Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
Составила:
Уймина Ирина Сергеевна
Г.Братск
2014г.
1. «Наши ручки»Где же наши ручки?Где же наши ручки?Где же, где же наши ручки?Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки. Вытягивают ручки впередПоказывают ручки.
Спрятали ручки за спинуОпять показывают ручки.
2. «Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук! Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.
3. «Очки»Бабушка очки наделаИ детишек разглядела.И детишки очки наделиБабушку разглядели. Колечки подносят к глазам
Дети повторяют действия за воспитателем.
4. «Дождик, дождик»Дождик, дождик,Кап да кап, кап…Мокрые дорожки.Все ровно пойду гулять,Пусть промокнут ножки.. Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»5. «Пароход»Пароход плывет по речке,И пыхтит он словно печка:Пых, пых… Дети обе сложенные ладониповорачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»6. «Надоели нам дожди»Дождик, дождик! Подожди!Надоели нам дожди!Ты по крышам зачастил,Ребятишек разбудил.
Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»
7. «Ладушки, ладушки»Ладушки, ладушки,Пекла мама оладушки,Маслом поливала,Деткам давала:«На-на-на»
Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»
8. «Рыбки»Рыбки весело резвятсяВ чистой тепленькой воде.То сожмутся, Разожмутся,То зароются в песке.
Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым словатекста.
9. «Ноги ходят по дороге»Большие ногиШли по дороге.Топ- топ- топ..Маленькие ножкиПобежали по дорожкеТоп- топ- топ. Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст за взрослыми.
10. «Еду к деду, еду к бабе»Еду, еду к бабе, к дедуНа лошадкеВ красной шапке,По ровненькой дорожке,На одной ножкеГоп- гоп- гоп… Дети катают карандаш между ладонямии повторяют слова за взрослыми:«Гоп-гоп-гоп»
11. «Катя гуляет»Раз, два, три, четыре, пять.Собираемся гулять.Завязали КатенькеШарфик полосатенький.Катя по дорожке идетТоп- топ- топ..Дети катают карандаш между ладонямии повторяют слова: «Топ- топ- топ».
12. «Белка»Я – белка в шубке меховой, Пушистый хвост – Помощник мой,Он помогает мне скакатьВезде успею побывать.Прыг-скок, прыг-скок. Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:«Прыг-скок, прыг-скок»
13. «Пришла весна»Как на лугу, лугу,По зеленому лугуРазливается вода,Расстилается трава,Расстилается трава,Трава шелковая.
Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.
14. «Капустка»Мы капустку рубим, рубим,Мы капустку солим, солимМы капустку трем, тремМы капустку жмем, жмем. Движения ладонями вверх, вниз.поглаживание подушечек пальцев.потираем кулачок о кулачок.сжимаем и разжимаем кулачки.
15. «Лошадки»По дороге белой, гладкойСкачут пальцы как лошадкиЧок-чок-чок.Чок- чок-чок.Скачет резвый табунок Пальцы скачут по столу,повторяя текст за взрослым: «чок-чок , чок-чок»
16. «Хоровод среди цветов»Хоровод среди цветов,Вокруг розовых кустов.Среди трав и цветовВодим, водим хоровод. У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистейребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.
17. «Колокольчики»Динь-динь, динь-диньДни подрядКолокольчики звенят.Динт-динь, динь- динь. У ребенка в ладонях грецкий орех.Круговыми движениями кистей рукребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.
18. «Будем пальчики считать»Раз, два, три, четыре, пятьБудем пальчики считать.Крепкие и дружныеВсе такие нужные.На другой руке опятьПальчики быстрыеХотя не очень чистые. Дети загибают пальчики на левой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.
Дети загибают пальчики на правой руке.Сжимают и разгибают кулачки.
19. «Этот пальчик хочет спать»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спитТише дети не шумите,Пальчики не разбудите. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.
20. «Дружат наши дети»Дружат наши детиДевочки и мальчики.Мы с тобой подружимМаленькие пальчики.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.
21. «Моя семья»Этот пальчик – дедушка.Этот пальчик – бабушка.Этот пальчик – папочка.Этот пальчик – мамочка.Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья. По ходу чтения, загибается на ручкеребенка пальчик, начиная с большого пальчика.
22. «На лужок»На лужок пришли зайчата,Медвежата, барсучата,Лягушата и енот.На зеленый, на лужок,Приходи и ты, дружок.Сгибают пальчики поочередно в кулачок.
