Рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку серии “Enjoy English”для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений


«Рассмотрено»
Руководитель МО: ____________/___________/
Протокол № ___ от «__»_______20___г. «Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»: Фомина Т.В../______________/
«__»____________20___г. «Утверждаю»
Руководитель МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»: Морозова Н.Г./______________/
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ивановой Екатерины Вячеславовны,
учителя высшей квалификационной категории,
Лебедевой Елены Николаевны,
учителя первой квалификационной категории
по английскому языку
7 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от «__»_____________20__ г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений серии “Enjoy English” составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре образовательной программы, авторской программы для общеобразовательных учреждений М. 3. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой (Программа курса английского языка для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2011), Основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 8  г. Петровска», а также с учетом требований, изложенных в Примерной программе основного общего образования по иностранному языку, и согласно локальному акту МБОУ «СОШ № 8  г. Петровска» «Положение о рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения английского языка, которые определены стандартом.
Изучение курса по УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой продолжается на основании письма Министерства образования и науки РФ «Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования» от 29 апреля 2014 №08-548, так как издательство «Титул» входит в перечень организаций, утверждённый приказом №2 Минобрнауки России от 13 января 2011 года.
В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования. Они направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка роли и места учебного предмета «Иностранный язык», что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС). Его отличительная особенность заключается в четком определении требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образовательного процесса. Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по иностранным языкам, ориентирована на общеевропейские компетенции владения иностранным языком. В ней определены цели и содержание обучения английскому языку в 7 классе основной школы, на основе которых отобран и организован материал в данном учебно-методическом комплекте, предложено тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, а также представлены рекомендации по материально-техническому обеспечению предмета «Английский язык».
Общая характеристика учебного предмета, курса
          Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
         Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
          Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
          Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому). В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
          
Концептуальной основой построения учебной дисциплины «Английский язык» в 7 классе являются личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный подходы к образованию в области иностранных языков в общеобразовательной школе, которые позволяют учитывать возрастные изменения учащихся, обусловленные переходом от детства к отрочеству. Рассмотрим возрастные особенности учащихся.
1. Смена ведущего вида деятельности. На данном этапе на смену учения как ведущего вида деятельности младших школьников приходит общение со сверстниками, взрослыми, что создает прекрасные условия для организации парного, группового общения, моделирования ситуаций межкультурного общения со сверстниками за рубежом, использования ресурсов Интернета для организации непосредственного общения, выполнения международных проектов и т. п.
2. Повышение познавательной и творческой активности, желание выйти за пределы учебной программы дают возможность широкого использования творческих заданий, усложняющихся речевых задач в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций, более активное использование проектных заданий, ролевых и деловых игр, драматизации как на уроках, так и во внеклассной работе.
3. Формирование организационных способностей, повышение личной ответственности за коллективно принятое решение, что позволяет более активно внедрять проектные задания, предполагающие умение работать в команде, выполнять роль лидера, соотносить свои личные интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы.
4. Становление подлинной индивидуальности, более высокого уровня самостоятельности дает возможность увеличить объем работы, связанный с поиском и сбором страноведческой, культурологической информации в Интернете, выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий.
5. Формирование и развитие мотивов учения, связанных со стремлением к личностному самосовершенствованию – самопознанию, самовыражению, самоутверждению, с желанием расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Этому во многом способствует увеличение доли речевых задач, предполагающих обмен мнениями, аргументацию своих суждений, более активное использование заданий, связанных с подготовкой электронных презентаций по изучаемой теме или выполненному проекту.
6. Формирование системы ценностных ориентаций, формирование образа своего Я, осознание своей гражданской и этнокультурной идентичности становится возможным в процессе сопоставления явлений и фактов изучаемой и родной культур, в результате чего формируется уважение к представителям других культур, эмпатия, толерантность.
7. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают возможность полноценно формировать и совершенствовать универсальные умственные действия анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, специальные учебные навыки и умения, в целом учебно-познавательную компетенцию школьников. Таким образом, центром образовательного процесса становится ученик с его индивидными и личностными характеристиками, ценностными ориентациями, интересами, склонностями, мотивами. И важно направить процесс бурного физического, интеллектуального и духовного развития учащихся данной возрастной группы на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, потребности учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации, социальной адаптации.
Цели обучения английскому языку на данной ступени обучения
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция — готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция — готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума. Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих. Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование. Общее образование нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политике, экономике, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе; неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.
Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах);
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке. Формирование и развитие социолингвистической компетенции, которое предполагает овладение учащимися социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, определяющих выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества. Развитие школьника как личности предполагает:
— развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
— развитие умения самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
— развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
— развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
— развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
— развитие потребности в дальнейшем самообразовании в области ИЯ.
Развитие учащихся как членов общества предполагает:
— развитие умений самореализации и социальной адаптации;
— развитие чувства достоинства и самоуважения;
— развитие национального самосознания.
Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, способствует формированию поликультурной личности школьников.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. Английский язык. Серия «Английский с удовольсьвием»: 6-й год обучения. 7 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений/М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва. – О.: Титул, 2014. – 80 с.;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
активные методы обучения;
игровые технологии;
исследовательская технология обучения;
технология развития критического мышления на уроках английского языка;
метод проектов;
технология мастерских на уроках английского языка;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство встала проблема уточнения уровней владения иностранным языком и приведение их в соответствие с уровнями владения ИЯ, принятыми в Евросоюзе. В соответствии с Европейским языковым портфелем, разработанным в рамках проекта «Языковой портфель для России», УМК для 5—9 классов общеобразовательной школы серии “Enjoy English” обеспечивает достижение уровня А2 (Допороговый).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение иностранного языка отводится 510 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения в 5—9 классах основной общеобразовательной школы, т. е. 102 часа в каждой параллели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т. п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
• умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
• умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
• умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
• умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка.
Содержание учебного предмета, курса
Обучающиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Я, моя семья, мои друзья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Взаимоотношения в семье. Семейные праздники. Дом. Помощь по дому. Покупки. Еда. Моя одежда. Молодежная мода. Здоровый образ жизни: посещение врача, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Характер и увлечения друзей. Взаимоотношения с друзьями.
Мир моих увлечений. Любимые занятия и развлечения (спортивные занятия, чтение, телевидение, участие в викторинах и конкурсах, компьютер, Интернет). Животные на воле и в неволе. Путешествия.
Школьное образование. Школьная жизнь: взаимоотношения между учителями и учениками, между учащимися, правила поведения в школе, наказания, школьная форма. Школьная жизнь зарубежных сверстников: типы школ, учебные предметы. Каникулы. Международные школьные обмены. Выбор профессии. Роль английского и русского языков в современном мире.
Мир вокруг меня. В городе и за городом. Ориентация в городе. Транспорт. Достопримечательности родного города / села. Средства коммуникации (телефон, компьютер). Будущее нашей планеты: техногенные катастрофы, научно-технический прогресс.
Страна / Страны изучаемого языка и родная страна. Географические и природные условия, погода, население, столицы, денежные единицы, официальные языки в англоговорящих странах (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и в России. Достопримечательности Лондона и Москвы. Некоторые праздники и традиции. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру. Мои зарубежные сверстники (их увлечения, любимые писатели и книги).

