Рабочая программа к учебно-методическому комплексу “Enjoy English” по английскому языку для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Петровска Саратовской области»
(МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по английскому языку
8 класс
подготовила
учитель английского языка
Иванова Екатерина Вячеславовна
г. Петровск
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений серии “Enjoy English” составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре образовательной программы, авторской программы для общеобразовательных учреждений М. 3. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой (Программа курса английского языка для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2011), Основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 8  г. Петровска», а также с учетом требований, изложенных в Примерной программе основного общего образования по иностранному языку, и согласно локальному акту МБОУ «СОШ № 8  г. Петровска» «Положение о рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения английского языка, которые определены стандартом.
Изучение курса по УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой продолжается на основании письма Министерства образования и науки РФ «Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования» от 29 апреля 2014 №08-548, так как издательство «Титул» входит в перечень организаций, утверждённый приказом №2 Минобрнауки России от 13 января 2011 года.
В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка роли и места учебного предмета «Иностранный язык», что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС). Его отличительная особенность заключается в четком определении требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образовательного процесса. Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по иностранным языкам, ориентирована на общеевропейские компетенции владения иностранным языком. В ней определены цели и содержание обучения английскому языку в 8 классе основной школы, на основе которых отобран и организован материал в данном учебно-методическом комплекте, предложено тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, а также представлены рекомендации по материально-техническому обеспечению предмета «Английский язык».
Общая характеристика учебного предмета, курса
          Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
         Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
          Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
          Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому). В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
          
Концептуальной основой построения учебной дисциплины «Английский язык» в 8 классе являются личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный подходы к образованию в области иностранных языков в общеобразовательной школе, которые позволяют учитывать возрастные изменения учащихся, обусловленные переходом от детства к отрочеству. Рассмотрим возрастные особенности учащихся.
1. Смена ведущего вида деятельности. На данном этапе ведущим видом деятельности школьников является общение со сверстниками, взрослыми, что создает прекрасные условия для организации парного, группового общения, моделирования ситуаций межкультурного общения со сверстниками за рубежом, использования ресурсов Интернета для организации непосредственного общения, выполнения международных проектов и т. п.
2. Повышение познавательной и творческой активности, желание выйти за пределы учебной программы дают возможность широкого использования творческих заданий, усложняющихся речевых задач в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций, более активное использование проектных заданий, ролевых и деловых игр, драматизации как на уроках, так и во внеклассной работе.
3. Формирование организационных способностей, повышение личной ответственности за коллективно принятое решение, что позволяет более активно внедрять проектные задания, предполагающие умение работать в команде, выполнять роль лидера, соотносить свои личные интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы.
4. Становление подлинной индивидуальности, более высокого уровня самостоятельности дает возможность увеличить объем работы, связанный с поиском и сбором страноведческой, культурологической информации в Интернете, выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий.
5. Формирование и развитие мотивов учения, связанных со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознанию, самовыражению, самоутверждению, с желанием расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Этому во многом способствует увеличение доли речевых задач, предполагающих обмен мнениями, аргументацию своих суждений, более активное использование заданий, связанных с подготовкой электронных презентаций по изучаемой теме или выполненному проекту.
6. Формирование системы ценностных ориентаций, формирование образа своего Я, осознание своей гражданской и этнокультурной идентичности становится возможным в процессе сопоставления явлений и фактов изучаемой и родной культур, в результате чего формируется уважение к представителям других культур, эмпатия, толерантность.
7. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают возможность полноценно формировать и совершенствовать универсальные умственные действия анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, специальные учебные навыки и умения, в целом учебно-познавательную компетенцию школьников. Таким образом, центром образовательного процесса становится ученик с его индивидными и личностными характеристиками, ценностными ориентациями, интересами, склонностями, мотивами. И важно направить процесс бурного физического, интеллектуального и духовного развития учащихся данной возрастной группы на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, потребности учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации.
Цели обучения английскому языку на данной ступени обучения
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция — готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция — готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума. Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих. Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование. Общее образование нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политике, экономике, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе; неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.
Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах);
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке. Формирование и развитие социолингвистической компетенции, которое предполагает овладение учащимися социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, определяющих выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества. Развитие школьника как личности предполагает:
— развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
— развитие умения самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
— развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
— развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
— развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
— развитие потребности в дальнейшем самообразовании в области ИЯ.
