Картотека игр направленных на Интеллектуальное развитие детей по программе «Веселая логика» для детей 4-5 лет
Картотека игр направленных на Интеллектуальное развитие детей по программе «Веселая логика» для детей 4-5 лет
Игра 1.
Цель: найти одиночный ход гусеницы на 4-клеточном поле при известной начальной точке.
Материал: индивидуальная тетрадь № 1, часть 1, лист 1.
Ход игры.
Педагог дает ребенку лист № 1 и предлагает разгадать интересные загадки - куда гусеница в гости ходила.
Воспитатель вместе с ребенком рассматривает игровое поле (большой четырех клеточный квадрат, изображающий дом с четырьмя окошками). В нем на первом этаже живут крестик и квадратик, на втором - точка и кружок. В гости к ним ходит гусеница: от одного жителя к другому. Ходит гусеница только прямо. Например, если они еннчшш были у крестика, то одним шагом ей можно пойти только к точке или к кнпдра- тику. А в гости к кругу пойти нельзя, так как круг живет и окошке, который находится наискось от крестика, не прямо. Значит, если (усеннца, например, из квадратика пойдет к кружку, а от кружка к точке, то, сделай один шаг вниз, может попасть к крестику.Педагог загадывает детям загадки. Куда может пойти гусеница от кружка? К крестику? Неверно, потому что это наискосок, а нужно прямо.
Давайте еще отгадаем, куда она пойдет от квадратика? К точке? 11с- верно..потому что гусеница не может шагать наискосок, а может ходить только прямо в соседнее окошко: в сторону, вверх или вниз. К то догадался, куда может шагнуть гусеница от квадратика? К кружку? Верно... А еще куда?.. К крестику?.. Верно, к крестику она тоже может шагнуть.
Воспитатель предлагает самим детям разгадать загадки, которые находятся на листе. Он обращает внимание на то, что гусеница сначала была в гостях у точки. Нужно отгадать, к кому она может пойти в гости одним шагом, к какой фигурке? Кто скажет? Верно, она может шагнуть к кружку. Вот эту отгадку и нужно нарисовать в свободной клетке, куда указывает стрелка в нашей загадке. Значит, нам нужно в свободной клетке нарисовать кружок.
Теперь сами разгадайте вторую загадку, следующую на этом листе. В ней говорится, что гусеница была в гостях у крестика и нужно отгадать, куда она пошла потом. Нарисуйте отгадку в свободной клетке.
Далее дети самостоятельно рисует отгадки к остальным загадкам на листе. Игра заканчивается.
Игра 2.
Цель: найти одиночный ход гусеницы на 4-клеточном поле при известной конечной точке.
Материал: лист 2.
Ход игры.
Детям дается лист № 2, уточняются правила хода гусеницы: она может шагать в соседние клетки только прямо, не наискось.
Педагог предлагает отгадать загадки, в которых нужно разгадать, откуда пришла гусеница. Например, гусеница пришла в гости к крестику. Откуда она пришла, из какой клетки? Из клетки, где точка, или из клетки, где квадратик. А могла она прийти из клетки, где кружок? Нет, так как кружок живет наискось, а гусеница не может ходить наискось.
Дети самостоятельно рисует отгадки в свободных клетках на листе.
Педагог помогает затрудняющимся, задавая наводящие вопросы
и напоминая правило хода гусеницы.
Игра 3.
Цель: найти одиночный ход гусеницы на 6-клеточном поле при известной начальной точке.
Материал: лист№ 3.
Ход игры.
Педагог обращает внимание на шести клеточное поле, сообщает названия новых жителей: треугольник и палочка. Отмечает, что загадки на листе расположены рядом по две, потому что гусеница из одной клетки может попасть в две другие. Предлагает к двум одинаковым загадкам придумать две разные отгадки.
Дети самостоятельно разгадывает загадки, рисуют отгадку в свободной клетке.
Игра 4.
Цель: найти одиночный ход гусеницы на 6-клеточном поле при известной конечной точке.
Материал: лист № 4.
Ход игры.
