Развитие речевого дыхания. Игровые приемы при постановке дыхания.
Игровые приемы при постановке дыхания
«Задуй упрямую свечку». Ребенок держит в руке цветную полоску бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося «ф».
«Игра-загадка». Взрослый беззвучно артикулирует один-два гласных звука, ребенок должен озвучить его. Ребенок произносит звук на длительном выдохе.
«Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину»), и выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком «ш»).
«Трубач». Ребенок подносит ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дует в «трубу»: «пф».
«Жук». Ребенок сидит на стуле. Руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж», одновременно опуская руки вниз.
«Комарик». Ребенок стоит. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит комарик – «з». Быстро повернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Гуси». Ребенок стоит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести ладони назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести «го, га, гы».
«Топор». Ребенок стоит ноги на ширине плеч, руки опущены, а пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох. Наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» - на длительном выдохе.