Развитие учащихся как членов общества предполагает:
— развитие умений самореализации и социальной адаптации;
— развитие чувства достоинства и самоуважения;
— развитие национального самосознания.
Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, способствует формированию поликультурной личности школьников.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. Английский язык. Серия «Английский с удовольствием»: 7-й год обучения. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений/М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва. – О.: Титул, 2014. – 80 с.;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
активные методы обучения;
игровые технологии;
исследовательская технология обучения;
технология развития критического мышления на уроках английского языка;
метод проектов;
технология мастерских на уроках английского языка;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство встала проблема уточнения уровней владения иностранным языком и приведение их в соответствие с уровнями владения ИЯ, принятыми в Евросоюзе. В соответствии с Европейским языковым портфелем, разработанным в рамках проекта «Языковой портфель для России», УМК для 5—9 классов общеобразовательной школы серии “Enjoy English” обеспечивает достижение уровня А2 (Допороговый).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение иностранного языка отводится 510 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения в 5—9 классах основной общеобразовательной школы, т. е. 102 часа в каждой параллели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т. п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
• умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка.
Содержание учебного предмета, курса
Обучающиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Планета, на которой мы живём. Климат и погода. Климат и погода в России и Великобритании. Прогноз погоды. Климат и погода в регионе. Вселенная: информация о планете Земля. Вселенная: ближайшие соседи. Вселенная: планеты. Солнечная система. Космос и человек. Известные ученые. Известные изобретатели и космонавты. Мечта человечества о космических путешествиях.
Грамматика: Безличные предложения с “It's”. Видовременные формы глаголов в Present, Past, Future Simple. Артикль the с уникальными объектами. Глаголы в форме Past Continuous. Глаголы в форме Present Perfect/Present Perfect Continuous. Предлоги since/for .
Лучший друг Земли – это ты. Природа и проблемы экологии. Проблема экологии в России. Естественная и созданная человеком среда обитания. Человек и природа. Проблемы загрязнения окружающей среды. Экология Земли и экология человека. Привычки. Взаимоотношения между людьми в обществе. Как можно защитить нашу планету. Переработка промышленных и бытовых отходов. Соблюдение чистоты в доме и на улице. Соблюдение чистоты в городе. Соблюдение чистоты за городом. Экономия потребляемой энергии и воды. Экология Земли: твое отношение. Как можно защитить нашу планету. Твое отношение к проблемам экологии.
Грамматика: Глаголы в форме Past Simple/Continuous (повторение). Глаголы в форме Past Perfect. Употребление артикля the с географическими названиями. Степени сравнения прилагательных. Словообразование (суффиксы –tion,-al). Условные предложения нереального характера. Структура be (get) used to. Словообразование: аффиксы глаголов –dis, -mis. Комбинированные предложения с нереальным условием. Предложения с нереальным условием.
Средства массовой информации: плюсы и минусы. Разнообразие СМИ. Преимущества и недостатки СМИ. Радио: преимущества и недостатки. Популярные радиостанции России и Великобритании. Телевидение. Телевидение – способ увидеть мир. Любимые телепередачи. Пресса как источник информации. Роль прессы в моей жизни. Местные и центральные газеты. Профессия-репортер. Известный журналист. Создание собственного репортажа.
Грамматика: Аббревиатуры. Неисчисляемые существительные. Сложноподчиненные предложения с союзами whatever, wherever, whenever, whoever, however.
Как стать успешным человеком. Известные люди, добившиеся в жизни успеха. Известные люди: факты, биографические данные. Известные люди из мира кино и телевидения. Что делает человека успешным. Биографии знаменитых людей, их вклад в культуру. Успешные люди в твоем окружении. Взаимоотношения в семье. Взаимоотношения с друзьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения. Письмо в молодежный журнал. Межличностные конфликты и их решения. Праздники и традиции англоговорящих стран. День Благодарения в США. Семейные праздники и традиции. Праздники моей семьи. Независимость в принятии решений. Легко ли быть независимым. Проведение досуга. Способы заработать карманные деньги. На что подростки тратят карманные деньги.