Педагог обращает внимание на то, что на листе загадки, в которых нужно узнать, откуда пришла гусеница, из какой клетки. Указывает, что на листе есть три одинаковые загадки, к которым необходимо придумать разные отгадки.
Дети самостоятельно разгадывают загадки.
Игра 5.
Цель: найти правильный одиночный ход гусеницы на 6-клеточном поле.
Материал: лист № 5.
Ход игры
Педагог обращает внимание на то, что на листе нет загадок, а есть отгадки. Необходимо проверить, правильно ли разгаданы загадки. Если верно, то сверху ставим галочку, если нет, то ничего не ставим.
Дети самостоятельно проверяет правильность предложенных отгадок.
Игра 6.
Цель: найти неверный ход гусеницы на 8-клеточном поле.
Материал: лист № 6.
Ход игры.
Педагог вместе с детьми рассматривает 8-клеточное поле, новых жителей домика: змейку и ромбик.
Он объясняет правило игры: нужно искать неверные отгадки, т.е. куда гусеница не может пойти одним шагом. Неверный ответ нужно перечеркнуть.
Игра 7.
Цель: придумать правильный ход гусеницы ни 8-клеточном ноле; обозначить начальную и конечную клетки одиночного ходи.
Материал: лист № 7.
Ход игры.
Педагог говорит детям: «Сегодня мы не будем шгалымпь и отгадывать загадки. А будем сами придумывать загадки про то, как гусеница ходила в гости». Он предлагает сочинить загадку. Нужно сначала найти начальную точку, например, треугольник, т.е. то, откуда гусеница пришла. Вот и получилась загадка. Теперь необходимо придумать отгадку».
Ребенок придумывает сначала клетку, откуда ноиит гусеница в гости, а потом клетку, куда она пришла.
Игра 8.
Цель: придумать правильный ход гусеницы на 9-клеточном поле.
Материал: лист № 8.
Ход игры.
Педагог обращает внимание на новые клетки игрового поля, где живут флажок и прямоугольник.
Игра проводиться по аналогии с игрой № 7.
Игра 9.
Цель: придумать верный ход гусеницы на 9-клеточном поле.
Материал: лист № 9.
Ход игры.
Педагог обращает внимание на то, что клеток на игровом поле стало больше и в них живут другие фигурки. На первом этаже - одна точка, две и три, на втором этаже - один крестик, два и три, на третьем - один квадрат, два, три.Игра проводиться по аналогии с игрой № 7.
Игра 10.
Цель: придумать правильный одиночный ход гусеницы на 12- клеточном поле.
Материал: лист № 10.
Ход игры.
Педагог обращает внимание на дополнительные клетки и новые фигурки: один круг, два, три.
Далее игра проводится по аналогии с юрами 7 ().
Игра 11.
Цель: отгадать одиночные ходы муртн.и ни •> клеточном поле.
Материал: лист №11.
На этом и последующих семи занятиях дети будут выполнят ь задания с одним ходом муравья. В начале игры воспитатель говорит:
Сегодня у нас будут загадки про муравья, а не про гусеницу. Мы будем отгадывать, как муравей ходил в гости. Он ходит не так, как гусеница — не прямо, а наискось в соседнюю клетку.
Давайте посмотрим на окошки, где живут разные жители, и отгадаем, куда пошел муравей из клетки, где живут три круга.
Кто скажет?.. Пойдет туда, где живут три крестика, вверх? Неверно, потому что муравей ходит наискось, а не прямо, как гусеница... В клетку, где живут два крестика? Верно, в эту клетку он может пойти наискось.
Теперь посмотрим на первую загадку у вас на листе. Что в ней сказано? Верно, в ней сказано, что муравей был в клетке, где живет одна точка, и нужно отгадать, куда он сделал один шаг наискось. Кто догадался? Верно, он пошел к двум крестикам. Нарисуйте эту отгадку (два крестика) в свободной клетке, куда указывает двойная стрелка. Теперь мы будем знать, что двойная стрелка означает, что в гости ходил муравей, а не гусеница.
Затем дети самостоятельно выполняют остальные задания на листе №11.
Игра 12.Цель: отгадать одиночные ходы муравья.
