УП 05. Учебная практика «Слесарь по ремонту автомобилей»
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ практики
Уп 05. Учебная практика «Слесарь по ремонту автомобилей»
ПМ.05 Выполнение работ по профессии 18511: «Слесарь по ремонту автомобилей»
Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
2016 г.
УП 05. Учебная практика «Слесарь по ремонту автомобилей» по профессиональному модулю ПМ.05 Выполнение работ по профессии 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» реализуется в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №291.
ОДОБРЕНА
Председатель ПЦК
______Недерова ГВ
«___»___________2016 г УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМиНД____________Е.Ю.Шепелева «___»___________2016 г
Разработчик:
Коробков Игорь Алексеевич – мастер производственного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ практики
УП 05. Учебная практика «Слесарь по ремонту автомобилей»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики УП. 05 «Слесарь по ремонту автомобилей» является частью профессионального модуля ПМ 05 программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности «23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в части освоения рабочей профессии Слесарь по ремонту автомобилей и основного вида деятельности (ВД): Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
Программа учебной практики разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений (дополнений) в образовательную программу по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WorldSkills International (WSI), на основании компетенции WSR «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и с учетом профессионального стандарта «Автомеханик», интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».
Рабочая программа учебной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автосервисных услуг при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи учебной практики - требования к результатам освоения:
Целью учебной практики является формирование у обучающихся профессиональных умений в рамках модуля ППССЗ СПО по основным видам деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими трудовых функций по избранной профессии.
Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности обучающийся должен уметь:
ВД Требования к умениям
1 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта У2 -выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
У3 - снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
У4 - определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
У5 - определять способы и средства ремонта;
У6- применять диагностические приборы и оборудование;
У7 - использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
У8 - оформлять учетную документацию;
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности обучающийся должен иметь практический опыт:
ВД Требования к практическому опыту
1 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта ПО 1 - проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
ПО 2 - выполнения ремонта деталей автомобиля;
ПО 3 - снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
ПО 4 - использования диагностических приборов и технического оборудования;
ПО 5- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
В результате прохождения учебной практики УП 05. Учебная практика «Слесарь по ремонту автомобилей» в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта создаются условия для формирования общих и профессиональных компетенций:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4 Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способ выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной практики:
всего – 180 час.
2. СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Тематический план учебной практики
Коды профессиональных компетенций Наименование разделов учебной практики Всего часов
1 2 3
Вводное занятие 6
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 1. Двигатель автомобиля. ( ТО и ремонт). 36
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 2. Системы охлаждения и смазки. (ТО и ремонт) 12
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 3. Системы питания. (ТО и ремонт) 24
ПК 1.1. – 1.4 Проверочная работа. 6
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 4.Трансмиссия автомобиля. (Т.О. и ремонт)
36
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 5. Ходовая часть. (Т.О. и ремонт)
18
ПК 1.1. – 1.4 Раздел 6. Рулевое управление. (Т.О. и ремонт)
12
ПК 1.1-1.4 Раздел 7. Тормозная система. (Т.О. и ремонт)
18
ПК 1.1-1.4 Раздел 8. Кузов и кабина. (ТО и ремонт) 6
ПК 1.1. – 1.4 Дифференцированный зачет 6
Всего: 180
3.2. Содержание учебной практики УП.01
Наименование разделов учебной практики (УП), и тем Содержание учебного материала: Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Вводное занятие Виды работ:
1. Ознакомление обучающихся с учебной мастерской. Расстановка их по местам.
2. Ознакомление с организацией рабочего места, порядка получения и сдачи инструмента.
3. Ознакомление с режимом работы и правилами внутреннего распорядка в учебных мастерских.
4. Ознакомление с инструментом и приспособлениями, применяемыми при выполнении работ.
5. Охрана труда. Производственные и санитарно - гигиенические нормы. Обеспечение пожаро и электробезопасности.
6 3
Раздел 1.