Грамматика: Словообразование. Глаголы в форме Present, Past Simple, Past Perfect, Past simple Passive (повторение). Конструкции с инфинитивом: make smb.do smth; ask smb. to do smth. Условные предложения (повторение). Устойчивые словосочетания с глаголами do и make.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся
I четверть
9 недель – 27 уроков
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Климат и погода. А – учатся понимать основное содержание прослушанных текстов о прогнозе погоды, о погоде в разных странах и заполняют таблицу о прогнозе в разных городах;
– слушают и имитируют правильное произношение, интонацию во время драматизации диалогов;
Г – рассказывают о погоде в различных странах мира;
– составляют собственный диалог;
– делают краткое сообщение о том, чем обычно занимаются в разную погоду;
Ч – читают текст с детальным пониманием прочитанного;
– соотносят текст «Письма туристов» с соответствующими фотографиями;
П – пишут открытку, описывая в ней погоду, характерную для места, где живут;
–пишут прогноз погоды на завтра, используя лексику данной темы. 2. Климат и погода в России. 3. Климат и погода в России. Климат и погода в той местности, где ты живёшь. 4. Климат и погода в Великобритании. 5. Климат и погода в России и Великобритании. 6. Прогноз погоды. 7. Вселенная: общая информация о планете Земля, Солнечной системе. А – учатся на слух воспринимать информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражают свое понимание в требуемой форме;
– слушают и учатся понимать основную информацию по теме «Космос»; соотносят русские и английские эквиваленты;
Ч – соотносят графический образ слова со звуковым;
– читают текст «Галактика» с извлечением основной информации;
П – пишут свой галактический адрес. 8. Планета Земля: вес, возраст, размер. 9. Солнечная система. 10. Космос и человек: известные учёные, изобретатели и космонавты. Ч – читают текст «Кто там?» с детальным пониманием прочитанного;
– учатся соотносить содержание текста с рисунками, его иллюстрирующими;
- читают текст «Мы не знаем, когда люди начали мечтать о космосе», учатся соотносить содержание текста с рисунком, иллюстрирующим содержание одной из частей текста, и давать ему название;
Г – учатся выражать и обосновывать свое отношение к космическим исследованиям;
– рассказывают о том, что делали в прошлом, описывают картинки, используя прошедшее продолженное время;
– учатся пересказывать текст от лица одного из действующих лиц истории;
- учатся выражать свое отношение о покорении космоса, используя предложенную лексику по теме;
– учатся сообщать одноклассникам о том, что делали в детстве, используя настоящее законченное время Present Perfect;
А – учатся на слух воспринимать информацию о завоеваниях космоса и выражать свое согласие или несогласие, отвечать на вопросы после прослушивания. 11. Мечта человечества о космических путешествиях. 12. Исследование космоса. 13. Исследование космоса. 14. Природные стихийные бедствия: засуха. А – учатся понимать основное содержание текста, соотносить картинки и названия к ним,
– заполнять таблицу после прослушивания информации о землетрясениях, торнадо;
Ч – читают текст «Землетрясение» с извлечением новой информации;
– учатся давать названия абзацам текста о Торнадо;
П – учатся составлять списки профессий, которые помогают людям справиться со стихийными бедствиями;
– учатся составлять списки неотложных мер и обязанностей спасателей;
– пишут плакат, предупреждающий об опасности;
Г – рассказывают о стихийных бедствиях, используя информацию из прочитанного текста;
– учатся вести беседу о стихийных бедствиях;
– учатся передать основную мысль плаката. 15. Природные стихийные бедствия: землетрясение. 16. Природные стихийные бедствия: ураганы, торнадо. 17. Торнадо – это страшно! 18. Поведение человека в экстремальных ситуациях. Ч – читают текст «Шесть Робинзонов и их гитара» с извлечением основной информации;
Г – учатся пересказывать текст от имени героев рассказа;
Ч – учатся прогнозировать содержание текста по рисунку, иллюстрирующему его;
– учатся выбирать нужную пословицу, которой можно закончить рассказ;