Материал: лист№ 12.
Ход игры.
В начале игры воспитатель напоминает правила перемещения муравья и говорит:
Сегодня будем отгадывать загадки, в которых нужно разгадать, откуда пришел муравей в гости. Например, муравей оказался в гостях у кружка. Откуда он пришел, из какой клетки? Из клетки, где крестик? Неверно, потому что крестик живет прямо от кружка, а муравей не может шагать прямо, - он шагает только наискось. А откуда еще он может прийти к кружку? От двух крестиков? Верно, потому что тогда он шагнет наискось.
А если известно, что муравей пришел к двум кружкам, то из какой клетки он шагнул? Из клетки, где один крестик? Верно. А еще откуда он мог прийти? От трех крестиков? Тоже правильно.
Затем дети выполняют остальные задания листа № 12.
Игры 13.14,15,16,17.1{ель: придумать верные одиночные ходы муравья.Материал: листы №№ 13,14, 15, 16, 17.
Эти игры по организации аналогичны занятиям 5, 6, 7, 3 и 9 соответственно.
Игра 18.
Цель: найти верные одиночные ходы гусеницы.
Материал: лист № 18.
Эта игра по организации аналогично игре 6.
Игра 19.
Цель: найти верные двойные ходы гусеницы.
Материал: лист№ 19.
Ход игры.
В этой игре дети впервые знакомятся с заданиями, где гусеница выполняет два хода, делает два шага. Знакомство с такими заданиями проводится в форме проверки детьми обоих ходов гусеницы.
Среди предложенных есть задания с разным набором ходов: оба правильные, один правильный и оба неправильные. Галочкой отмечают верный ход.
Игра 20.
Цель: найти неверные двойные ходы гусеницы.
Материал: лист № 20.
В этой игре дети занимаются проверкой готовых ходов, но, в отличие от предыдущей игры, им нужно отмечать только неверные ходы гусеницы, — для этого «неверная» линия перечеркивается крест-накрест.
Игра 21.
Цель: придумать второй ход гусеницы.
Материал: лист №21.
В игре дети выполняют такую же деятельность, что и в играх 1 и 2 — т.е. им нужно узнать, куда можно пойти одним ходом, в какую клетку. Но при этом они вводятся в более широкую ситуацию - двухходовую.
Игра22.
Цель: придумать первый ход гусеницы.
Материал: лист № 22.
Дети выполняют такую же деятельность, что и в играх 2, 4 или 12, т.е. им нужно узнать, откуда могла попасть гусеница одним ходом в данную клетку.
Игра 23.
Цель: отгадать первый и второй ход гусеницы.
Материал: лист № 23.
В этой игре дети выполняют наиболее сложный вариант задания с двумя ходами, когда нужно найти оба хода. Воспитатель говорит:
Сегодня у нас будут загадки, где нужно отгадать два хода гусеницы. Посмотрите на листе первую загадку - на самом верху. В ней говорится, что сначала гусеница была в клетке, где одна черная точка. Затем сделала один шаг в клетку, которая нам неизвестна, — видите, она свободная. Потом из неизвестной клетки сделала второй шаг в клетку, где живут три точки. Значит, нам нужно отгадать, в какую клетку ходила гусеница, у кого она гостила.
Кто догадался?.. В клетку, где один крестик? Давайте подумаем. Конечно, гусеница может попасть в эту клетку за один шаг. Но может потом она сделать один шаг и попасть в клетку, где три точки? Верно, за один шаг она попасть туда не сможет, потому что гусеница ходит только в соседние клетки, только прямо и не может прыгать.
Кто знает, куда гусеница сделала один шаг из начальной клетки? В две точки? Верно, потому что гусеница может за один шаг прямо попасть к двум точкам и потом за один шаг прямо от двух точек попасть н конечную клетку к трем точкам.
Значит, в свободной клетке рисуйте нашу отгадку: две точки.
При проведении этого объяснения воспитателю имеет смысл в плане дальнейших игр ввести названия: начальная клетка - та клетка, откуда гусеница начинает путь; конечная клетка - та, куда должна прийти гусеница за два шага; промежуточная клетка - та, куда гусеница должна по- пасть из начальной клетки и откуда она должна шагнуть в конечную клетку.