Раздел 1. Двигатель 36 Тема 1.1
Кривошипно – шутунный механизм. Блок цилиндров. Виды работ:
Проведение разборки кривошипно-шатунного механизма, выполнение дефектовки блока цилиндра, осуществление сборки, выполнение подгоночных работ при сборке 6 3
Тема 1.2
Поршень, кольца, шатун, вкладыши, маховик. Виды работ:
Проведение дефектовки, ремонта или замены с последующей сборкой поршня, колец, вкладышей и маховика. 6 3
Тема 1.3
Дефектовка и диагностика кривошипно- шатунного механизма. Виды работ:
Проведение диагностики, дефектовки деталей кривошипно- шатунного механизма, поиск неисправностей.
6 3
Тема 1.4
Технического обслуживания кривошипно-шатунного механизма. Виды работ:
Проведение технического обслуживания кривошипно- шатунного механизма, 6 3
Тема 1.5
Газораспределительный механизм. Виды работ:
Разборка газораспределительного механизма, дефектовка и ремонт. 6 3
Тема 1.6
Сборка и регулировка газораспределительного механизма. Виды работ:
Сборка и регулировка газораспределительных механизмов различных типов. 6
3
Раздел 2
Системы охлаждения и смазки. 12 Тема 2.1
Система смазки. Виды работ:
Разборка, дефектовка, ремонт и последующая сборка системы смазки двигателя. 6 3
Тема 2.2
Система охлаждения. Виды работ:
Разборка, дефектовка, ремонт и последующая сборка системы охлаждения двигателя. 6 3
Раздел 3.
Системы питания .24 Тема 3.1
Системы питания бензиновых двигателей.
Виды работ:
Демонтаж и монтаж на автомобиль деталей системы питания, регулировка системы. 6 3
Тема 3.2
Диагностика и ремонт систем питания.
Виды работ:
Проведение работ по диагностике и ремонту деталей системы питания автомобиля. 6 3
Тема 3.3
Системы питания дизельных двигателей. Виды работ:
Демонтаж, ремонт, монтаж и регулировка деталей системы питания дизельных двигателей. 6 3
Тема 3.4
Система питания воздухом и выпуск отработавших газов. Газобалонное оборудование. Виды работ:
Сборка и регулировка газобаллонного оборудования автомобиля, обслуживание системы рецеркуляции. 6 3
Проверочная работа Выполнение работ 2-3-го разряда, в соответствии с ЕТКС: Разборка, сборка и дефектовка узлов и агрегатов, согласно требованиям ЕТКС. 6
3
Раздел 4
Трансмиссия.
36 Тема 4.1
Система сцепления.
Виды работ:
Демонтаж, ремонт, регулировка и монтаж системы сцепления автомобиля.
6 3
Тема 4.2
Коробка перемены передач автомобиля. Виды работ:
Демонтаж, разборка, ремонт и регулировка коробки передач. 6 3
Тема 4.3
Коробки перемены передач автомобилей заднеприводных и переднеприводных. Виды работ:
Обслуживание и монтаж на автомобиль коробок передач разной конструкции. 6 3
Тема 4.4
Коробки перемены передач автомобилей ВАЗ- 2106, ГАЗ, ВАЗ- 2109.
Виды работ:
Ремонт и обслуживание коробок передач отечественных автомобилей. 6 3
Тема 4.5
Карданная передача. Приводы.
Виды работ:
Демонтаж, ремонт и установка на автомобиль карданной передачи и приводов. 6 3
Тема 4.6
Задний мост и раздаточная коробка.
Виды работ:
Демонтаж, ремонт и установка на автомобиль главной передачи и раздаточной коробки. 6 3
Раздел 5
Ходовая часть автомобиля.
18 Тема 5.1
Задняя подвеска Виды работ:
Ремонт и обслуживание задней подвески грузовых и легковых автомобилей. 6 3
Тема 5.2
Передняя подвеска.
Виды работ:
Ремонт и обслуживание передней подвески грузовых и легковых автомобилей. 6 3
Тема 5.3
Колесо. Виды работ:
Разборка, ремонт и балансировка колес автомобиля. 6 3
Раздел 6.
Рулевое управление. 12 Тема 6.1 Рулевое управление заднеприводных и переднеприводных автомобилей. Виды работ:
Разборка, дефектовка, регулировка и ремонт, монтаж. 6 3
Тема 6.2
Усилители рулевого управления. Виды работ:
Демонтаж, ремонт и монтаж на автомобиль деталей рулевого управления.
6 3
Раздел 7
Тормозные системы автомобиля. 18 Тема 7.1
Гидравлическая тормозная система.
