Рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку серии “Rainbow English” для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений
«Рассмотрено»
Руководитель МО: ____________/___________/
Протокол № ___ от «__»_______20___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»: Фомина Т.В../______________/
«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»: Морозова Н.Г./______________/
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ивановой Екатерины Вячеславовны,
учителя высшей квалификационной категории
по английскому языку
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от «__»_____________20__ г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа к учебно-методическому комплексу по английскому языку для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений серии “Rainbow English” составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре образовательной программы, а также с учетом требований, изложенных в Примерной программе основного общего образования по иностранному языку, Основной образовательной программе МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска», и согласно локальному акту МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска» «Положение о рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО».
В изменившихся социально-политических и экономических условиях развития нашей страны происходят значительные перемены в системе отечественного образования.
Они направлены на повышение качества подготовки учащихся, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ определил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов, происходящих в общеобразовательной школе. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка роли и места учебного предмета «Иностранный язык», что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования(ФГОС)(2011) Его отличительная особенность заключается в четком определении требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образовательного процесса. Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по иностранным языкам, соотносится с действующей примерной программой обучения английскому языку в основной общеобразовательной школе (2009), ориентирована на общеевропейские компетенции владения иностранным языком, последовательно реализует методическую концепцию авторского коллектива, представленную в программе «Английский язык: 24 классы. Серия “Rainbow English” (2012)». В ней определены цели и содержание обучения английскому языку в 5 классе основной школы, на основе которых отобран и организован материал в данном учебно-методическом комплекте, предложено тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся, а также представлены рекомендации по материально-техническому обеспечению предмета «Английский язык».
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса серии “Rainbow English” под редакцией О.В. Афанасьевой. Учебник «Английский язык. 5 класс» (М.: Дрофа, 2014) входит в федеральный перечень учебников на 2014–2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования").
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому). В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
На данном этапе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.
Цели обучения английскому языку на данной ступени обучения
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Речевая компетенция готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума. Учебно-познавательная компетенция готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих. Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование. Общее образование нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политике, экономике, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе; неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.
Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах);
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке. Формирование и развитие социолингвистической компетенции, которое предполагает овладение учащимися социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, определяющих выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества. Развитие школьника как личности предполагает:
развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
развитие умения самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
развитие потребности в дальнейшем самообразовании в области ИЯ.
Развитие учащихся как членов общества предполагает:
развитие умений самореализации и социальной адаптации;
развитие чувства достоинства и самоуважения;
развитие национального самосознания.
Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в них проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуникативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, способствует формированию поликультурной личности школьников.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Английский язык. Диагностика результатов образования. 5 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2014. – 141, (3)с.: ил. – (Rainbow English);
Английский язык. Лексико-грамматический практикум. 5 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2014. – 141, (3)с.: ил. – (Rainbow English);
CD-ROM. Английский язык. База дифференцированных заданий. 5 – 6 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой / В.В. Концова;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
активные методы обучения;
игровые технологии;
исследовательская технология обучения;
технология развития критического мышления на уроках английского языка;
метод проектов;
технология мастерских на уроках английского языка;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство встала проблема уточнения уровней владения иностранным языком и приведение их в соответствие с уровнями владения ИЯ, принятыми в Евросоюзе. В соответствии с Европейским языковым портфелем, разработанным в рамках проекта «Языковой портфель для России», УМК для 59 классов общеобразовательной школы серии “Rainbow English” обеспечивает достижение уровня А2 (Допороговый).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение иностранного языка отводится 510 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения в 59 классах основной общеобразовательной школы, т. е. 102 часа в каждой параллели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность.
Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т. п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;
умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях. Основными предметными результатами освоения предлагаемой рабочей программы являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; приобретение учащимися знаний о фонетической, лексической, грамматической и орфографической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка.
