Особенности развития речевой деятельности старших дошкольников.


Особенности развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка, обогащение словарного запаса осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, отдельные признаки. В 5 лет – количество слов составляет 2000-2500, в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. По словам Д.Б.Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного, как наиболее абстрактной части речи. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью, так же грамматический строй отличается наличием большого числа исключений из грамматических норм и правил. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. Российский лингвист А.Н.Гвоздев отмечает, что три основные части русского языка представляют различные трудности; в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень). В усвоении грамматического строя выстраивается определенная последовательность; сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.
Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слова. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников при усвоении исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией. В старшем дошкольном возрасте дети уже используют сложные предложения в речевых высказываниях; содержание и форма сложноподчинённых предложений на пятом году жизни усложняются, используются придаточные предложения времени, причины, места. В старшем возрасте дети уже умеют противопоставлять однородные члены предложения, использовать противительные союзы. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении.
Словообразование – одна из важнейших сторон речевого развития детей. Дошкольники используют, в основном, морфологический способ словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в результате чего интенсивность словотворчества снижается.
В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. В старшем дошкольном возрасте еще встречаются незначительные ошибки в согласовании; при употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов, употреблении причастий, при согласовании существительных с числительными. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм продолжается и далее, оно сопровождается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе. Звуковая культура - понятие достаточно широкое, оно включает в себя и фонетическую, и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию. Исследователи детской речи Ф.А.Сохин, С.Н.Цейтлин и другие известные ученые отмечают важнейшее значение правильного звукопроизношения для формирования полноценной личности ребенка и успешного установления ею социальных контактов, так как ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Дефекты звукопроизношения, наоборот, затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, задерживают его психическое развитие.
По мнению М.Л.Лисиной, А.Н.Павловой, Г.В.Чиркиной дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте в норме нетипичны; дети к этому времени уже в состоянии овладеть произношением всех звуков родного языка. Тем не менее, у части дошкольников еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). К старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю за собственными речевыми высказываниями и их правильным звуковым наполнением.
Особое значение в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к учебной деятельности занимает развитие связной речи (смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание). Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в форме монолога и диалога. Следует отметить, что дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалога. Развитие обеих форм связной речи играет основополагающую роль в процессе речевого развития ребенка.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции; помогает дошкольнику устанавливать контакты с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы его поведения в обществе. Развитие связной речи происходит поэтапно и связано с развитием мышления, усложнением детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога старших дошкольников зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и монологическая форма речи; дети осваивают разные типы связных речевых высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры.
У детей старшего дошкольного возраста уже формируется умение воспринимать текст в единстве его содержания и формы. В исследованиях известных педагогов Н.В.Гавриш, В.С.Поуль отмечается, что у ребёнка 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Также в старшем дошкольном возрасте идет активный процесс формирования детьми представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи. К моменту поступления в школу у детей старшего дошкольного возраста должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, в частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение для подготовки детей к обучению грамоте.