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся
I четверть
9 недель – 27 уроков
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Добро пожаловать на всемирный конкурс подростков! *Извлекают из текста информацию, выражают к ней свое отношение и используют полученные сведения в собственном высказывании;
*выражают свое отношение к соревнованиям;
*описывают характер человека;
*рассказывают о себе (о своей внешности, характере, увлечениях);
*читают текст с детальным пониманием прочитанного;
*расспрашивают одноклассников об их жизненном девизе;
*понимают на слух информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражают свое понимание в требуемой форме (заполняют таблицу, дописывают предложения);
*рассказывают о своем будущем и будущем планеты, обмениваются мнениями со своими одноклассниками о возможном будущем нашей планеты;
* просматривают текст и выборочно извлекают нужную информацию из текста;
*рассказывают о соревновании / конкурсе с опорой на вопросы;
*соотносят графический образ слов со звуковым;
*называют большие числа;
* читают даты;
*сравнивают города по определенным характеристикам, используя статистические данные;
*рассказывают о великих людях нашей планеты; *целенаправленно расспрашивают одноклассника в соответствии с поставленной задачей;
*выражают свое отношение к суевериям и предрассудкам;* рассказывают о приметах, в которые верят люди;
*учатся, как предостеречь своих друзей от...;
*учатся правильно реагировать на предостережения / предупреждения;
*читают инструкцию;
*учатся писать рассказ;
*читают текст и подбирают подходящий по смыслу заголовок;
*учатся писать резюме по прочитанному тексту; *учатся вести элементарную беседу по телефону (представиться, попросить нужного собеседника, оставить сообщение); *составляют ритуализированный микродиалог с опорой на диалог-образец (“Talking on telephone”);
*учатся называть номер телефона;
*выражают свое отношение к общению по телефону, обосновывая свое мнение;
*учатся рассуждать о достоинствах и недостатках общения по телефону;
*соотносят текст с соответствующими фотографиями;
* составляют и разыгрывают диалоги в соответствии с заданной ситуацией;
*выражают свое мнение о необходимости и возможности использования таких средств коммуникации в повседневной жизни, как Интернет;
*рассказывают об одном из средств коммуникации, обосновав его преимущества. 1нед. 2. Добро пожаловать на всемирный конкурс подростков! 3. Описываем окружающих, описываем себя. 4. Описываем окружающих, описываем себя. 2нед. 5. Что бы ты хотел изменить в себе. 6. Что бы ты хотел изменить в себе. 7. Что ты думаешь о своём будущем? 3нед. 8. Что ты думаешь о своём будущем? 9. Используй свой шанс и победи в конкурсе! 10. Используй свой шанс и победи в конкурсе! 4нед. 11. Как читаются числительные и даты. 12. Как читаются числительные и даты. 13. Поговорим об известных людях. 5нед. 14. Поговорим об известных людях. 15. Суеверен ли ты? 16. Суеверен ли ты? 6нед. 17. Как мы общаемся друг с другом 18. Как мы общаемся друг с другом 19. Общение по телефону 7нед. 20. Общение по телефону 21. Почему мы используем компьютеры для общения? 22. Почему мы используем компьютеры для общения? 8нед. 23. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Международный конкурс подростков» 24. Урок защиты проектов по теме «Внимание! Мы объявляем конкурс!» 25. Скажи «Привет» победителям международного конкурса подростков» 9нед. 26. Скажи «Привет» победителям международного конкурса подростков» 27. Страны и национальности Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
7 недель – 21 урок
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Страны и национальности. *Учатся вести диалог „Знакомство" (представиться, расспросить партнера);
* учатся целенаправленно расспрашивать партнера в соответствии с ролевой игрой;
* учатся называть континенты, страны и города, языки, на которых говорят на нашей планете;
* учатся на слух воспринимать информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражать свое понимание в требуемой форме / заполнить таблицу, назвать родину участников конференции;
*рассказывают, чем знаменита наша страна;
*рассказывают о разных странах с опорой на образец;
* отвечают на вопросы по карте;
* учатся соотносить вопросы и ответы;
*развивают умение выражать свою точку зрения о том, каким должен быть международный язык;
* соотносят графический образ слов со звуковым;
* учатся читать и понимать тексты, содержащие некоторые незнакомые элементы / интернациональные слова, знакомый корень слова в сочетании с незнакомым суффиксом;