Содержание учебного предмета, курса
В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных потребностей учащихся в процессе обучения. Программа вычленяет круг тем и проблем, которые рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год обучения. При этом предполагается, что учащиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, естественно, повторное обращение к той же самой или аналогичной тематике предполагает ее более детальный анализ, рассмотрение под иным углом зрения, углубление и расширение вопросов для обсуждения, сопоставления схожих проблем в различных англоязычных странах, а также в родной стране учащихся.
Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у учащихся способностей использовать английский язык для реальной коммуникации, участия в диалоге культур, должны соотноситься с различными типами текстов. В большинстве своем в УМК включаются аутентичные тексты, в определенной степени подвергшиеся необходимой адаптации и сокращению. По мере приобретения учащимися языкового опыта необходимость в адаптации и сокращении такого типа уменьшается.
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);
2) навыки и умения коммуникативной компетенции:
речевая компетенция (умение аудирования, чтения, говорения, письма);
языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);
социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);
учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы);
компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Данная программа ориентирована на обязательный минимум содержания, очерченный в государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку. Предметное содержание речи в стандарте определяется перечислением ситуаций социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики.
1. Мои друзья и я. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями. Решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения. Спорт, музыка, чтение, музей, кино, театр. Молодежная мода. Карманные деньги. Покупки. Переписка. Путешествия и другие виды отдыха.
3. Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек. Тело человека и забота о нем.
4. Школьное образование. Изучаемые предметы и отношение к ним. Школьная жизнь. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками, международные обмены, школьное образование за рубежом.
5. Профессии в современном мире. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии и защита окружающей среды. Климат, погода. Особенности проживания в городской/сельской местности.
7. Технический прогресс: достижения науки и техники, транспорт.
8. Средства массовой информации и коммуникации. Пресса, телевидение, радио, Интернет.
9. Родная страна и страны изучаемого языка. Географическое положение, столицы, крупные города, регионы, достопримечательности, культурные и исторические особенности, национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому языку.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся
I четверть
9 недель – 27 уроков
№ п/п
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
план
факт
1.
Летние каникулы
*Извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования; устанавливают логико-смысловые связи в текстах для чтения;
*рассказывают о событиях, произошедших в настоящем и прошлом, используя present simple и past simple;
*составляют монологические высказывания на тему “My Holidays” на основе перечня вопросов;
*описывают времена года;
*знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
*дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
*соотносят верные и ложные утверждения с содержанием текста для чтения или аудирования;
*говорят о планах на будущее, используя конструкцию to be going to;
*соотносят содержание текстов для аудирования с картинками;
*соблюдают нормы произношения английского языка при чтении вслух;
*описывают тематические картинки; задают специальные вопросы с использованием past simple;
*знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
*систематизируют знания о городах Европы и их столицах;
*дополняют тексты верными глагольными формами;
*повторяют правила образования степеней сравнения прилагательных;
*знакомятся с конструкциями as ... as/not as ... as или not so ... as и учатся употреблять их в речи;
*сравнивают предметы и явления;
*знакомятся с особенностями значения и употребления лексической единицы country, учатся использовать ее в речи;
*пишут своим друзьям открытки, в которых описывают то, как проводят каникулы;
*догадываются о значениях сложных слов при помощи картинок;
*пишут диктант на лексический материал блока;
*воспринимают на слух и выразительно читают стихотворение;
*воспринимают на слух, разучивают и поют песню;
*восстанавливают последовательность событий в басне и выразительно читают ее;
*самостоятельно оценивают свои учебные достижения
*извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования;
*подбирают заголовки к текстам для чтения;
*дополняют тексты верными глагольными формами; знакомятся с орфографическими особенностями написания форм past simple правильных глаголов;
