Рекомендации по составлению индивидуальных планов на учащихся инструментальных классов
Рекомендации
по составлению индивидуальных планов на учащихся инструментальных классов
Одной из причин нарушения принципа доступности является недостаточное внимание педагога к планированию работы каждого ученика. Педагогическая практика выработала различные формы планирования в зависимости от предмета обучения. План любой формы строится прежде всего на основе учебной программы. Грубейшую ошибку совершают те педагоги, которые, надеясь на свой педагогический опыт, годами не заглядывают в программу.
Только на основании детального изучения программных требований соответствующего класса, учёта всех индивидуальных особенностей ученика и строгого соблюдения дидактического принципа доступности и последовательности в обучении, педагогу необходимо найти оптимальный вариант полугодового индивидуального плана работы ученика. Индивидуально – репертуарные планы составляются педагогом отдельно на каждого ученика. При составлении планов необходимо учитывать задачи комплексного воспитания.
Обязательными разделами индивидуального плана должны быть: 1.Краткая характеристика учащегося в начале полугодия.
В неё должна входить оценка музыкальных данных, уровня музыкального и общего развития, психических и физиологических особенностей учащегося.
2. Индивидуальная задача на полугодие.
Она должна основываться на характеристике учащегося и общей задаче обучения, изложенной в программе, быть выполнимой и конкретной - то есть определять объём знаний, умений и навыков, которые следует получить учащемуся.
3.Инструктивный материал и музыкальные произведения, которые будут способствовать выполнению этой задачи.
Целью работы над инструктивным материалом - гаммами, арпеджио, упражнениями, этюдами - является следующее:
-развитие определённого вида техники;
-подготовка учащегося к преодолению технических трудностей произведения. В первом случае преследуется цель разностороннего технического развития ученика. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встречаются в произведении.
Репертуар – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке. Включённый в индивидуальный план, он должен быть высокохудожественным, разнообразным по содержанию, стилю и фактуре изложения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально - исполнительские возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Подбор репертуара находится в полной компетенции педагога.
Принципы подбора репертуара могут определяться следующими положениями:
-доступный и эмоционально близкий ученику репертуар, простой в техническом отношении;
-на всех этапах работы с произведениями основное внимание обращать на содержательную сторону музыки, особенности стиля, жанра, формы;
-сложность и объем изучаемого материала могут существенно влиять на заинтересованность ученика занятиями музыкой;
-вкус педагога – вкус ученика;
-повторение пройденного материала обязательно на каждом занятии;
-упражнения и гаммы должны быть теснейшим образом связаны с изучаемым в данный момент пьесами;-постоянное обновление педагогического репертуара.
В индивидуальные планы допускается включать произведения, предназначенные для ознакомления, при различной степени завершенности работы над ними, для самостоятельного изучения.
4.Чтение нот с листа, ансамбли.
5.Повторение пройденного репертуара.
6.Оценка итогов работы и выступлений ученика.
7.Развёрнутая характеристика музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности учащегося на конец года. В неё входит оценка музыкальных данных в процессе их развития, уровня музыкальной и общей подготовки, психических и физиологических особенностей, результатов предшествующего периода обучения ученика, оценка о выполнении поставленной задачи и формулирование очередной задачи на следующий год.
Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия и утверждаются руководителем Ш.М.О. и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В конце каждого полугодия педагог отмечает в индивидуальных планах качество выполнения и изменения, внесённые в утверждённые ранее списки.
Подобное составление индивидуального плана позволит осуществить принцип последовательности обучения. И как писал А. Гольденвейзер, «что нередко феноменально одаренные дети становились впоследствии далеко не тем, чем обещали стать именно потому, что их недостаточно берегли в детстве».