* рассказывают об англоговорящих странах с опорой на текст и краткий план;
* высказывают и учатся обосновывать свое пожелание о посещении одной из англоговорящих стран;
* рассказывают о России по аналогии с прочитанным об англоговорящих странах;
*соотносят текст с соответствующей фотографией;
* выражают свое мнение по поводу необходимости изучать английский язык;
* рассказывают о человеке, который знает несколько иностранных языков;
*расспрашивают одноклассников об их отношении к различным иностранным языкам;
* выражают и обосновывают свое мнение о путях изучения иностранных языков;
* декламируют стихи, анализируют выразительные средства, сравнивая их в русском и английском языках;
* описывают времена года, используя слова и словосочетания из стихотворения;
* составляют связное высказывание с опорой на план и карту;
* читают текст с целью извлечения информации;
* называют важнейшие проблемы XXI века;
* сравнивают виды транспорта по их характеристикам;
* учатся составлять диалог в соответствии с заданной ситуацией;
* обсуждают с партнерами виды транспорта, перечисляя их достоинства и недостатки;
*изучают проблему транспорта в своем городе и предлагают самый удобный вид транспорта. 1нед. 2. Английский – международный язык общения. 3. Английский – международный язык общения. 4. Что думают о своих странах англо-говорящие люди? 2нед. 5. Что думают о своих странах англо-говорящие люди? 6. Зачем учить английский? 7. Зачем учить английский? 3нед. 8. Зачем учить английский? 9. На каких языках ты говоришь? 10. На каких языках ты говоришь? 4нед. 11. Является ли русский международным языком? 12. Страдательный залог. 13. Страдательный залог. 5нед. 14. Страдательный залог. 15. Страдательный залог. 16. Вокруг света. 6нед. 17. Вокруг света. 18. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Знакомьтесь с победителями международного конкурса подростков» 19. Урок защиты проектов по теме «Английский язык – ключ к успеху» 7нед. 20. Проблемы подростков. 21. Проблемы подростков. Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
10 недель – 30 уроков
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Проблемы подростков *Учатся извлекать из текста определенную информацию и выражать свое отношение к ней;
*понимать на слух информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражать свое понимание в требуемой форме (заполнить таблицу, дописать предложения, ответить на вопросы);
*называют проблемы, с которыми сталкиваются подростки в школе;
*рассказывают о том, что разрешается/не позволяется делать, и объясняют почему;
* описывают свои чувства, которые возникают при определенных обстоятельствах;
* расспрашивают одноклассников о наиболее важной для них проблеме;
* учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения по поводу того, что школа играет большую роль в жизни подростка;
* учатся запрашивать информацию, используя формулы вежливого поведения;
* рассказывают о маршруте путешествия, используя карту;
* учатся соотносить графический образ слова со звуковым;
* выражают свое мнение о школе и обосновывают его;
* рассказывают о школе, в которой бы хотелось учиться;
* обмениваются мнениями с партнером о частной школе;
*отвечают на вопросы о прочитанном, как бы пересказывая содержание;
*объясняют свое отношение к школьной форме;
*обмениваются с партнером мнениями по поводу идеальной (с его и вашей точек зрения) школьной форме;
*обмениваются с партнером мнениями о целесообразности создания школ только для мальчиков и только для девочек;
*читают текст с пониманием общего содержания;
*читают текст с целью извлечения информации;
* рассказывают о книге с опорой на вопросы;
*составляют высказывания по аналогии с прочитанным;
*обмениваются мнениями с партнером по поводу наказания;
*сравнивают правила поведения в российских школах и в школах Великобритании;
*выражают свое мнение о наиболее важных правилах поведения;
*обсуждают правила для школьников, учителей, родителей;
*обмениваются мнениями с партнером по поводу фотографий;
*учатся соотносить тексты и фотографии;
*выражают свое понимание понятия «хороший друг»;
*отвечают на вопросы анкеты;
* доказывают истинность пословиц о дружбе;
*пишут письмо о необходимости объявления Дня друзей;
*выражают свое отношение к прочитанному;
*обсуждают проблемы подростков;
*пишут ответное письмо от имени журналиста из молодежного журнала;
*размышляют о вреде курения и создают плакат против курения.