*соблюдают нормы произношения английского языка при чтении вслух текстов блока;
*знакомятся с правилами построения вопросов к подлежащему, отвечают на вопросы подобного типа;
*дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
*знакомятся с конструкцией to be born и учатся использовать ее в речи;
*знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
*участвуют в диалогах-расспросах в рамках изучаемой темы;
*повторяют числительные;
*знакомятся с правилами обозначения дат третьего тысячелетия;
*фиксируют существенную информацию в процессе аудирования текста;
*знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
*расширяют социокультурные знания, знакомясь с гербом города Глазго;
*знакомятся с особенностями построения отрицательных конструкций и общих вопросов с модальным глаголом could, учатся употреблять could в речи;
*строят сложные слова, обозначающие названия профессий;
*разучивают и выразительно читают рифмовку;
*рассказывают о профессиях членов своей семьи;
*знакомятся с особенностями употребления глагола to leave и учатся использовать его в речи;
*знакомятся с порядковыми числительными английского языка и учатся использовать их в речи;
*восстанавливают правильную последовательность событий текста для аудирования;
*знакомятся с грамматическими особенностями слова family,
*составляют монологические высказывания о себе на основе текста-образца;
*пишут диктант на лексический материал блока;
*составляют монологические высказывания о своих родственниках на основе плана;
*читают басню и разыгрывают ее;
*знакомятся с ирландским писателем и поэтом У. Аллингхемом, выразительно читают его стихотворение;
*слушают, разучивают и поют песню;
*самостоятельно оценивают свои учебные достижения.
1нед.
2.
Проведение досуга
3.
Рабочие и выходные дни
4.
Планы на выходные
2нед.
5.
Погода в разное время года
6.
Планы и
погода
7.
Места отдыха
3нед.
8.
Каникулы дома и за рубежом
9.
Каникулы в России
10.
Каникулы в Британии
4нед.
11.
Страны и города Европы
12.
Лексико-грамматический тест по теме «Каникулы»
13.
Проект по теме «Летние каникулы»
5нед.
14.
Достопримеча-тельности русских городов
15.
Родственные отношения
16.
Ежедневная рутина
6нед.
17.
Работа и карьера
18.
Обозначение дат
19.
Биография
7нед.
20.
Русские писатели
21.
·
Хобби.
Интересы и увлечения
22.
Место, где ты живёшь
8нед.
23.
Твой
адрес
24.
Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Семья»
25.
Ты и твоя
семья
9нед.
26.
Ты и твоя
семья
27.
Урок защиты проектов по теме «Семья»
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
7 недель – 21 урок
№ п/п
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
план
факт
1.
Виды спорта. Любимые виды спорта.
*Выразительно читают стихотворения и рифмовки;
*извлекают запрашиваемую информацию из текстов для чтения и аудирования;
*выполняют задания на множественный выбор к текстам для чтения;
*описывают события, произошедшие в прошлом;
*дополняют тексты верными глагольными формами;
*знакомятся с глаголами, после которых в английском языке используется глагольная форма с окончанием -ing;
составляют диалоги на основе диалога-образца;
*дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
*знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
*соблюдают нормы произношения при чтении новых слов и словосочетаний;
*знакомятся с новыми неправильными глаголами и учатся употреблять их в речи;
*учатся правильно обозначать время, говорить о событиях, произошедших в определенный момент времени;
*воспринимают на слух обозначения времени и письменно фиксируют их;
*знакомятся со способами выражения вежливой просьбы в английском языке, соблюдают нормы вежливости при разыгрывании диалогов;
*догадываются о значениях производных слов с помощью словообразовательных элементов;
*соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
*отвечают на вопросы о своем образе жизни;
*составляют развернутые монологические высказывания об образе жизни различных людей на основе ключевых слов;
знакомятся с конструкцией let's do учатся ее использовать при построении диалогических высказываний; используют суффиксы -еr/ ful для образования производных слов;
* знакомятся с правилами написания личного письма другу;
* знакомятся с особенностями американского варианта английского языка на примере разницы между глаголом to have и структурой have got, используют данные структуры в речи для обозначения действий в настоящем и прошлом;
* развивают языковую догадку, сопоставляют значения слов, имеющих похожее звучание в русском и английском языках;
* расширяют социокультурные знания, знакомятся с достопримечательностью Лондона Гайд-парком;
* составляют развернутые монологические высказывания о том, как проводят свободное время члены их семьи, на основе текста-образца;
* пишут диктант на лексико-грамматический материал блока;
* составляют развернутые монологические высказывания о здоровом образе жизни на основе плана;
* читают басню и рассуждают о ее морали;
* выразительно читают стихотворение, соотносят его текст с литературным переводом;
* пересказывают сказки С. Я. Маршака на английском языке;
* самостоятельно оценивают свои учебные достижения.
