Конспект открытого урока по русскому языку на тему Деловые бумаги. Анкета.



МКОУ «Богородская школа №8»
Конспект
открытого урока по письму и развитию речи
в 8 «а» классе на тему: «Деловые бумаги. Анкета»,
проведённого 16.03.16 г. Кузнецовой Л.С.
2016 г.
Цель урока:
Дать понятие учащимся о деловой бумаге - «анкете».
Задачи урока:
1.Образовательные:
-формировать навыки заполнения анкеты.
2. Коррекционно-развивающие:
- Корригировать память и внимание;
-развитие устной и письменной речи учащихся через обогащение словарного запаса.
3. Воспитательные:
-прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать самостоятельность в принятии решений.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки, презентация, бланки анкет.
Ход урока:
Орг. момент:
Рапорт дежурного.
(число, месяц, время года, погода, присутствие учащихся в классе)
Достать тетради и необходимые для урока предметы.
Объявить тему и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами повторим пройденный материал, ответим на вопросы, выполним работу по карточкам, составим предложения по картинкам, познакомимся с новой темой и новыми словами, посмотрим презентацию, выполним тренировочные упражнения, закрепим новую тему.
Повторение пройденной темы.
Беседа.
Учитель: Отгадайте загадку!
-Интересная часть речи
В русском языке живёт:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, лижет, иль поёт.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол, начинаем удивляться –
Растолкует всё… Кто? (Глагол).
Сегодня мы повторим часть речи глагол!
Индивидуальный опрос.
Работа по карточкам. (На доске)-1, 2 карточки.
Карточка №1
Весна вступает в свои права. Снег тает.
Задание:
Выделить окончания и определить спряжение глаголов.
Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка №2
Весна растопит любой снег и одолеет любой холод.
Задание:
Разобрать по членам предложения.
Определить время, лицо и число глагола РАСТОПИТ.
Фронтальный опрос:
Пока ребята работают по карточкам, мы ответим на вопросы:
Что обозначает глагол?
(Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать и ли что сделать?)
Какие грамматические признаки глагола вы знаете?
(начальная форма, время, лицо, число, род, спряжение).
Как проверить безударные окончания глагола?
(Определить спряжение глагола – поставить в неопределённую форму)
Пример: Ты споришь – спорить (II спр.) – и…, -ат, -ят.
Какие вы знаете способы проверки безударных окончаний у существительных?
(Подбираем слово того же склонения, в котором ударение падает на окончание)
Пример: В деревне – 1скл. (в земле)
Способ проверки безударных окончаний у прилагательных?
(Задаём вопрос)
Пример: На коне (каком?) белом.
Проверить работу по карточкам.
Развитие устной речи учащихся:
составление предложений по картинкам.
Слайды с картинками - коллективная работа.
Задание:
1.Составить предложения по картинкам, используя опорные слова.
Какое стихотворение мы изучили с вами на уроке чтения?
(Стихотворение С. Есенина «Спит ковыль»).
О чём это стихотворение?
(О любви к природе, родному краю, Родине)
Прослушайте отрывок из стихотворения С. Есенина «Спит ковыль», запишите глаголы, которые употребил автор.
спит,
вольёт,
живётся,
плачут,
шепчут,
разлюбит
-определить спряжение глаголов (карточки на доске)
Новая тема:
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деловыми бумагами и их правильным заполнением.
Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно?
- Деловое письмо – это распространённый служебный или официальный вид документации. Является средством обмена информацией между предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами и заведениями.
Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением бумаг, создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Презентация.
Слайд 1
Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?
/автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление, заявление/
Слайд 2
Анкета – это опросный лист.
Её заполняют в виде ответов на вопросы или в виде, каких – либо сведений о себе.
Слайд 7
Словарная работа: (запись в тетрадь)
Анкета – опросный лист.
Графа – полоса, столбец на листе бумаги.
Составить предложения с данными предложениями (устно).
Зачитать (слайды 8, 9).
Учитель:
Анкеты в нашей жизни встречаются при поступлении в школу или на работу, при получении паспорта, для поступления в лицей, техникум и другие учебные заведения.
Они заполняются на специальных бланках, имеющих короткие вопросы, например: дата рождения, пол, образование и т.д.
(Слайд 10).
Основная цель работы с анкетой – изучение отдельной личности или общественного мнения по какому – нибудь вопросу.
(Слайд 11, 12, 13) - рассмотреть образцы анкет.
Работа с учебником. Чтение учениками правила стр. 200
Физминутка! (Слайд 14)
Закрепление темы:
Письменная практическая работа: раздать анкеты.
Заполнение анкеты по образцу.