Стояноночный тормоз. Виды работ:
Проведение диагностики, демонтаж, ремонт и обслуживание. Регулировка и ремонт стояночного тормоза. 6 3
Тема 7.2
Тормозная жидкость. Техника безопасности при ремонте и обслуживании. Виды работ:
Прокачивание тормозной системы, замена тормозной жидкости. 6 3
Тема 7.3
Пневмотическая тормозная система. Виды работ:
Проведение демонтажа, ремонт, обслуживание и монтаж на автомобиль деталей пневмотической тормозной системы. 6 3
Раздел 8.
Кузов и кабина автомобиля. 6 Тема 8.1
Кузов и кабина. Виды работ:
Проведение ремонтных и покрасочных работ по кузову автомобиля. 6 3
Дифференцированный зачет Виды работ:
Разборка, сборка и дефектовка узлов и агрегатов автомобиля, согласно ФГОС и
требованиям ЕТКС. 6 3
Всего: 180 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
учебной практики
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы УП 05 предполагает наличие:
Демонтажно- монтажной мастерской.
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
Верстаки. Вспомогательное оборудование. Плакаты учебные. Стелажи с деталями и узлами автомобилей. Слесарный инструмент.
Технические средства обучения: Двигатели и КПП разных автомобилей. Макеты автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ- 2109.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Виноградов В.М. Храмцов О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные технологические процессы. Лабораторный практикум. – М: Издательство: «Академия» 2014 г. – 230 с.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей
Лабораторный практикум. – М: Издательство: «Академия» 2012 г. – 256 с.
Дополнительные источники:
А. П. Пехальский, И. А. Пехальский Устройство автомобилей М: Издательство: «Академия» 2012 г. – 207 с.
Виноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей
М: Издательство: «Академия» 2012 г. – 221 с.
Власов В.М. Жанказиев С.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
М: Издательство: «Академия» 2014 г. – 115 с.
Геленов А.А. Сочевко Т.И. Спиркин В.Г. Автомобильные эксплуатационные материалы
М: Издательство: «Академия» 2014 г. – 233 с.
Графкина М.В. Охрана труда. Автомобильный транспорт
М: Издательство: «Академия» 2014 г. – 306 с.
Е.В. Березина Автомобили: конструкция, теория, расчет.
Издательский дом «Альфа-М» 2012 г. – 212 с.
Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств
М: Издательство: «Академия» 2013 г. – 187 с.
Ходош М.С. Бачурин А.А. Организация сервисного обслуживания на автомобильном транспорте
М: Издательство: «Академия» 2015 г. – 167 с.
Интернет ресурсы:
Ремонт автомобилей своими руками, http://nind.ru/volkswagen/zamena-remnya-grm-na-volkswagen-passat-1-9-tdi.htmlОфициальный сайт LADA, http://www.lada.ru4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла рассредоточено.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, в областях соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС.
Мастера производственного обучения, должны регулярно, повышать свою квалификацию в областях соответствующих профилям обучения или программы практического обучения на курсах повышения квалификации, а также проходить стажировку в отделах АСУ на предприятиях не реже 1 раза в 3 года.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется мастером производственного обучения в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной практики, в рамках профессионального модуля обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Результаты
(освоенные умения и практический опыт в рамках ВД) Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
У2 -выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
У3 - снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
У4 - определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
У5 - определять способы и средства ремонта;
У6- применять диагностические приборы и оборудование;
У7 - использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
У8 - оформлять учетную документацию; Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 1: Двигатель автомобиля в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 2: Системы охлаждения и смазки двигателя в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 3: Системы питания двигателя в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 4: Трансмиссия автомобиля в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 5: Ходовая часть автомобиля в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 6: Рулевое управление автомобиля в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 7: Тормозной системы автомобиля в соответствии с эталоном.
Оценка выполнения практических заданий по темам раздела 8: Кузов и кабина автомобиля в соответствии с эталоном.
ПО 1 - проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
ПО 2 - выполнения ремонта деталей автомобиля;
ПО 3 - снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
ПО 4 - использования диагностических приборов и технического оборудования;
ПО 5- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей; Оценка выполнения проверочных и пробных работ в соответствии с эталоном