1нед.
2.
Обозначение времени.
3.
Занятие спортом и спортивные игры.
4.
Детские игры
2нед.
5.
Различный стиль жизни
6.
Здоровье
7.
Здоровый образ жизни
3нед.
8.
Здоровое питание
9.
Продукты и здоровье
10.
Твое отношение к спорту
4нед.
11.
Спорт и здоровье
12.
Бег – один из видов физической активности
13.
Спорт и моя семья
5нед.
14.
Мой любимый вид спорта
15.
Спорт в школе
16.
Твое свободное время
6нед.
17.
Увлечения и хобби
18.
Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Здоровый образ жизни»
19.
Как быть здоровым
7нед.
20.
Как быть здоровым
21.
Урок защиты проектов по теме «Спорт»
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
10 недель – 30 уроков
№ п/п
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
план
факт
1.
Свободное время после школы
Извлекают информацию из текстов для чтения и аудирования;
отвечают на вопросы о своем свободном времени;
совершенствуют навыки построения общих и специальных вопросов в различных временных формах;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
воспринимают на слух тексты и соотносят их содержание с изображениями на картинках;
совершенствуют навыки построения альтернативных вопросов в различных временных формах;
описывают картинки на основе перечня вопросов;
знакомятся с конструкциями с инфинитивом типа easy/ difficult to do something и учатся использовать их в речи;
воспринимают текст на слух и письменно фиксируют существенную информацию;
воспринимают на слух текст и выполняют задание на множественный выбор;
знакомятся с этимологией слова hobby;
разыгрывают диалоги на основе диалога-образца;
используют префикс ип- для образования производных слов;
читают текст и подбирают заголовки к каждому из его параграфов;
соотносят верные и ложные утверждения с содержанием текста для чтения;
соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
знакомятся с правилами построения разделительных вопросов в различных временных формах, совершенствуют навыки построения разделительных вопросов на основе комплекса разнообразных упражнений;
читают текст, подбирают к нему заголовок, соотносят информацию, содержащуюся в тексте, с приведенными после него утверждениями;
дифференцируют на слух звуки/слова/словосочетания английского языка;
дополняют тексты верными предлогами/лексическими единицами;
отвечают на вопросы по картинке;
отвечают на вопросы о своем отношении к цирку;
переводят лексические единицы урока с русского языка на английский;
соотносят содержание текстов для чтения с картинками;
строят развернутые монологические высказывания о своих хобби;
строят развернутые монологические высказывания о том, какие хобби предпочитают члены их семьи на основе текста-образца;
знакомятся с известными русскими художниками;
пишут диктант на лексико-грамматический материал блока;
отвечают на вопросы по теме «Хобби»;
читают басню и рассуждают о ее морали;
знакомятся с английским писателем и поэтом А. А. Милном и его стихотворением, выразительно читают стихотворение;
разучивают и поют песню о ферме Макдональда;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения
воспринимают на слух рифмовку и фиксируют недостающую в ней информацию, выразительно читают рифмовку;
составляют предложения на основе картинок;
совершенствуют навыки построения вопросов, начинающихся со слова whose;
знакомятся с абсолютными формами притяжательных местоимений и учатся употреблять их в речи;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
дополняют предложения подходящими лексическими единицами/верными глагольными формами;
соотносят содержание текста для аудирования с приведенными после него утверждениями;
совершенствуют навыки построения вопросов, начинающихся с what и which;
составляют развернутые монологические высказывания о своих путешествиях на основе списка вопросов;
учатся отвечать на разделительные вопросы, совершенствуют этот грамматический навык на основе различных упражнений;
составляют развернутые монологические высказывания о Шотландии на основе ключевых слов;
воспринимают на слух текст и письменно фиксируют существенную информацию;
знакомятся с городами мира и их достопримечательностями;
знакомятся с особенностями значений глаголов движения to come и to go к учатся употреблять их в речи;
соотносят утверждения типа «верно/неверно/в тексте не сказано» с содержанием текста для аудирования;
