Методическая разработка учебного занятия для детского сада «История народных танцев»


Методическая разработка учебного занятия
для детского сада
«История народных танцев»
Тема занятия: «История народных танцев».
Время на занятие: 45мин.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Комбинированное.
Формы работы:
Беседа
Практическая работа – индивидуальная работа.
Оборудование:
Хореографический зал
Фортепиано
Музыкальный центр
Оформленная выставка костюмов
Буклеты для детей
Цель:
Формирование интереса у детей дошкольного возраста к искусству народного танца, его истории.
Задачи:
Образовательные:
Дать краткие сведения из истории возникновения народных танцев.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, эмоции, чувство дружбы
Развивать образное мышление.
Воспитательные:
Воспитать у детей интерес к танцу, культуру поведения и общения
Конспект занятия
Ход занятия
1. Организационный этап.
1.1. Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада видеть вас у нас в гостях в центре «Радуга», образцовом ансамбле народного танца «Отрада». С каким настроением вы пришли?
- С хорошим! (ответы детей).
- У меня тоже хорошее настроение.
 Начнём наше путешествие с выставки, которую мы приготовили вместе с воспитанниками.
(Показ народных костюмов и краткая характеристика отличительных стилей в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность.)

1.2.Сообщение цели и задач занятия.
В Ханты-Мансийском автономном округе –Югра проживают люди 150 национальностей. В городе их более 50!
Да, что говорить о городе? В Центре дополнительного образования для детей «Радуга» занимаются дети разных национальностей, а в нашем ансамбле занимаются дети 18 национальностей.
И всех нас соединяет дружба!
Мы рады приветствовать всех друзей народных танцев!
Ведь танец - объединяет!
Как же зарождались народные танцы?
Приглашаем вас в наше путешествие по народным танцам!
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Танцующие стремились к тому, что бы каждое движение, жест, мимика выражали какую нибудь мысль, действие, поступок: повадки зверей на охоте, схватки с врагами, а так же сельский и ремесленный труд.
С изменением условий жизни изменялся и танец, но всегда был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа у кого он зародился.
Танец «Матрешки»
- Понравился вам танец?
-(ответ детей) Да!
-Вы узнали кто это и какой это костюм?
- (ответ детей) Матрешки!
- Наша русская матрешкаНе стареет сотню лет.В красоте, в таланте русскомВесь находится секрет.
-Да, это Русские матрешки, символ семьи, любви и дружбы.
(небольшой рассказ и показ на выставке о русском костюме)
-Дети, вы хотите дальше путешествовать?
- (ответ детей) Да!
Казахский танец «Куаныш»
(остается танцовщица в казахском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания казахских танцев и национального костюма
Танцы – один из популярнейших видов художественного творчества. Любимо танцевальное искусство и казахским народом.
В казахском языке существует слово «би» - танец и «биму» - танцевать.
В танцевальной пластике нашли свое выражение характер, нравы, обычаи народа, тончайшие нюансы чувств и переживаний человека. Танцевальные традиции связаны с декоративно-прикладным искусством казахского народа. И самое большое значение имеет орнамент. Тематика мотивов казахского орнамента многообразна. В орнаментальных узорах имеются мотивы «Кошкар муйиз» (бараний рог), «айшык - гуль» (лунный цветок), «шыккан кун» (восход солнца) и многое другое. Мотивы рогов и следов имели магическое значение. Именно эти орнаментальные узоры воспроизводятся в казахских танцевальных движениях, не только в рисунке построения танца и передвижения рук и ног воспроизводится национальный орнамент.
Молдавский танец «Жок»
(остаются танцовщики в молдавском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания молдавских танцев и национального костюма
Веселые, задорные танцы молдаван радуют зрителей многих стран. Значительное влияние на характер движений и манеру исполнения танцев оказывает народный костюм
Основное традиционное занятие молдаван – животноводство, земледелие, садоводство. Сбор винограда. Танцы молдаван отражают социально-бытовую и культурную жизнь народа.
Украинский танец «Гопак»
(остаются танцовщики в украинском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания украинских танцев и национального костюма
Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Столь щедро одаренный народ Украины создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место.
В украинском народном танце нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.


Татарский танец «Апипа»
(остаются танцовщики в татарском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания татарских танцев и национального костюма
Танцы татар необыкновенно колоритны и своеобразны. Очень характерны в танце у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком, проделывается это с необыкновенной грацией и кокетливостью. Танцы в паре создают лирический сюжет, овеянный нежностью. Прежде всего эти танцы живые, с большим внутренним темпераментом, имеющие преимущественно игровой жанр.

Танец «Лезгинка»
(остаются танцовщики в кавказском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания кавказских танцев и национального костюма
Если говорят о танцах народов Кавказа, то подразумевают городские танцы и несомненно все сразу вспоминают: «лезгинка».
Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе, где народы тысячелетиями в мире по соседству, помогая друг другу в беде и радости. Лезгинка – древнейший лезгинский народный танец.
Лезгинку почти в неизменном виде танцуют среди всех кавказских народов, она является отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых является образ орла. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла.
Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки – крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.
Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются священными у лезгин. Все свое настроение, все чувства танцоры выражают в этом танце: быстром, зажигательном(преимущественно мужском), демонстрирующий ловкость, храбрость, мужественность, воинственность.
Хантыйский танец «Нерпочки»
(остаются танцовщики в хантыйском костюме)
Выходят ведущие рассказывают об истории создания хантыйских танцев и национального костюма
Обрядовые танцы связаны с верованиями северных народов. Эти танцы можно проследить на праздниках: «Медвежий праздник», «Вороний праздник», «праздник Оленя, Нерпы, Лося». Игровые танцы исполняются в основном для веселья – это танцы-пантомимы, а также веселые сценки из повседневной жизни.
Богато и разнообразно танцевальное искусство народов ханты.
Хантыйский танец богат движениями, а они связаны с движениями Солнца, Луны, деревьев, птиц, зверей, в общем, связаны со всей природой и ею обогащаются.
Есть танцы, которые полностью построены на подражании животным и птицам, например «Олененок», «Белочка», «Нерпа»
Ханты говорят: «Этот человек так мастерски танцует, словно рыба без костей плещется в воде».
Подведение итогов:
- Итак, наше путешествие подходит к концу, что нового из истории народных танцев вы узнали?
(Ответы детей)
- Мы познакомились с историей народных танцев, увидели красивые национальные костюмы, посмотрели замечательные танцы. А сейчас давайте вместе станцуем замечательный русский танец «Хоровод» (ведущие раздают детям разного цвета платки для танца.) Дети становятся в круг.
Хоровод
-Хоровод это символ солнца источник света, тепла и дружбы. И на этом прекрасном настроении мы заканчиваем занятие. До новых встреч!
-Спасибо за занятие и ждем вас в гости к нам в центр «Радуга», ансамбль «Отрада».