Интегрированный урок музыки и хореографии по теме История народных танцев. Бульба.Кадриль.Лезгинка

1
Тема урока: «История народных танцев. Бульба. Кадриль. Лезгинка»

Форма урока: интегрированный урок искусства и хореографии.
Тип урока: урок творчества.
Цель урока: познакомить с музыкальной культурой России и народов ближнего зарубежья на примере народных танцев «Бульба», «Кадриль», «Лезгинка».
Задачи урока.
1.Образовательные:
а) познакомить учащихся с зарождением народных танцев, с национальным своеобразием, с основными танцевальными элементами;
б) учить делать целостный разбор музыкального произведения, выделяя темп, метроритм, динамику, лад, фактуру, музыкальные инструменты;
в) учить определять на слух национальную принадлежность танцевальной музыки.
2. Развивающие:
а)обогащать музыкальный словарь учащихся;
б)развивать ассоциативно-образное мышление, умение обобщать и сопоставлять, музыкальную память, воображение, творческую инициативу, чувство метроритма.
3.Воспитательные:воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственную культуру, культуру речи, интерес к фольклору, формировать национальное самосознание.
4. Эстетические: воспитывать чувство прекрасного.

Методы: словесные, междисциплинарных взаимодействий, обращение к опыту и размышлениям учащихся, научности, проблемно-поисковый метод обучения, метод сравнения и сопоставления, метод обобщения, метод контраста и тождества, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, информационные, метод «пластического интонирования», метод «пластической импровизации», синквейн, учебная игра, сравнительный анализ, здоровьесберегающие, метод создания успеха, метод взаимоконтроля, рефлексивный.

Лаборатория урока:
1.Музыкальный центр, синтезатор, интерактивная доска, слайд проектор, компьютер.
2.Фонохрестоматия: русский народный танец: «Кадриль», белорусская народная песня «Бульба », «Лезгинка» А. Хачатуряна.
3.Наглядные пособия: слайды: иллюстрации музыкальных инструментов, характеристика музыки, постановка танцующих, движения, национальные костюмы.
4.Таблицы эмоциональных терминов.
5.Ватманы, маркеры.

План урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Новая тема:
1.Беседа о возникновении белорусских танцев.
2.Слушание и анализ белорусского народного танца «Бульба».
3. Эмоционально-образное исполнение песни «Бульба».
4.Творческое задание «Придумай движения к танцу».
5.Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах,
сопровождающих танец.
6. Выполнение движений под музыку с пением песни «Бульба».
7. Беседа о разновидностях русского танца «Кадриль».
8. Слушание и сравнительный анализ музыки.
9. Творческое задание «Придумай танец».
10. Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
11. Выполнение движений под музыку «Кадрили».
12. Беседа о различии мужских, женских, равнинных и горных танцах «Лезгинки».
13. Слушание и анализ музыки.
14. Творческое задание. Простукивание ритма лезгинки. Записать
ритмический рисунок условными обозначениями (работа по группам на
ватманах).
15. Беседа о движениях, костюмах танцующих; атрибутах, музыкальных
инструментах, сопровождающих танец.
16. Исполнение движений под музыку «Лезгинки».
4. Закрепление пройденного материала. Учебная игра «Море волнуется раз».
5. Вывод урока. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание.