разыгрывают диалоги на основе диалога-образца;
учатся вежливо извиняться по-английски и привлекать внимание собеседника при ведении диалога;
знакомятся с особенностями значений глаголов to say и to tell и учатся употреблять их в речи;
используют в речи характерные для диалогической речи штампы и клише;
читают тексты и соотносят их содержание с заголовками;
используют суффикс -1у для образования производных слов;
расширяют представления об английских предлогах, совершенствуют навыки использования предлогов в речи;
воспринимают на слух тексты и соотносят их содержание с изображениями на картинках;
знакомятся с рынками Лондона;
составляют развернутые монологические высказывания о своих городах на основе текста-образца;
пишут диктант на лексический материал блока;
отвечают на вопросы о месте (городе/селе/деревне), в котором они живут;
читают басню и рассуждают о ее морали;
знакомятся с американским писателем и поэтом
JI. Хьюзом и его стихотворением, выразительно читают стихотворение;
знакомятся с историей Лондонского моста, разучивают и поют песню о нем;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения.
1нед.
2.
Проводим время после школы с друзьями
3.
Домашние животные
4.
Выбираем домашнего питомца
2нед.
5.
Хобби.
Коллек-ционирование.
6.
Идем в театр.
7.
Идем в цирк.
3нед.
8.
Посещение музея.
9.
Картинная галерея
10.
Русские художники
4нед.
11.
Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Свободное время»
12.
Проект по теме «Свободное время»
13.
Путешествия
5нед.
14.
Почему люди путешествуют?
15.
Куда люди путешествуют?
16.
Шотландия
6нед.
17.
Города мира
и их
достоприме-чательности
18.
Различные виды путешествий.
19.
Различные виды путешествий.
7нед.
20.
Город моей мечты
21.
Достопримеча-тельности Лондона
22.
Рынки Лондона
8нед.
23.
Мосты Лондона
24.
Парки Лондона
25.
Британский образ жизни
9нед.
26.
Русский образ жизни
27.
Мой родной город
28.
На экскурсию по родным местам
10нед.
29.
Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Путешествия»
30.
Урок защиты проектов по теме «Путешествия»
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
8 недель – 24 урока
№ п/п
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Дата
план
факт
1.
Путешествие по России
Воспринимают на слух текст и соотносят следующие после него утверждения с содержащейся в нем информацией;
отвечают на вопросы о путешествиях;
знакомятся с конструкцией it takes... to... и употребляют ее в речи;
знакомятся с новыми лексическими единицами по теме и употребляют их в речи;
соблюдают нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний;
извлекают информацию из текстов для чтения и аудирования;
читают текст, соотносят содержание его параграфов с заголовками;
расширяют знания о географии России на основе текста для чтения;
знакомятся с особенностями использования артикля с географическими названиями и тренируются в его корректном использовании;
совершенствуют навыки построения сложноподчиненных предложений;
строят развернутые монологические высказывания о России на основе плана и ключевых слов;
знакомятся с past progressive и используют его в речи;
знакомятся с правилами образования форм множественного числа существительных, являющихся исключениями из общего правила;
воспринимают на слух текст и соотносят его содержание с приведенными утверждениями;
знакомятся с особенностями использования в речи слова people;
рассуждают о величии России на основе текста для чтения;
задают вопросы, используя past progressive;
сравнивают образ жизни русских и британцев;
знакомятся с правилами написания глаголов в форме past progressive;
знакомятся с глаголами, которые не используются в past progressive;
дополняют предложения верными глагольными формами;
рассказывают о своем дне, используя past simple и past progressive;
анализируют правила написания личного письма;
отвечают на вопросы о России;
составляют подготовленные развернутые монологические высказывания о России на основе плана и ключевых слов;
составляют неподготовленные монологические высказывания о России на основе плана;
пишут диктант на лексический материал блока;
читают басню и рассуждают о ее морали, разыгрывают басню;
знакомятся с английской поэтессой К. Россетти и ее стихотворением, выразительно читают стихотворение;
разучивают и поют песню;
самостоятельно оценивают свои учебные достижения.