– учатся выделять предложения, где используется информация в Past Perfect. 19. Поведение человека в экстремальных ситуациях. 20. Поведение человека в экстремальных ситуациях. 21. Удивительные природные места России. П – пишут небольшой сценарий для видеофильма на основании текста;
– пишут рассказ о природных достопримечательностях нашего региона (на основе прочитанных текстов);
Ч – читают текст «Королевство птиц» и подбирают подходящие по смыслу заголовки;
А– учатся понимать информацию о всемирных рекордах и выделять информацию, связанную с Россией;
Г – учатся запрашивать подобную информацию о прочитанном;
– учатся выражать свое отношение к прочитанному;
– учатся отвечать на вопросы одноклассников о прочитанном. 22. Удивительные природные места России. 23. Удивительные природные места новой Зеландии и Австралии. 24. Удивительные природные места США и Великобритании. 25. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Планета, на которой мы живём». 26. Урок защиты проектов по теме «Замечательная планета». 27. Информация о мировых чемпионах: самое глубокое место на Земле, самая высокая точка. Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
7 недель – 21 урок
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
план факт
1. Природа и проблемы экологии. А – учатся выделять главные факты, связанные с плакатами об охране окружающей среды;
Ч – читают текст, подбирают подписи к рисункам, опираясь на прочитанный текст; дают название тексту;
– учатся выражать свое мнение по теме «Как можно улучшить наш город», используя изу-ченный лексико-грамматический материал;
– учатся определять главную мысль диалога «Мы можем улучшить нашу планету?»;
– учатся выражать согласие или несогласие с содержанием диалога;
П – рисуют и подписывают плакат, рассказывающий людям об экологических проблемах;
Г – учатся излагать, что хотелось бы изменить в родном городе;
– учатся делать краткое сообщение по содержанию плаката. 2. Естественная и созданная человеком среда обитания. 3. Влияние человеческой деятельности на природу. 4. Проблемы загрязнения окружающей среды. 5. Проблемы загрязнения окружающей среды. 6. Условные предложения 2 и 3 типов. П – учатся понимать условные предложения 2 и 3-го типа;
Г – учатся выражать свое мнение о том, как можно улучшить мир;
А – слушают и имитируют интонацию, звуки, произношение стихотворения «Если бы, да кабы».
7. Экология Земли и экология человека: твоё отношение. Ч – читают текст с пониманием общего содержания;
– учатся устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
Г – высказывают свое мнение по определенным вопросам содержания текста, а также о том, как можно улучшить мир (назвать 3 главных дела), о важности проблем, сущест-вующих в современном мире;
– делают краткое сообщение о том, что привыкли или не привык делать в школе, дома, используя изученный грамматический материал;
П – пишут свои пожелания об улучшении мира. 8. Экология взаимоотношений между людьми в обществе. 9. Экология взаимоотношений между людьми в обществе. 10. Промышленные и бытовые отходы. П – пишут объявление для школьного радио о проведении “Clean-Upday”;
– пишут сценарий короткого
видеофильма «Мои советы, как можно спасти Землю»,
– пишут диалог по картинкам и разыгрывают его с одноклассником;
Г – учатся рассказывать о том, как каждый может уменьшить количество выбрасываемого мусора,
– учатся высказывать свое мнение по вопросу переработки мусора, используя усвоенный лексико-грамматический материал;
– учатся давать советы своим друзьям перед тем, как организовать пикник, прогулку на велосипеде и т. д., опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал (avoid Vibg ,avoid smth. Least, at least);
– назвают три самые важные и три наименее важные акции, которые спасут нашу Землю;
– высказать свое мнение о том, какая информация в тексте самая полезная и самая важная;
Ч – читают один из предложенных текстов с пониманием основного содержания;
– учатся выделять необходимую информацию из прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию текста и выражать свое понимание в требуемой форме (true or false).
