РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивно-оздоровительного направления «Мы любим спорт» на основе учебной программы «Физическая культура» автор В.И. Лях для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ


РАССМОТРЕНОна ШМО руководитель Бобкова Ю.Ю._____________«___»__________20____г. СОГЛАСОВАНОС методическим советом Зам.директора по УВРМаксимова Е.В._____________«___»___________20____г.  УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ "Ханинская СОШ»
Бобкова Л,А___________пр.№ ____ от___________г.«___»___________20____г. 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивно-оздоровительного направления
«Мы любим спорт»
на основе учебной программы
«Физическая культура»
автор В.И. Лях
для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ
2015-2016 учебный год
учитель Трубицкая Е. В.
Ханино-2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Мы любим спорт»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
1 класс – 33 занятия по 1 занятию в неделю;
2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.
В 1 классе игры проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической паузы 30-35 минут. Во 2-4 классах занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 35 минут.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
       Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
       Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
 Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
 Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
       Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления « Мы любим спорт»
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления  « Мы любим спорт» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Содержание программы спортивно-оздоровительного направления «Мы любим спорт»
1 год обучения (33 занятия)
Игры на взаимодействие между учащимися, народные игры -  20 занятий
Цель:   воспитание инициативности, смелости, самостоятельности действий, быстроты реакций и ориентировки в пространстве.  
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Игры на развитие психических процессов – 6 занятий
Цель: способствовать усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем через активные двигательные действия.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны:  подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.  
Тематическое планирование
1 год обучения – 33 часа
№ Тема занятия Содержание занятия Часы
Народные игры
1 Русская народная игра «У медведя во бору»    Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1
2 Русская народная игра «Филин и пташка».    Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. 1
3 Русская народная игра «Горелки».   Правила игры. Проведение игры. 1
4 Русская народная игра «Кот и мышь».   Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. 1
5 Русская народная игра «Блуждающий мяч».   Правила игры. Проведение игры. 1
6 Русская народная игра «Зарница»   Правила игры.  Проведение игры. Эстафета. 1
Игры на развитие психических процессов
7 Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам»,  «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра». 1
8 Упражнения и игры на внимание   Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок». 1
9 Игры на развитие памяти.   Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». 1
10 Игры на развитие воображения.   Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». 1
11 Игры на развитие мышления и речи.   Игры «Ну-ка, отгадай»,  «определим игрушку». 1
12 Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга»,  «Три характера».
  1
Подвижные игры
13 Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».   Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. 1
14 Игра с элементами ОРУ «Море волнуется  раз»   Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. 1
15 Игра с мячом «Охотники и утки».   Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. 1
16 Весёлые старты с мячом.   Гимнастические упражнения. Эстафеты. 1
17 Игра «Волк во рву» Игры с мячом: ловля, бросок, передача. 1
18 Весёлые старты со скакалкой   Комплекс ОРУ со скакалкой. 1
19 Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»  Правила игры. Проведение игры. 1
20 Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».  Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель. 1
21 Игра «Белки, волки, лисы». Правила игры. Проведение игры. 1
22 Игра «Совушка».   Правила игры. Проведение игры. 1
23 Игра «Удочка»  Игры со скакалкой, мячом. 1
24 Игра «Перемена мест»  Построение. Строевые упражнения6 перемещение. 1
25 Игра «Салки с мячом».   Правила игры. Проведение игры. 1
26 Игра «Прыгай через ров»   Совершенствование координации движений. 1
Спортивные игры
27-28  Футбол Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. 1
29-30 Баскетбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. 1
31-32 Волейбол Проведение игры. 1
33 Спортивный праздник. Игры, эстафеты, Весёлые минутки.
  Внеурочная деятельность.
«Подвижные игры»
2 класс –(34 часа)
Содержание курса:Вводное занятие. Правила по технике безопасности - 1 час.Правила поведения во время разучивания игр.
Правила поведения во время игр с использованием спортивных снарядов.
Развитие координационных способностей. Игры с бегом - 6 часов.Бег обычный, широким шагом; с высоким подниманием колен; с захлестыванием голени; с изменением темпа; равномерный медленный бег в сочетании с ходьбой; в разных построениях; бег на перегонки.
Игры: «Собачья конура», «Штандер», «Белка на дереве...», «Рыбаки и рыбки», «Прорыв обороны»,«Выбивалы».
Развитие скоростных качеств. Эстафеты - 10 часов.Ползание по полу на четвереньках с опорой на стопы и ладони. Лазание по гимнастической стенке. Бег приставным шагом, боком, скрестным шагом вперед, перекатом. Медленный бег до 2 минут, бег на перегонки, бег на скорость 10-15 минут.