1нед.
2.
Путешествие по России
3.
Путешествие по России
4.
Путешествие по России
2нед.
5.
Покупаем сувениры
6.
Покупаем сувениры
7.
Города России
3нед.
8.
Города России
9.
География России
10.
География России
4нед.
11.
Климат России
12.
Климат России
13.
Растительный и животный мир России
5нед.
14.
Природа и животный мир России
15.
Богатства России
16.
Богатства России
6нед.
17.
Знаменитые люди России
18.
Знаменитые люди России
19.
Знаменитые люди России
7нед.
20.
Знаменитые земляки
21.
Знаменитые земляки
22.
Контроль лексико-грамматических навыков и речевых умений по теме «Россия»
8нед.
23.
Урок защиты проектов по теме «Моя Россия»
24.
Урок защиты проектов по теме «Моя Россия»
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
К комплект; Д демонстрационный
№
п/п
Наименование предметов
материально-технического обеспечения
Количе-
ство
1.
Книгопечатная продукция
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Д
Примерная программа основного общего образования по иностранному языку
Д
Рабочая программа. «Английский язык». 59 классы. Серия “Rainbow English”. Авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева,
Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова
Д
Учебники «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова
К
Двуязычные и одноязычные словари
К
Диагностика результатов образования к УМК «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева,
И. В. Михеева, Е. А. Колесникова
К
Лексико-грамматический практикум к УМК «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева,
И. В. Михеева, К. М. Баранова, Е. А. Колесникова
К
2.
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся)
Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева,
К. М. Баранова
К
3.
Печатные пособия
Книги для чтения на английском языке, соответствующие уровню (59 классы)
К
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала
Д
Географические карты Европы, Великобритании, США на английском языке
Д
Плакаты, содержащие страноведческий материал по англоговорящим странам
Д
Символы родной страны и стран изучаемого языка
Д
Портреты выдающихся деятелей науки, культуры, политических деятелей стран изучаемого языка
Д
4.
Технические средства обучения и оборудования кабинетов
Магнитофон/проигрыватель компакт-дисков
1
Компьютер
1-15
Мультимедийный проектор
1
Экспозиционный экран
1
Интерактивная доска
1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
1
Стенд для размещения творческих работ учащихся
1
Стол учительский с тумбой
1
Ученические столы и стулья
12(24)
Шкафы для размещения наглядных пособий
и учебных материалов
1
5.
Мультимедийные средства обучения
Д
Аудиодиски к УМК «Английский язык» (5 класс, серия “Rainbow English”). Авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова
К
CD-ROM. Английский язык. База дифференцированных заданий. 5 – 6 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой / В.В.
Д
Художественные и мультипликационные фильмы на английском языке
Д
Мультимедийные обучающие программы по английскому языку
Д
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Ожидается, что учащиеся, закончившие обучение в пятом классе, смогут продемонстрировать следующие результаты в освоении иностранного языка.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письме
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
В плане языковой компетенции учащийся, закончивший обучение в 5 классе, должен знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
применять правила написания изученных слов;
адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от учащихся, закончивших обучение в 5 классе, требуется:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
умение распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятые в странах изучаемого языка в различных ситуациях формального и неформального общения;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, стихи);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
наличие представления об особенностях образа жизни,
быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
наличие представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
В результате формирования компенсаторной компетенции учащиеся, закончившие обучение в 5 классе, должны научиться выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств в процессе приема и передачи информации за счет умения:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);
прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;
использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);
игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного содержания текста;
задавать вопрос, переспрашивать с целью уточнения отдельных неизвестных языковых явлений в тексте;
использовать перифраз, синонимические средства, словарные замены, жесты, мимику.