11. Переработка промышленных и бытовых отходов. 12. Переработка промышленных и бытовых отходов. 13. Как можно защитить нашу планету? 14. Соблюдение чистоты в доме и на улице. 15. Соблюдение чистоты в городе и за городом. 16. Экономия потребляемой воды и энергии. 17. Совместные усилия по наведению чистоты там, где мы живём. 18. Наш город чистый. 19. Как защитить нашу планету? 20. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Лучший друг Земли – это ты». 21. Урок защиты проектов по теме «Спасём Землю». Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
10 недель – 30 уроков
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Средства массовой информации: телевидение, радио, пресса, Интернет. А – учатся на слух воспринимать информацию, передаваемую с помощью текста, и выражать свое понимание в требуемой форме;
Г – рассказывают о достоинствах и недостатках различных средств массовой информации, используя изученный лексический материал;
– расспрашивают одноклассников об их отношении к различным средствам массовой информации, выражают свое отношение к средствам массовой информации;
– умчатся правильно произносить сокращения, употребляемые в английском языке;
– рассказывают о своем радио ток-шоу, отвечают на вопросы одноклассников, касаю-щиеся будущей программы (о путешествии, соревновании);
–разыгрывают диалоги о телевидении и радио;
Ч – читают текст “What about radio?” с пониманием основного содержания, учатся оценивать информацию и выражать свое мнение. 2. Средства массовой информации: телевидение, радио, пресса, Интернет. 3. Средства массовой информации: преимущества и недостатки. 4. Средства массовой информации: преимущества и недостатки. 5. Радио – универсальное средство массовой информации. 6. Телевидение – способ увидеть мир. Ч – читают текст «Встречаем новый год с телевидением» c полным пониманием содержания, составляют высказывание по аналогии с прочитанным с опорой на краткий план;
Г – рассказывают о просмотренной передаче, учатся выражать точку зрения о том, что средства массовой информации объединяют людей;
П – составляют толковый мини-словарь жанров телепередач;
– пишут свою викторину по одной из предложенных тем:
1) телепрограммы,
2) газеты и журналы,
3) фильмы, мультфильмы, видеофильмы;
А – учатся понимать основное содержание, несложную информацию о словах, имеющих одинаковое произношение. 7. Телевидение – способ увидеть мир. 8. Любимые телепередачи. 9. Пресса как источник информации. Г – выясняют отношение одноклассников к книгам, журналам, газетам; обмениваются мнениями о роли газет в нашей жизни;
– отвечают на вопросы о местной газете (что можно было бы сделать, чтобы она была интереснее);
– учатся высказывать свое мнение о прочитанном тексте «Быть скромным» с опорой на данные фразы, словосочетания;
Ч – читают текст о Британских газетах с полным пониманием содержания;
– читают информацию о газетных статьях, соотносят заголовок статьи с темой;
– подбирают подходящий по смыслу заголовок к тексту «Быть скромным».
10. Пресса как источник информации. 11. Популярные журналы. 12. Любимые издания моей семьи, любимые рубрики. 13. Профессия репортёр. Г – учатся запрашивать информацию о любимом телекомментаторе;
– учатся проводить интервью с известным писателем, спортсменом, политиком, используя изученный лексико-грамматический материал;
П – пишут рассказ о своем современнике, известном человеке, опираясь на данные выражения; обсуждают с одноклассниками, насколько опасна профессия журналиста;
Ч – читают текст «Где бы ни случилось…» с извлечением новой информации, озаглавливают текст; 14. Репортёр – опасная профессия. 15. Известные репортёры. 16. Книги – один из видов СМИ. – читают текст с полным пониманием содержания;
А – слушают интервью с известным американским репортером; учатся высказывать свое мнение об услышанном;
Г – выражают свою точку зрения о том, почему книги популярны, выясняют, какие книги следует взять на необитаемый остров; учатся выявлять читательские интересы партнера; соотносят тексты и фотографии; обсуждают одно из утверждений о книгах. 17. Чтение в жизни современного подростка. 18. Чтение в жизни современного подростка. 19. Чтение в жизни современного подростка. 20. Чтение в жизни современного подростка. 21. Косвенная речь: способы образования. Ч – составляют из разрозненных частей текст «Радио, TV, Интернет»;
–читают текст «Плохая память» с выборочным пониманием нужной информации;
– перефразируют текст из прямой в косвенную речь, используя изученный лексико-грамматический материал;
Г – расспрашивают одноклассников об их домашней библиотеке, обмениваются мнениями с партнерами о достоинствах и недостатках печатных книг, книг на компакт-дисках. 22. Косвенная речь: глаголы, которые служат для введения косвенной речи. 23. Косвенная речь: вопросы. 24. Косвенная речь: вопросы. 25. Косвенная речь: просьбы и команды. 26. Мой любимый книжный жанр. П – пишут письмо, используя заданное обращение и концовку;
– составляют юмористический сборник цитат, полезных для подростков;
Г – рассказывают о книге, опираясь на краткий план;