1нед. 2. Проблемы подростков 3. По дороге в школу 4. По дороге в школу 2нед. 5. По дороге в школу 6. Школа - это классно, если ты оптимист?! 7. Школа - это классно, если ты оптимист?! 3нед. 8. Школа - это классно, если ты оптимист?! 9. Что ты знаешь о школьной жизни в англо-говорящих странах? 10. Что ты знаешь о школьной жизни в англо-говорящих странах? 4нед. 11. Что ты знаешь о школьной жизни в англо-говорящих странах? 12. Хотел(а) бы ты посещать частную школу? 13. Хотел(а) бы ты посещать частную школу? 5нед. 14. Хотел(а) бы ты посещать частную школу? 15. Страдательный залог 16. Страдательный залог 6нед. 17. Страдательный залог 18. Страдательный залог 19. Мы не идеальные ученики, так ли это? 7нед. 20. Мы не идеальные ученики, так ли это? 21. Мы не идеальные ученики, так ли это? 22. Мы не идеальные ученики, так ли это? 8нед. 23. Школьные друзья – друзья на всю жизнь? 24. Школьные друзья – друзья на всю жизнь? 25. Школьные друзья – друзья на всю жизнь? 9нед. 26. Школьные друзья – друзья на всю жизнь? 27. Школьные друзья – друзья на всю жизнь? 28. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Проблемы подростков: школьное образование» 10нед. 29. Урок защиты проектов по теме «Идеальная школа» 30. Как справиться с проблемами? Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
8 недель – 24 урока
№ п/п Содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата
план факт
1. Как справиться с проблемами? *Читают текст с пониманием общего содержания;
*читают текст с полным пониманием содержания;
*рассказывают о любимом виде спорта;
*комментируют содержание прочитанного текста;
*прогнозируют содержание текста по его началу;
*учатся понимать на слух информацию, передаваемую с помощью несложного текста, и выражать свое понимание в требуемой форме (заполнить таблицу, ответить на вопросы, дописать предложения);
*расспрашивают партнера о его отношении к спорту;
*составляют диалог по аналогии и с опорой на краткий план (в форме словосочетаний);
*читают текст с выборочным извлечением информации;
*объясняют смысл пословицы;
*декламируют стихи;
*обмениваются мнениями с партнером по вопросу о необходимости поддерживать спортивную форму;
*отвечают на вопросы анкеты;
*учатся вести диалог в соответствии с ролевой игрой („У врача“, „В аптеке" и т. д.);
*разыгрывают диалоги от имени доктора и пациента;
*расспрашивают партнера о его поведении во время болезни;
*пересказывать прочитанный текст;
*обмениваются мнениями с партнерами об опасных видах спорта;
*собирают информацию по предложенной теме и учатся обобщать ее в виде постера. 1нед. 2. Как справиться с проблемами? 3. Почему люди занимаются спортом 4. Почему люди занимаются спортом 2нед. 5. Почему люди занимаются спортом 6. Почему люди занимаются спортом 7. Почему люди занимаются спортом 3нед. 8. Будь в хорошей форме! 9. Будь в хорошей форме! 10. Будь в хорошей форме! 4нед. 11. Будь в хорошей форме! 12. Здоровье - высшее богатство! 13. Здоровье - высшее богатство! 5нед. 14. Здоровье - высшее богатство! 15. Здоровье - высшее богатство! 16. Здоровье - высшее богатство! 6нед. 17. Почему людям нравится соревноваться? 18. Почему людям нравится соревноваться? 19. Почему людям нравится соревноваться? 7нед. 20. Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Спорт – это удовольствие!» 21. Урок защиты проектов по теме «Береги здоровье смолоду!» 22. Повторение. Английский – международный язык общения. 8нед. 23. Повторение. Проблемы подростков. 24. Повторение. Школа. Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебники «Английский язык» (7 класс, серия “Enjoy English”). Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Двуязычные и одноязычные словари
М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис. Английский язык. Серия «Английский с удовольсьвием»: 6-й год обучения. 7 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений/М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва. – О.: Титул, 2014. – 80 с.