Игры: «Третий лишний», «Встречная эстафета», « Перемена мест», «Эстафета с преодолением препятствий», «Эстафета с мячами», «Эстафеты с переодеванием», «Эстафета с булавами», «Эстафета со скакалкой».
Развитие выносливости. Игра с метанием мяча - 5 часов.Бросание и ловля мяча в парах; перебрасывание мяча через шнур; забрасывание мяча в корзину. Метание малого мяча и различных предметов на дальность правой и левой рукой; метание в горизонтальную и вертикальную цель.
Игры: «Игра в мяч с вызовом», « Защита укрепления», «Сбей мяч», «Всадники с мячом», «Выбери водящего», «Городки со снежками», «Собачка».
Развитие скоростно - силовых способностей. Игры с использованием спортивных снарядов -11 часов.Игры с обручем, скакалкой, флажками. Вис лежа с использованием реек гимнастической стенки. Упражнение для укрепления мышц спины, брюшного пресса, вытяжение позвоночника. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.
Игры: «Все на коне», «Чехорда», «Игра в мяч с хлопками», «Колдун», «Золотые ворота», «Хитрый мяч», «Звонок», «Жмурки», «Море волнуется», Веселые старты»
Внеурочная деятельность.
«Подвижные игры»
3 класс –(34 часа)
Содержание курса:

п/пТема занятия Цели занятия
1. Игры с элементами легкой атлетики.
«Метатели» Развитие меткости, внимания, быстроты реакции
2. Игра «Пустое место» Развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег
3. Игра « К своим флажкам» Развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег
4. Игра «Прыгающие воробушки» Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
5. Веселые старты «Лабиринт» Развитие выносливости, умение соревноваться
6. « Играй, играй, мяч не теряй» Развитие умения передвигаться с мячом
7-8. Подвижные игры
Игры на внимание и быстроту «Поезд» Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
9-10. Игры с прыжками и бегом « Прыгуны и пятнашки» Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
11-12. Веселые старты. Старт группами. Командный бег Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
13-20. «Мини-пионербол» Развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими действиями
21-23. Повторение изученных игр Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству
24-27. Разучивание игры «Пионербол» 28-30. Игры на свежем воздухе Развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде
31-34. «Мини-пионербол» Развитие координационных способностей, овладение элементами технико-тактическими взаимодействиями
Внеурочная деятельность.
«Подвижные игры»
4 класс –(34 часа)
Содержание курса:
Вводное занятие. Правила по технике безопасности - 1 час.
Правила поведения во время разучивания игр.
Правила поведения во время игр с использованием спортивных снарядов.
Развитие координационных способностей. Игры с бегом - 6 часов.
Бег обычный, широким шагом; с высоким подниманием колен; с захлестыванием голени; с изменением темпа; равномерный медленный бег в сочетании с ходьбой; в разных построениях; бег на перегонки.
Игры: «Собачья конура», «Штандер», «Белка на дереве...», «Рыбаки и рыбки», «Прорыв обороны»,«Выбивалы».
Развитие скоростных качеств. Эстафеты - 10 часов.
Ползание по полу на четвереньках с опорой на стопы и ладони. Лазание по гимнастической стенке. Бег приставным шагом, боком, скрестным шагом вперед, перекатом. Медленный бег до 2 минут, бег на перегонки, бег на скорость 10-15 минут.
Игры: «Третий лишний», «Встречная эстафета», « Перемена мест», «Эстафета с преодолением препятствий», «Эстафета с мячами», «Эстафеты с переодеванием», «Эстафета с булавами», «Эстафета со скакалкой».
Развитие выносливости. Игра с метанием мяча - 5 часов.
Бросание и ловля мяча в парах; перебрасывание мяча через шнур; забрасывание мяча в корзину. Метание малого мяча и различных предметов на дальность правой и левой рукой; метание в горизонтальную и вертикальную цель.
Игры: «Игра в мяч с вызовом», « Защита укрепления», «Сбей мяч», «Всадники с мячом», «Выбери водящего», «Городки со снежками», «Собачка».
Развитие скоростно - силовых способностей. Игры с использованием спортивных снарядов -11 часов.
Игры с обручем, скакалкой, флажками. Вис лежа с использованием реек гимнастической стенки. Упражнение для укрепления мышц спины, брюшного пресса, вытяжение позвоночника. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.
Игры: «Все на коне», «Чехорда», «Игра в мяч с хлопками», «Колдун», «Золотые ворота», «Хитрый мяч», «Звонок», «Жмурки», «Море волнуется», Веселые старты»
Материально – техническое обеспечение
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение.
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть  2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура,  Москва, Дрофа, 2004
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004