– учатся оценивать произведение;
– рассказывают о любимом писателе с опорой на краткий план;
– рассказывают о своей домашней библиотеке с опорой на вопросы;
– высказывают свое мнение о библиотеке в Британии, опираясь на картинку и прослушанную информацию;
Ч – читают письмо, написанное известным философом, диалог между британскими персонажами, отрывок из текста «Призрак без головы» с извлечением основной информации;
А – слушают и учатся понимать информацию о том, какими читателями являются британские подростки. 27. Мои любимые писатели. 28. Мои любимые книги. 29. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Средства массовой информации: плюсы и минусы». 30. Урок защиты проектов по теме «Мой любимый вид СМИ». Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
8 недель – 24 урока
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Успешный человек. Какой он? Г – обмениваются мнениями с одноклассниками о том, кого можно назвать «успешный человек», рассказывают об известном человеке, достигшем определенного успеха (с опорой на текст);
– обсуждают, какие черты
характера необходимы для того, чтобы стать успешным;
– сообщают одноклассникам, какие черты своего характера хотели бы развить, чтобы стать успешным;
– обсуждают содержание текстов об известных людях, используя вопросы к текстам;
Ч – читают текст и подбирают подходящий заголовок;
– читают текст об известных людях с полным пониманием содержания;
П – составляют список слов, которые могут характеризовать успешного человека; 2. Что делает человека успешным? 3. Что делает человека успешным? 4. Известные люди, добившиеся успеха своим трудом. 5. Известные люди, добившиеся успеха своим трудом. 6. Взаимоотношения в семье. Ч – читают статьи из молодёжного журнала “Shout” с полным пониманием содержания; подбирают подходящий заголовок;
Г – выражают свое мнение о том, какие бывают отношения в семье;
– называют некоторые проблемы, с которыми сталкиваются подростки;
– выражают свое мнение о домашних обязанностях;
П – пишут письмо в молодежный журнал о проблеме, тревожащей подростка; предлагают свой способ решения данной проблемы;
А – воспринимают на слух информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражают свое мнение в требуемой форме (заполняют таблицу, отвечают на вопросы, восстанавливают предложения); 7. Взаимоотношения в семье. 8. Взаимоотношения подростков в семье. 9. Проблемы молодёжи и способы их решения. 10. Проблемы подростков и способы их решения. 11. Межличностные конфликты и пути их решения. А – воспринимают на слух несложную информацию и выражают свое мнение, отвечая на вопросы;
Г – выражают свое отношение к проявлениям несправедливости;
– составляют высказывание по аналогии с прочитанным;
П – пишут рассказ о человеке, который мог справиться с проявлением несправедливости;
Ч – читают текст «Джейн Эйр» с пониманием общего содержания прочитанного;
– читают текст “A Bully” с извлечением основной информации и подбирают подходящие заголовки к отдельным частям текста;
12. Межличностные конфликты и пути их решения. 13. Межличностные конфликты и пути их решения. 14. Почему важны семейные праздники? Г – обмениваются мнениями о семейных праздниках, обсуждают, почему люди отмечают специальные даты в своей семье;
– рассказывают о семейном празднике;
– сообщают известную информацию об известных праздниках, опираясь на лингвистический справочник;
П –пишут поздравительную открытку;
Ч – читают текст «День благодарения в США» с пониманием основного содержания;
– сопоставляют предложения в соответствии с содержанием прочитанного;
А – слушают небольшое сообщение о праздниках в разных странах;
– соотносят праздники и страны, в которых они празднуются; 15. Почему важны семейные праздники? 16. Семейные праздники: приглашение гостей, подарки, поздравления. 17. Некоторые праздники и традиции англоговорящих стран. 18. Легко ли быть независимым? Ч – читают текст «Быть независимым» с полным пониманием содержания и извлечением необходимой информации;
– читают сообщения британских подростков о своей работе с пониманием основного содержания;
Г – обмениваются мнениями с партнерами о том, что значит независимый человек;
– обмениваются мнениями по поводу способов зарабатывания денег подростками в разных странах;
– учатся вести беседу о занятости подростков. 19. Легко ли быть независимым? 20. Как заработать карманные деньги? 21. Как заработать карманные деньги? 22. На что подростки тратят карманные деньги? 23. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Как стать успешным человеком?» 24. Урок защиты проектов по теме «Успешный человек, на которого я хочу быть похож». Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебники «Английский язык» (8 класс, серия “Enjoy English”). Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Двуязычные и одноязычные словари
М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. Английский язык. Серия «Английский с удовольсьвием»: 7-й год обучения. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений/М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва. – О.: Титул, 2014. – 80 с.