Книга для учителя “Teacher’s book 7”(методическое руководство для учителя) Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Печатные пособия
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала.
Географические карты мира, Европы, Великобритании, США.
Плакаты, содержащие необходимый страноведческий материал по англоговорящим странам.
Символы родной страны и стран изучаемого языка.
Портреты выдающихся деятелей науки, культуры, политических деятелей стран изучаемого языка.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Компьютер.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой
Ученические столы и стулья.
Шкафы для размещения наглядных пособий и учебных материалов.
Мультимедийные средства обучения
Аудиокассеты/аудиодиски к учебно-методическому комплекту «Английский язык» (7 класс, серия “Enjoy English”). Авторы М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанёва
Мультимедийные обучающие программы по английскому языку.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ожидается, что учащиеся, закончившие обучение в седьмом классе, смогут продемонстрировать следующие результаты в освоении иностранного языка.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
• говорении
— начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
— расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
— рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
— делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
• аудировании
— воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
• чтении
— ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
— читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
— читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
— читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
• письме
— заполнять анкеты и формуляры;
— писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
В плане языковой компетенции учащийся, закончивший обучение в 7 классе, должен знать/понимать:
• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, действительного и страдательного залогов английского глагола, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
• применять правила написания изученных слов;
• адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от учащихся, закончивших обучение в 7 классе, требуется:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• наличие представления об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
• наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
• понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции учащиеся, закончившие обучение в 7 классе, должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
• прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;
• использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
• игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста;
• задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в тексте;
• использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
• определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
• обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
• составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
• оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
• критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
• самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
• выполнять универсальные логические действия:
— анализ (выделение признаков),
— синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
— выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
— устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
— выстраивать логическую цепь рассуждений,
— относить объекты к известным понятиям;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую:
— обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
— составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
• четко и ясно выражать свои мысли;
• отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
• учиться критично относиться к собственному мнению;
• слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);
Специальные учебные умения:
• сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
• владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов, объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;
• вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать их семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
• догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
• использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
• узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
• действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания на изучаемом языке;
• пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;
• пользоваться поисковыми системами www.yahoo. com.www.ask.com, www.wikipedia.ru и др.; находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, при написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
• овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
В ценностно-ориентационной сфере:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры общения;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
• формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном труде;
• умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Приложение к программе
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку
При проверке письменной части теста (задания на проверку умений в чтении, аудировании, на проверку языковых знаний и умений) верное выполнение любого задания оценивается в 1 балл. Оценка результатов выполнения теста в целом должна вычисляться исходя из набранных баллов (максимально 100 баллов), соотнесенных с традиционно принятой в современной российской школе пятибалльной системой:
учащийся не приступил к выполнению задания – 1;
1 – 30 баллов – 2 (неудовлетворительно);
31 – 58 баллов – 3 (удовлетворительно);
59 – 83 баллов (хорошо);
84 – 100 баллов – 5 (отлично).
Развернутые письменные ответы к заданиям на проверку умений письменной речи и развернутые устные ответы школьников к заданиям по говорению оцениваются по специальным шкалам.
Письмо
Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата, соблюдены принятые в языке формы вежливости. Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок); орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 4-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «3» ставится в том случае, если если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 7-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 7-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объёму. Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается. Многочисленные ошибки базового уровня в языковом оформлении текста препятствуют эффективной коммуникации: ограниченный словарный запас / многочисленные ошибки в словоупотреблении и сочетаемости; несоблюдение грамматических правил; многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Баллы за устный ответ учащегося выставляются с учетом специфических показателей сформированности умений монологической речи (соответствие коммуникативной задаче) и диалогической речи (способность к коммуникативному взаимодействию), а также показателей, характеризующих различные стороны устной речи (относительная грамматическая правильность, диапазон используемых лексических средств, относительная фонетическая правильность).
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.