Ход урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель искусства: Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Музыка звучит повсюду, сопровождает праздники, развлечения. У каждого из вас наверняка есть своя фонотека, видеотека с любимыми музыкальными произведениями, которые повествуют о жизни, веселят, заставляют задуматься или помечтать. Самым популярным и демократичным жанром является песня. Песня-это душа народа. В ней отражаются мысли, чувства людей. Неизвестные сочинители создавали песни, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и сопровождали человека во все периоды жизни. На уроках музыки мы знакомились с народным фольклором. Существует множество жанров народной песни.
-Назовите их? (ответы учащихся).
-Остановимся на трудовой песне. Давайте поразмышляем, как возник этот жанр? (экспресс-опрос).
3. Новая тема.
Учитель искусства: Сегодня мы поговорим о том, что возникновение народных танцев связано с трудом и занятиями людей (слайд № 1). Так трудовая песня положила начало для рождения белорусского танца «Бульба».
Запись темы урока в тетради.
1.Беседа о возникновении белорусского танца «Бульба» (слайд № 2).
-Что такое танец? (опрос-экспресс).
Учитель искусства: Танец (по Ожегову)- ряд движений определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыки (слайд № 3) .
Возникновение народных танцев Белоруссии в своей основе связано с земледельческим трудом, старинными обычаями, играми, семейным бытом. В движениях танцев «Бульба» и «Кочан» отражены сельские работы: посадка картофеля и капусты, уход за ними и сбор урожая (слайд № 4). Также в белорусских танцах отражаются черты человеческого характера («Юрочка», «Микита», слайд № 5) , имитация движения птиц и животных («Бычок», «Воробей», слайд № 6) .
2.Слушание и анализ танца «Бульба» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов), выделение выразительных средств по схеме на доске: темп, динамика, штрих, ритм, размер (слайд № 7).
Запись на доске: Темп-скорость
Динамика-громкость
Штрих - плавно, отрывисто
Размер - доли, счет
Ритм
Учитель искусства: Этот танец исполняется в быстром темпе, размер 2/4, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу, имеет шуточное содержание (слайд № 8) .
3. Эмоционально-образное исполнение песни «Бульба».
Учитель искусства: К этому танцу были придуманы слова, воспевающие обыкновенную картошку:
Из мешка бери картошку и питайся понемножку.
Можешь есть её вареной иль в мундире запеченной.
Пам, пам, пам, пам, пам, пам, пам, пам.
Без картошки худо нам- 2 раза.
-Мелодия очень простая, послушайте ее внимательно и споем эту веселую песню (учащиеся исполняют).
4.Творческое задание «Придумай движения к танцу ».
Творческое задание - пластическая импровизация.
-Какие движения можно выполнять под прослушанную музыку? (работа в микрогруппах).
5.Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
Преподаватель хореографии: Основные рисунки в танцах Белоруссии: два полукруга, расходящиеся на звездочки или два круга, вертящиеся в различных направлениях. Большинство танцев парно - массовые. Исполняются они весело, задорно («Лявониха», «Крыжачок», «Полька Янка», слайд № 9), сопровождаются песнями и игрой на народных инструментах: скрипки, дудки, балалайки, гармонике (слайд № 10).
-Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайд № 11-16). Сравнительный анализ.
6. Выполнение движений под музыку с пением песни «Бульба».
Преподаватель хореографии: Выполним основные движения танца (учащиеся выполняют движения под музыку) с пением (слайд № 17,18).
7. Беседа о разновидностях русского танца «Кадриль».
Преподаватель хореографии: В дни праздников наши предки не обходились без танцев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инструментах. До наших дней дошли известные плясовые. К таким танцам можно смело отнести русскую «Кадриль» (слайд № 19).
От испанского «cuadrilla» - группа из четырех человек, от лат. «guadrum»-четырехугольник (слайд № 20). Кадриль - бальный танец 18-19 веков (слайд № 21). Своё название он получил во Франции в эпоху Наполеона. Танцующие образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый. Качество исполнения французской кадрили было серьёзным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из пяти фигур и была центром внимания и основой каждого бала. На протяжении 18-19 веков кадриль претерпела немало изменений.
Существует множество разновидностей кадрили в народном быту – русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (слайд № 22).
Русская кадриль имеет многообразные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и другие (слайд № 23).
8. Слушание и анализ музыки.
Учитель искусства: Давайте послушаем этот танец и проведем сравнительный анализ танцев «Бульба» и «Кадриль» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов, выделение выразительных средств по схеме: темп, динамика, штрих, ритм, размер).
Учитель искусства: Этот танец исполняется в подвижном темпе, музыкальный размер 2/4 (слайд № 24). Сопровождают танец народные музыкальные инструменты: гармоника, балалайка, рожок, гусли, трещётки, ложки (слайд № 25).
9.Творческое задание - пластическая импровизация «Придумай танец».
-Какие движения можно выполнять под прослушанную музыку? (работа в микрогруппах, ответы учащихся).
10.Беседа о движениях, костюмах танцующих; о музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
Преподаватель хореографии: Основные движения: круг, дробные выстукивания, выход из полукруга парами. Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайды № 26-36). Сравнительный анализ.
11.Выполнение основных движений танца (учащиеся выполняют движения под музыку).