(Слайд 15) (образец анкеты)
АНКЕТА
Учащийся:
Имя __________________________
Отчество ____________________________________________
Фамилия___________ ______________
Число, месяц, год рождения_____________________
Адрес____________________________________________
Мать:
Имя__________________________
Отчество__________________________
Фамилия__________________________
Число, месяц, год рождения______________________
Место работы___________________________
Должность________________________________
Отец:
Имя________________________________
Отчество______________________________________
Фамилия________________________________
Число, месяц, год рождения_____________________
Место работы________________________________
Должность________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1) Что такое анкета?
-Анкета – опросный лист.
2) В каком виде её заполняют?
-Её заполняют в виде ответов на вопросы или в виде каких – либо сведений о себе.
3) Какие вы знаете правила работы с анкетой?
-Минимальная информация;
-разборчивый текст;
-заполнение всех граф (линеек).
4) Какая основная цель работы с анкетой?
- Изучение отдельной личности или общественного мнения по какому – нибудь вопросу.
Итог урока:
Подведение итога урока, выставление оценок.
Зад. на дом: стр. 201, упр. 287.

Карточка №1
Весна вступает в свои права. Снег тает.
Задание:
Выделить окончания и определить спряжение глаголов.
Подчеркнуть главные члены предложения.
Карточка №2
Весна растопит любой снег и одолеет любой холод.
Задание:
Разобрать по членам предложения.
Определить время, лицо и число глагола РАСТОПИТ.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья!
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
Представьте, что ваше тело – как гора.
Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх.
Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
«Нет, - решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
Медленно опустите руки и улыбнитесь!
Прочитать стихотворение, найти глаголы, определить время:
Алексей Плещеев.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Задание проверить по слайду.
Анкетирование учащихся перед занятием "Мы вместе?!"
Цель: выявить представления учащихся о своем классе, возможных проблемах взаимодействия с одноклассниками.
Рекомендации для учащихся:
Закончи каждое из предложений подходящими, на твой взгляд, вариантами ответов. В каждом вопросе можно отмечать несколько  возможных вариантов.
Данное анкетирование носит анонимную форму.
Анкета "Ты и твой класс"
 1. Мой класс...
- дружный и сплоченный
- дружный, но иногда бывают конфликты
- конфликтный, мы постоянно ссоримся
- недружный, каждый существует сам по себе
- мне совсем не нравится, я бы с удовольствием перешел в другой класс
-затрудняюсь ответить
2. Мои одноклассники...
- лучше всех, я других не хочу
- мне интересны- безразличны мне
- раздражают меня
- очень грубы со мной
-затрудняюсь ответить
 3. На мой взгляд ...
- в классе меня уважают
- мои одноклассники  относятся ко мне положительно
- меня  игнорируют (относятся так, как будто меня нет)
- некоторые специально хотят меня обидеть
- одноклассники, в основном,  относятся ко мне отрицательно
- затрудняюсь ответить
 4. В  моем классе ....
- есть учащиеся,  которые часто подвергается насмешкам
- некоторых из учащихся просто игнорируют, не общаются с ними
- есть дети, которые чувствуют себя одинокими
- некоторых учащихся часто унижают, оскорбляют
- нет проблем в общении друг с другом
-затрудняюсь ответить
 5.  Мои пожелания одноклассникам
- быть дружелюбнее друг к другу
-стать одной школьной командой
-оставаться такими же, как есть
-каждому задуматься об исправлении своего отношения к окружающим
-затрудняюсь ответить 
Большое спасибо!
АНКЕТА
кандидата на обучение в лицее
1.Фамилия____________________Имя____________________Отчество_________________
2. Учащийся какого учебного заведения, класс ________________________________________________________________________________
3. Дата и место рождения_________________________________________________________
4. Состав семьи:
Отец: (Ф.И.О.)___________________________________________________________________, работает (где? кем?)_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Мать: (Ф.И.О.)___________________________________________________________________ работает (где? кем?)_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Место жительства (домашний адрес, телефон, адрес электронной почты):_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
6. Состояли ли на учете в ОДН (внутришкольном учете), привлекались ли за совершение административных, уголовных правонарушений (каких, когда)___________
________________________________________________________________________________
7. Поддерживают ли Ваши родители Ваше желание обучаться в лицее _______________
8. Выбор лицея обусловлен:
- собственным желанием
- советом (требованием) родителей (родственников)
- советом друзей, знакомых
- впечатлением от фильмов, книг
- иное (укажите) __________________________________________________________________
9. Сведения о кандидате:
9.1. Сведения об успеваемости (годовые и четвертные оценки)
Предмет 2013-2014
уч. год 2014-2015 уч.год2015-2016 уч.год1 четверть 2 четверть 3 четверть
Достоверность указанных в анкете сведений подтверждаю
«_____» ______________20__г. Подпись_____________