Семинар-практикум для воспитателей Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников»
Семинар – практикум
для воспитателей
«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников»
Грамотная, четкая и чистая речь ребенка – это не дар, она приобретается, благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых растет ребенок. В первую очередь речь характеризуется правильным произношением всех звуков. А это хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата.
Чтобы научить ребенка владеть языком, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такого произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Правильное дыхание – основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.
Дышать надо обязательно через нос, привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы.
Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действительный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох значительно длиннее вдоха. И последовательность дыхания тоже другая. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный продолжительный выдох.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных далее игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";- выдох происходит плавно, а не толчками;- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);- выдыхать следует, пока не закончится воздух;- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому такие игры необходимо:
ограничивать по времени 3-5 минут(можно использовать песочные часы);
упражнение повторяется 3 – 5 раз;
дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
обязательно чередовать с другими упражнениями.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
без участия речи,
на материале гласных звуков,
согласных звуков,
слогов, слов,
предложений, фраз.
Мы остановимся на первом этапе работы: развитие речевого дыхания без голоса.Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.Для того чтобы проводить эти игры и упражнения не требуется профессионального образования и специального оборудования. В ход пойдут подручные средства.
Для игр по развитию речевого дыхания запаситесь именно воздушными шариками, мыльными пузырями, карандашами, птичьими перышками, свечками, легкими пластиковыми мячиками.
Если у вас есть игрушечные дудочки, свирели, свистки — тоже хорошо, пригодятся и они.
Игры и упражнения:
«Буря в стакане», «Пена расти»;
«Фокус» - поддувать вверх пушинки, ватки;
«Забей мяч в ворота»;
Вертушки, ветрячки;
«Ветерок»;
«Волшебные бабочки», «бабочки порхают»;
«Ветер сдул бананы»;
«Горячий чай»;
«Осенние листья», «Листопад», «Листья шуршат»;
«Снег кружиться, летает, летает…»;
«подводный мир», «Цветочная поляна», «По грибы»;
«Веселый ветерок»;
«Кто спрятался?» - картинка спрятана за тонкими полосками бумаги. Ребенок дует на бумажную бахраму, чтобы понять, что нарисовано на картинке.
«Музыкальный пузырек».
Итак:
Дыхательные упражнения полезны, а кроме того активирует внимание, воспитывают быстроту и точность реакции, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.
А так же: это здоровый организм, крепкий сон, правильная и красивая речь.