Учитель искусства: От обрядовых песен появился русский «Хоровод» (слайд № 37). Движение по кругу имело тайный магический смысл: круг-символ солнца. В пении люди призывали животворящее тепло-источник жизни на земле. Движения были неторопливыми, сочетались с плавными линиями длинных сарафанов.
12. Беседа о различии мужских, женских, равнинных и горных танцах «Лезгинки».
Учитель искусства: Народных танцев огромное многообразие. Сколько народов - столько танцев. Нет человека, которого не захватил бы огненный кавказский танец «Лезгинка».
-Кто может объяснить своеобразный характер этого танца? (обращение к опыту и размышлениям учащихся).
Учитель искусства: Лезгинка - народный танец Дагистана (слайд № 38). Многовековые войны и внутренние распри заставляли кавказцев всегда быть готовыми к защите своей независимости. Из поколения в поколение в юноше воспитывали прежде всего воина. Кавказец должен быть сильным, мужественным, ловким и смелым. Танец очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью. На танцевальное творчество Кавказа повлияло географическое положение.
Преподаватель хореографии: Для мужских танцев в равнинных областях более типичны плавные и в то же время стремительные танцевальные ходы, различные мелкие скользящие движения стопы ног, отчетливо подчеркнутые движения рук.
В горных районах танцевали наоборот: резкие и четкие ударные движения носка и пятки. Танцевальные ходы очень порывисты и динамичны. Для них характерны небольшие подскоки, согнутые колени, резкие опускания на колени, повороты, вскакивания на полупальцы.
В мужских танцах исполнителям присуще своеобразная манера держаться. Строгость и подтянутость, четкий рисунок движения рук, приподнятая голова, создают горделивую осанку танцующего.
Для женских танцев характерны: подтянутый стан, плавность танцевальных ходов, пластичность движения рук, большая сдержанность, величавость и скромность сочетаются со стремительностью и легкостью движения.
Вот как описывает лезгинку М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» (слайд № 39):
И бубен свой
Берет невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится
В каждой части Кавказа - Дагестане, Грузии, Аджарии, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Осетии - с давних времен национальный танец, несмотря, на известное сходство отдельных движений имел отличительные особенности для каждого народа, различный ритм, темп и манеру исполнения. У кавказцев первичной формой массового танца были хороводы, передающие трудовые процессы, военные или спортивные упражнения (слайд № 40).
Преподаватель искусства: Гордость кавказского танцевального фольклора – парный танец девушки и юноши, носящий название «Лезгинка» (слайд № 41). Обычно в пляске принимают участие не только её непосредственные участники, но и зрители. Стоя вокруг, они бьют в ладоши, подзадоривая танцующих (слайд № 42,43).
13.Слушание «Лезгинки» А.Хачатуряна и анализ музыки (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов), выделение выразительных средств: темп, динамика, штрих, ритм, размер - ответы учащихся.
Учитель искусства: Для музыки лезгинки типичен размер 6/8, быстрый темп, стремительность, ловкость, красота движений танцоров, которые соревнуются между собой, острота ритмики, а также многократное повторение одной и той же мелодии связаны с непрерывным движением танцоров по кругу. В музыке словно слышатся равномерные удары в ладоши или какой-нибудь народный ударный инструмент, например, бубен (слайд № 44). Кинжал-это атрибут в мужском танце.
14.Творческое задание. Простукивание ритма лезгинки. Записать
ритмический рисунок условными обозначениями (работа по группам на ватманах).
15. Творческое задание - пластическая импровизация.
Учитель хореографии: Какие движения можно выполнять под эту музыку? (творческие размышления учащихся, работа в микрогруппах).
16. Исполнение движений под музыку.
Преподаватель хореографии: Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайды № 45-50). Сравнительный анализ.
Выполним основные движения танца (группа учащихся выполняет движения под музыку). Попросим зрителей поддержать танцующих хлопками в ладоши на сильную долю.
4. Закрепление пройденного материала.
Учитель искусства: А теперь сыграем в учебную игру «Море волнуется раз». Будут звучать различные танцевальные фрагменты. Ваша задача наиболее точно передать характер музыки в пластике, его национальную принадлежность, точно показать движения, попадая в такт музыки.
5. Вывод урока.
Учитель искусства: « Откуда же такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Северный росс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого лёгкий, воздушный», - писал Н.В.Гоголь (слайд № 51).
Гоголь обратил внимание на национальное своеобразие народных танцев. В каждом из них свой неповторимый темп, ритм, характер движений, костюмы.
Рефлексия: С танцами каких народов вы познакомились? Что полезного вы узнали для себя? Отличается ли их тематическое содержание, темперамент, выразительные средства танцев? Какой танец понравился каждому из вас больше? Какие движения добавили бы вы в эти танцы? (экспресс-опрос).
Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание.
Учитель искусства: Мы с вами уже знакомились с понятием “синквейн”. Давайте вспомним, как он составляется, например, к слову “танец” (пример на доске).
1 строка-тема синквейна ( объект или предмет, о котором пойдет речь).
2 -два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
3-три глагола, описывающие действия объекта.
4-фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.
5-одно слово- суть предмета или объекта.
Прошу вас сочинить синквейн к словам «Бульба», «Кадриль», «Лезгинка».

15