Книга для учителя “Teacher’s book 8”(методическое руководство для учителя) Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Печатные пособия
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала.
Географические карты мира, Европы, Великобритании, США.
Плакаты, содержащие необходимый страноведческий материал по англоговорящим странам.
Символы родной страны и стран изучаемого языка.
Портреты выдающихся деятелей науки, культуры, политических деятелей стран изучаемого языка.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Компьютер.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой
Ученические столы и стулья.
Шкафы для размещения наглядных пособий и учебных материалов.
Мультимедийные средства обучения
Аудиокассеты/аудиодиски к учебно-методическому комплекту «Английский язык» (8 класс, серия “Enjoy English”). Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Мультимедийные обучающие программы по английскому языку.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ожидается, что учащиеся, закончившие обучение в седьмом классе, смогут продемонстрировать следующие результаты в освоении иностранного языка.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
• говорении
— начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
— расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
— рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
— делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
• аудировании
— воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
• чтении
— ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
— читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
— читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
— читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
• письме
— заполнять анкеты и формуляры;
— писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
В плане языковой компетенции учащийся, закончивший обучение в 8 классе, должен знать/понимать:
• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, действительного и страдательного залогов английского глагола, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
• применять правила написания изученных слов;
• адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от учащихся, закончивших обучение в 8 классе, требуется:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• наличие представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции учащиеся, закончившие обучение в 8 классе, должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
• прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;
• использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
• игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста;
• задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в тексте;
• использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
• определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
• обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
• составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
• оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
• критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
• самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
• выполнять универсальные логические действия:
— анализ (выделение признаков),
— синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
— выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
— устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
— выстраивать логическую цепь рассуждений,
— относить объекты к известным понятиям;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую:
— обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
— составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
• четко и ясно выражать свои мысли;
• отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
• учиться критично относиться к собственному мнению;
• слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);
Специальные учебные умения:
• сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
• владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов, объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;
• вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать их семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
• догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
• использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
• узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
• действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания на изучаемом языке;
• пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;
• пользоваться поисковыми системами www.yahoo. com.www.ask.com, www.wikipedia.ru и др.; находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, при написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
• овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры общения;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
• формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном труде;
• умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Приложение к программе
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку
При проверке письменной части теста (задания на проверку умений в чтении, аудировании, на проверку языковых знаний и умений) верное выполнение любого задания оценивается в 1 балл. Оценка результатов выполнения теста в целом должна вычисляться исходя из набранных баллов (максимально 100 баллов), соотнесенных с традиционно принятой в современной российской школе пятибалльной системой:
учащийся не приступил к выполнению задания – 1;
1 – 30 баллов – 2 (неудовлетворительно);
31 – 58 баллов – 3 (удовлетворительно);
59 – 83 баллов (хорошо);
84 – 100 баллов – 5 (отлично).
Развернутые письменные ответы к заданиям на проверку умений письменной речи и развернутые устные ответы школьников к заданиям по говорению оцениваются по специальным шкалам.
Письмо
Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата, соблюдены принятые в языке формы вежливости. Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок); орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 4-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «3» ставится в том случае, если если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 7-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 7-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объёму. Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается. Многочисленные ошибки базового уровня в языковом оформлении текста препятствуют эффективной коммуникации: ограниченный словарный запас / многочисленные ошибки в словоупотреблении и сочетаемости; несоблюдение грамматических правил; многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Баллы за устный ответ учащегося выставляются с учетом специфических показателей сформированности умений монологической речи (соответствие коммуникативной задаче) и диалогической речи (способность к коммуникативному взаимодействию), а также показателей, характеризующих различные стороны устной речи (относительная грамматическая правильность, диапазон используемых лексических средств, относительная фонетическая правильность).
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.