В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) происходит дальнейшее совершенствование и развитие универсальных учебных действий (УУД) и специальных учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
выполнять универсальные логические действия:
анализ (выделение признаков),
синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
выстраивать логическую цепь рассуждений,
относить объекты к известным понятиям;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
четко и ясно выражать свои мысли;
отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
учиться критично относиться к собственному мнению;
слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);
Специальные учебные умения:
сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
владеть различными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от поставленной речевой задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
ориентироваться в иноязычном печатном и аудиотексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов, объединенных потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;
вычленять в тексте реалии, слова с культурным компонентом значения, анализировать их семантическую структуру, выделять культурный фон, сопоставлять его с культурным фоном аналогичного явления в родной культуре, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия иноязычному речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;
узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и порождении речевого высказывания на изучаемом языке;
пользоваться справочным материалом: грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, двуязычными словарями, мультимедийными средствами;
пользоваться поисковыми системами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. com.www.ask.com, www.wikipedia.ru и др.; находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, при написании эссе, сочинений, при подготовке проектов;
овладевать необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры общения;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных, межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном и поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
формирование самодисциплины, упорства, настойчивости, самостоятельности в учебном труде;
умение работать в соответствии с намеченным планом, добиваясь успеха;
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Приложение к программе
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по иностранному языку
При проверке письменной части теста (задания на проверку умений в чтении, аудировании, на проверку языковых знаний и умений) верное выполнение любого задания оценивается в 1 балл. Оценка результатов выполнения теста в целом должна вычисляться исходя из набранных баллов (максимально 100 баллов), соотнесенных с традиционно принятой в современной российской школе пятибалльной системой:
учащийся не приступил к выполнению задания – 1;
1 – 30 баллов – 2 (неудовлетворительно);
31 – 58 баллов – 3 (удовлетворительно);
59 – 83 баллов (хорошо);
84 – 100 баллов – 5 (отлично).
Развернутые письменные ответы к заданиям на проверку умений письменной речи и развернутые устные ответы школьников к заданиям по говорению оцениваются по специальным шкалам.
Письмо
Отметка «5» ставится в том случае, если задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата, соблюдены принятые в языке формы вежливости. Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок); орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «4» ставится в том случае, если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 4-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «3» ставится в том случае, если если задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи и/или принятых в языке форм вежливости. Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются ошибки в формате высказывания. Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимание текста (допускается не более 7-х негрубых лексико-грамматических ошибок); имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют коммуникацию (допускается не более 7-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок).
Отметка «2» ставится в том случае, если задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объёму. Отсутствует логика в построении высказывания; формат высказывания не соблюдается. Многочисленные ошибки базового уровня в языковом оформлении текста препятствуют эффективной коммуникации: ограниченный словарный запас / многочисленные ошибки в словоупотреблении и сочетаемости; несоблюдение грамматических правил; многочисленные орфографические и пунктуационные ошибки.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Говорение
Отметка «5» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.
Отметка «2» ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Баллы за устный ответ учащегося выставляются с учетом специфических показателей сформированности умений монологической речи (соответствие коммуникативной задаче) и диалогической речи (способность к коммуникативному взаимодействию), а также показателей, характеризующих различные стороны устной речи (относительная грамматическая правильность, диапазон используемых лексических средств, относительная фонетическая правильность).
Чтение
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
Аудирование
Отметка «5» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «2» ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
Отметка «1» ставится в том случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
zФ
·
·
·
·
·
·
·н15