Затем дети самостоятельно выполняют остальные задания.
Игра 24.
(ель: придумать первый и второй ходы гусеницы.Митериал: лист № 24.
’) га игра по организации аналогична играм, на которых нужно было придумать, куда может пойти гусеница, - см. игры 1, 3, 11,21.
Игри 25.
(ель: придумать первый и второй ходы гусеницы.Мптсриал: лист № 25.
’Ни игра по организации аналогична играм 2, 4, 12, 22, когда известии I», куда должна прийти гусеница, но нужно придумать, откуда она МИЛИ! прийти.
Игра 26.
Цель: придумать первый и второй ходы гусеницы при известной промежуточной клетке.
Материал: лист № 26.
В этом игре дети знакомятся с типом заданий, где, в отличие от всех им известных, нужно по данной промежуточной клетке найти начальную и конечную клетки, т.е. нужно узнать, откуда гусеница пришла в промежуточную клетку за один шаг и куда она сделала один шаг из промежуточной клетки. Выполнение заданий такого типа требует использования опыта, полученного в играх 21 и 22.
Игра № 27.
Цель: придумать первый и второй ходы гусеницы.
Материал: лист № 27.
В этой игре даются задания, где нужно придумать оба хода гусеницы, т.е. все три клетки: начальную, промежуточную и конечную. Здесь дети могут опираться на опыт выполнения заданий в играх 24 и 25.
Игра 28.
Цель: найти и отметить верные одиночные ходы муравья.
Материал: лист № 28.
Эта игра посвящена повторению правила перемещения муравья и аналогична играм № 13 и 14.
Игра 29.
Цель: найти и отметить верные двойные ходы муравья.
Материал: лист № 29.
Эта игра по организации аналогична игре 19, хотя там были задания с ходами гусеницы, а здесь с ходами муравья.
Игра 30.
Цель: найти неверные двойные ходы муравья.
Материал: лист № 30.
Эта игра, в которой даются задания с двумя ходами муравья, аналогична игре 20, где задания были про ходы гусеницы.
Игры 31,32,33,34,35,36 и 37.
Цель: придумать первый, второй ходы муравья.
Материал листы №№ 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37.
Эти игры аналогичны по организации играм 21, 22, 23, 24,25, 26, 27 соответственно.
Игра 38.
Цель: отметить верные одиночные ходы гусеницы и муравья.
Материал: лист № 38.
В этой игре дети попеременно выполняют задания с одним ходом гусеницы и одним ходом муравья. Воспитатель обращает внимание на то, что одиночный ход гусеницы обозначается одной линией между клетками, а одиночный ход муравья - двойной линией.
Игры 39, 40.
Цель: отметить сочетание одного верного хода гусеницы и одного хода муравья.
Материал листы №№ 39,40.
В игре проводится проверка и поиск правильных ходов гусеницы и муравья при их сочетаниях в двухходовых комбинациях. Эти игры аналогичны играм 19, 20 и 29, 30 соответственно.
Игры 41,42.43, 44,45,46.
Цель: придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья.
Материал: листы №№ 41, 42, 43, 44, 45, 46.
Эти игры аналогичны по организации играм 31, 32, 33, 34, 35 и 36 соответственно.
Игры № 47,48,49 и 50.
{ель: придумать сочетание одного хода гусеницы и одного хода муравья на 9-, 12-,16-клеточном поле.Материал: листы №№ 47,48,49 и 50.
Эти игры аналогичны по организации играм 27 и 37.
Примечание: для того, чтобы ребенок в большей степени почув-
повал уверенность в своих силах, целесообразно провести специальное ангорское занятие-развлечение..Его смысл в том, что детям предлагается придумать целое путешествие либо одной гусеницы, либо одного мура- м1.м, либо путешествие с попеременными ходами гусеницы и муравья.
нус п. и этом путешествии ребенок использует на игровом поле столько к поток, сколько захочет, и придумает при этом какой-нибудь интересный pm ч мп или историю.