23. «Зима»Раз, два, три, четыре, пятьСобираемся гулять.Катя саночки везетОт крылечка до ворот,А Сережа по дорожке
Девочки и мальчики Прыгают как зайчики.
Дети по очереди разгибают пальчики,сжатые в кулачок.Дети показывают растопыренные пальцы руки.Провести указательным и средним пальцами по столу.Сложив пальчики «щепоткой»,делать бросающие движения.Дети машут кистями рук.
24. «Зимняя прогулка»Очень холодно зимой,Но мы пойдем гулять с тобой.Я надену шубку,Я надену шарфик,И еще платок,А потом красивые,Теплые пушистые,Крошки – рукавичкиНа ручки натяну.
Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.
25. «На полянке дом стоит»На поляне дом стоитПуть к нему пока закрытМы ворота открываемВ этот домик приглашаем. Сложить ладони домиком, так, чтобыбольшие пальцы не соприкасались.Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом.Пальцы по-прежнему под углом,только широко расставлены.
26. «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж уснул.Встали пальчики, ура!В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчикируки.
Дети машут кистями рук.
27. «Сорока»Сорока – белобока,Кашу варилаДеток кормила.Этому дала,Этому дала.Этому дала.Этому дала.А этому не дала.Ты воды не носил,кашу не варил,тебе нет ничего. Указательный палец правой руки делаетКруговые движения на левой ладони.
Поочередно, загибаем пальцы левой руки.
Большой палец поднять вверх.
28. «Из-за леса, из-за гор»Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор.Сам на лошадке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках. Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.
29. «В гости к большому пальчику»В гости к пальчику большомуПриходили прямо к домуУказательный и средний,Безымянный и последний,Сам мизинчик-малышокПостучался на порог.
Вместе пальчики – друзья,Друг без друга нам нельзя
Поднять вверх большой пальчик
Соединить вместе пальцы, которые перечисляются.Сжать пальцы обеих рук и постучатьдруг об друга.
Ритмично сжимать и разжимать кулак.
30. «Мальчик-пальчик»Мальчик – пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем песни пел.
На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.Затем поочередно загибать пальцы рук.
31. «Белка»Сидит белка на тележке,Раздает она орешки.Лисичке – сестричке,Воробью, синичке, Мишке толстопятому,Заиньке усатому.
Пальчик с лисичкой кланяетсяПальчик с воробышком кланяетсяПальчик с синичкой кланяетсяПальчик с мишкой кланяетсяПальчик с зайчиком кланяется.
32. «Улитка, улитка»Улитка, улитка!Дам кусочек пирога,ПышкиВатрушки,Сдобные лепешки, Покажи свои рога,Высуни рожки. Сжать все пальчики в кулак.Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец.Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.
33. «Человечки»Побежали вдоль реки,Дети на перегонки.Побежали, побежалиНикого мы не догнали. Пальцы сначала одной руки бегут по поверхности стола, потом пальцыдругой руки бегут по столу.
34. «Утята»Ты утенок, не пищи,Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук.
35. «Наш малыш»Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – наш малыш.Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.
36. «Встали наши пальчики»Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать!Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж зевнул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди.Встали пальчики. Ура!В детский сад идти пора. Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.
Остался один большой палец.
Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.
37. «Полетели птички»Полетели птички,Птички-невелички.Сели птички. Посидели.Опять полетели. Пальцы переплетены, ладони сжаты.
Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.
38. «Повстречал ежонка еж»Повстречал ежонка еж:«Здравствуй, братец, как живешь? Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
39. «За работу»Ну-ка братцы, за работу,Покажи свою охоту.Большаку дрова рубить,Печи все тебе топить,А тебе воду носить,А тебе обед варить,А тебе посуду мыть.А потом всем песни петь, Песни петь да плясать,Наших деток забавлять. Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.
Энергично шевелить пальцами.
40. «Ежик»Ежик топал по дорожкеИ грибочки нес в лукошке.Чтобы грибочки сосчитать,Нужно пальцы сосчитать. Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
41. «Две веселые лягушки»Две веселые лягушкиНи минуты не сидят,Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Дети сжимают руки в кулачки и кладутих на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
42.Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем.Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Дети сжимают пальцы в кулачки,а затем расслабляют их и разжимают.
43. «Пальчики»Кто из пальчиков ловчее?Ручку кто держать умеет?Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают.
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки.
