принципу: не следует спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки. Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их формирования.
При подготовке к уроку необходимо:
Наметить новые примеры (упражнения) в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся.
Определить новый материал (предусмотренный программой, в том числе, танцевальный) для изучения.
Вводить новый материал в различные комбинированные задания.
Определить совместно с концертмейстером соответствующий характер музыкального сопровождения каждой части урока.
Готовясь к очередному уроку, надо также предусматривать, логику и форму подачи материала, при этом, затрагивая не только вопросы исполнительской техники, но и темы творчества, искусства танца, музыки и т.д.
Залогом успеха любого творческого коллектива является хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа. Данная программа предназначена для обучения детей основам танца и направлена на совершенствование физического и личностного развития ребенка. При этом всех детей необходимо учить в равной мере, разделение на более или менее способных может быть только на индивидуальных занятиях или в процессе работы над концертным репертуаром.
Основными принципами обучения являются:
- последовательное и постепенное развитие - весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в класс происходит последовательное усложнение упражнений. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Танец»;
- постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;
- целенаправленность - строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;
- гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;
- учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;
С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях; наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения; использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов и др.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых занятий необходимо развивать умение слышать музыку и на этой основе развивать творческое воображение у учащихся.
Значительную роль в данном процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса.
При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности.

VI. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети). – М.: Ральф,2000.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство,1983.
Лисицкая Т.С. Пластика ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Пинаева Е.А. Новые детские диско танцы. Учебно-методическое пособие. – М.: ПБЮЛ Монастырская М.В., 2003.
Пинаева Е.А. Ритм и танец. – М.: 2006.
Пуртова Т.В., Беликова А. Н., Кветая О. В. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2004.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНС» танцевально - игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство – пресс, 2010.









13PAGE \* MERGEFORMAT141815