Обобщающий урок биологии на тему «Органы дыхания. Гигиена дыхания»


Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Цели урока:
обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания;
раскрыть сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ;
развивать творческое мышление учащихся, память. Речь, коммуникативные качества.
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
Определять цели и задачи урока
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
Работа с информационными текстами.
Объяснение значения новых слов.
Сравнивать и выделять признаки.
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
Групповая работа по обсуждению информации.
Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы проведения: урок восхождения к вершине знаний.
Оборудование урока: компьютерная презентация, проектор, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим основные знания по теме «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
Звучит музыка.
«Вселенная, наш мир дышит так же, как человек, и каждое живое существо, растение и даже минерал». Елена Блаватская.
- Что пытался автор этих слов выразить вам?
Актуализация знаний.
- Попробуйте определить цели нашего урока. (дети обозначают цели и задачи урока).
- Как же нам достичь этих целей на нашем уроке? (варианты детей)
- А для этого я предлагаю вам совершить восхождение на вершину знаний. Не буду скрывать, что путь наш нелегкий, но если идти вместе, поддерживать друг друга, доверять и смело принимать решения в группе, то любые трудности окажутся нипочем.
- Итак, начинаем восхождение?
Начало пути.
-Итак, дыхание – самый важный процесс жизнедеятельности человека, связывающее звено между человеком и природой. Давайте сделаем вместе глубокий вдох, задержим дыхание и определим, какие органы в нем участвуют?
(слайд) Задание: назовите и покажите органы дыхательной системы. (Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие).
- Легкие – один из самых важных органов дыхательной системы человека. Вашему вниманию хочу представить спор двух учеников. Как известно, в споре рождается истина. А вы решите, кто же прав?
(слайд) Поспорили два человека. Один утверждает, что легкие расширяются, и поэтому в них входит воздух, другой – что воздух входит в легкие, и поэтому они расширяются. Кто прав?
(дети решают ситуацию)
- Какой вывод мы можем сделать?
- Органы дыхания можно объединить в две группы – воздухоносные пути и легкие. Назовите элементы воздухоносных путей.
Вывод: мы повторили с вами строение органов дыхания и установили связь с выполняемой функцией.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Золотая середина.
- Поднимемся еще на одну ступень к вершине. Человеческий организм – целостная система, так как деятельность всех его органов строго скоординирована. Поэтому познание человеческого организма невозможно средствами одного предмета, и только система знаний позволит создать целостное представление о человеке как части Вселенной.
- Работая в группе. Шаг за шагом вы будете приближаться к вершине, пополняя свой багаж знаний. Необходимо определить, кто едет координировать работу внутри группы. Ваш лидер будет оценивать вклад каждого из вас в дело восхождения, занося баллы в оценочный лист. Пока группа отвечает, другие внимательно слушают и дополняют ответы товарищей, если надо, то и исправляют неточности. Все материалы для выполнения заданий находятся у вас на столах.
Карточка №1.
«Жизнь – это горение» - эти слова принадлежат французским ученым 18 века А. Лавуазье и П. Лапласу. Используя схему, объясните, какое отношение они имеют к процессу дыхания? Органические вещества +О2 =СО2 +Н2О+ энергия.
Какой физический процесс поддерживает газообмен?
Для образования яичной скорлупы необходим СО2 крови курицы. Замечено, что толщина стенки скорлупы в холодное время года несколько толще, чем летом. Как можно объяснить данный факт?
Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
Сделайте вывод: какие органы активно принимают участие в дыхании? Докажите, что дыхание – сложный процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, обеспечивающий его энергией.
Карточка №2
При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода. Рассчитайте сколько кислорода потребляет учение за урок, если он делает в 1 минуту 18 дыхательных движений. (64,8 л.)
При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода. Рассчитайте сколько кислорода потребляет класс ( 40 человек) за урок, если один учение делает в 1 минуту 18 дыхательных движений. (2592 л.)
В 1 л воздуха содержится 210 см. куб. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л. кислорода в минуту. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 часов)? (2880 л.)
Объем воздуха в легких при самом глубоком вдохе – 4700 см. куб., а при самом глубоком выдохе – 1200 см. куб. Чему равна жизненная емкость легких? Что она показывает? (3500 см. куб. ЖЕЛ – показатель работоспособности легких)
Карточка №3.
Курение.
Из набора слов составьте предложения на тему здорового образа жизни.
Проанализируйте текст, укажите органы и системы, которые поражаются при курении. Ответы занесите в схему.

курение

Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика.
Составьте словесный портрет курильщика, используя информацию.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
- Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.
- А вы молодцы! С честью выдержали испытания. А теперь немного отдохнем, расслабимся и выполним несколько дыхательных упражнений.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Творческая работа в группе.
Последний рывок.
- Все вы знаете о трагических событиях в Перми, когда более 150 человек погибли не от ожогов, а от отравления ядовитыми газами. Люди просто умирали от удушья. Такая же ситуация может возникнуть и дома при утечке природного газа.
Как можно себя защитить в экстремальной ситуации?
Как сохранить органы дыхания здоровыми?
- Предлагаю каждой группе составить памятки.
6. Защита творческих работ.
7. Подведение итогов урока.
По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество набранных баллов. Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока?
Звучит музыка.
- «Пока дышу, надеюсь». Наверное, эти слова римского поэта Овидия теперь наполнились новым смыслом. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.
- Попробуйте отразить ваше отношение к уроку в виде смайликов на доске.
Спасибо за работу на уроке!