44. «Мы рисуем бегемота»Мы рисуем бегемота.Кто желает поработать?Каждый палец рвется в бой И кивает головой. Дети сгибают руки в локтях,Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная С большого пальца правой руки.
45. «Пальцы в гости приходили»Пальцы в гости приходили,«Тук, тук, тук – стучались в дверь.Только дверь им не открыли:Думали, что страшный зверь. Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.
46. «Дятел»Вдруг в лесу раздался стук.Это дятел долбит сук.Он деревья не калечит,Он деревья клювом лечит. Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.Затем то же самое проделывают левой рукой.
47.Вася, Петя, Миша, БоряСели рядом на заборе.Малыши сидят, мечтают,Вместе ножками качают. Упражнение выполняют стоя.Дети немного приподнимают руки,Так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших).
48. «Зайчата»Вот встречаются зайчата.Как согреться нам, ребята?Чтобы побыстрей согреться,Надо спинками тереться. Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.
49. «Карась»В парке есть глубокий пруд.Караси в пруду живут.Чтобы стаю нам догнать,Нужно хвостиком махать.
Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево.
50. С добрым утром!С добрым утром, глазки.Вы проснулись?С добрым утром, ушки.Вы проснулись?С добрым утром, ручки.Вы проснулись?С добрым утром, ножки.Вы проснулись?С добрым утром, солнце.Мы проснулись! Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.Прикладывают ладони к ушкам.
Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.Поглаживают ножки, притопывают.
Руки протягивают к солнцу и улыбаются.
51. «Раз, два, три»Раз, два, три, четыре, пятьБудем пальчики считатьВсе они умелыеДружные и смелые.
На другой руке опятьБудем пальчики считатьВсе они умелые Дружные и смелые.
Раз, два, три, четыре, пять.Стали ручки танцевать. Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.Сжимают и разжимают кулачки.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.
52. «Пальчики»Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем мы играть.Этот пальчик – хитроносик,Этот котик – вытриносик,Этот ежик – ворчунишка,Этот мишка – потоптышка,Этот зайчик – побегайка,С другой ручки начинай-ка. Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.
53. «Веселые мышата»В домике у МишиВеселые мышиСкачут и играютГорюшка не знают.Только Миша за порог,Шасть по норкам и молчок. Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает.
54. «Скорее, мышка, домой»Это мышка-норушка,А это ее избушкаСкорее мышка домойИ дверь за собой закрой.
Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком.Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы.
55. «Пальчик ест кашу»Этот пальчик воду носит.Этот пальчик сыплет просо.Этот пальчик кашу варит.Этот пальчик кашу ставит.А этот пальчик ест да хвалит.Он ел, оттого и потолстел.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика.
56. «Утро настало»Утро настало.Солнышко встало.-Эй, братец ФедяРазбуди соседей.- Вставай, Большак!- Вставай, Указка!- Вставай, середка!- и крошка Митрошка!Привет, Ладошка.Все потянулись и проснулись. Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.
57. «Моя семья»Раз, два, три, четыре.Кто живет в моей квартире?Раз, два, три, четыре, пятьВсех могу я сосчитать.Папа, мама, брат, сестренка,Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, щегол и я – Вот и вся моя семья!Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.
58. «Пять пальчиков»У детишек – шалунишек,Девочек и мальчиков,Знаем мы, на каждой ручкеПять веселых пальчиков.Раз, два, три, четыре, пять. Дети показывают ладони, покачиваютзапястьями влево - вправо.
Поочередно загибают пальчики.
59.«Пальцы – дружная семья»Пальцы – дружная семья,Друг без друга им нельзя.Вот большой!А это – средний,Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок!У-у-у! указательный забыли.Будем их соединятьИ движения выполнять..Мы рога козы покажем
И рога оленя даже..Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить,Надо с пальчиками дружить!
Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.
Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове.Широко раздвигаем пальцы обеих , скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове. Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.Каждый палец руки поочередноПрисоединяем к большому.
60.Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,И в конце пути упал.
Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу.Ритмичные движения указательными пальцами.Движения средних пальцев в быстром темпе.Медленное движение пальцев безымянных.Имитир. Прыжки мизинцами.Хлопок руками по столу.
61. «Замок»На двери висел замок
Кто открыть его бы мог?
Покрутили.
Постучали
И открыли.
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.Пальцы расцепляются, ладони в сторону.
62. «Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура. Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
63. «Прятки»В прядки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали. Сжимание и разжимание пальцев.