Статья Детский тимбилдинг, как как основа формирования команды в детско-юношеских общественных объединениях
Название работы:
«Детский тимбилдинг, как как основа формирования команды в детско-юношеских общественных объединениях»
Номинация: «Педагогическая статья»
Автор статьи: Козуб Марина Владимировна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39
Невского района Санкт-Петербурга
Должность: заведующий ОДОД
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Поэтому для реализации подростковых устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения – формирование детей, объединившееся на основе общности интересов для реализации целей.
Однако коллектив детей и команда единомышленников — совсем не одно и то же. В первом случае коэффициент полезного действия пропорционален количеству детей. Во втором, результат коллективных вложений во многом превосходит сумму затраченных усилий, отдельно взятых учащихся. История показывает: невозможно добиться успеха в одиночку, даже Эйнштейну в свое время понадобилась помощь товарища, чтобы продолжить научную деятельность.
В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку.
Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива.
Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) – это прежде всего инструмент построении команды, который необходим каждому человеку. Сама по себе идея командостроения не нова. Её уже давным-давно используют военные, охранные, пожарные, спасательные и прочие экстренные службы. Они тренируются для того, чтобы отработать слаженность действий при любых условиях, довести их до автоматизма, тем самым значительно увеличив вероятность благоприятного исхода той или иной ситуации.
Хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе (в конечном счете – как эффективный инструмент увеличения объема продаж), он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива.
Тимбилдинг – это взрослое мероприятие, в котором решаются вопросы внутрикорпоративного командообразования, сплоченности, укрепления культуры и так далее. Но не многие задумываются о том, что существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, турслетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».
Итак, давайте разберемся, что же такое тимбилдинг и почему он так интересен для подростков. В детском и подростковом возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг – это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.
Иными словами, детский тимбилдинг — это не просто спортивно-развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду.
Т.е. детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога. В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе каких-то побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.
Для большинства из таких игр не требуется никаких приспособлений на детском празднике, их можно проводить и в обычном дворе, и даже в закрытом помещении. После каждого из упражнений необходимо обсудить с детьми те действия, которые они предпринимали для выполнения задания, выяснить, какие из них сработали, а какие – нет, чему они смогли научиться.