Подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам. Работа над отзывом о стихотворении
Работа над текстом отзыва
I. Вступление
1. Можно связать лирическое произведение с эпохой, но обязательно нужно найти в ней определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта, было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней. Лопушиный, ромашныйДом – так мало домашний!
Так начинается стихотворение Марины Цветаевой «Дом», которое написано летом 1935 г. в эмиграции. Это строчки о потерянном доме, по которому тоскует и плачет душа героини.
Принято думать, что Цветаева оказалась в эмиграции исключительно по личным, семейным соображениям, но это не вся правда. «За морем» теперь был не только Сергей Эфрон, «за морем» была Русь, вернее, её «обломки», «обломки» «той Руси». На географической же её территории теперь образовалась РСФСР – «чужая и чуждая страна...».
2. Вступление может быть теоретическим. В этом случае стоит вспомнить об особенностях жанра стихотворения, его принадлежности к стилистике определенного литературного направления, которые будут подтверждаться в основной части сочинения. «Рубеж веков всегда ознаменовывался тяжелыми потрясениями и изменениями как в общественной, политической жизни страны, так и в искусстве. В последние десятилетия XIX века в русской литературе возникает новое направление – символизм. Поэты-символисты старались выражать свои идеи посредством символов, звуков, деталей. В поэзии возникает культ «впечатления», поэтому главным и ценным становится то, что мимолётно, непонятно, таинственно, загадочно. Ярким представителем этого направления можно считать К. Бальмонта. Рассмотрим подробнее его стихотворение «Камыши», написанное в 1895 году.
3. Возможно личностное, эмоциональное вступление, содержащее впечатление читателя. Общее ощущение от «Надоело» – ощущение огня, не нашедшего спички, голоса, не нашедшего отклика, глаза, которому не на ком отдохнуть. Главная идея – нет людей, и это отсутствие вызывает тоску и ярость бессилия.
4. Лучше всего начать с анализа общих соображений о теме, настроении, основной мысли стихотворения, его связи с другими произведениями данного поэта или с произведениями других поэтов на эту же тему. а). «Надоело» – еще одно в ряду дореволюционных стихотворений В. Маяковского о взаимоотношениях поэта и толпы, непонимающей, безумной («Нате!», «Вам», «Ничего не понимают»).
б). Общая тема стихотворения определяется уже названием: «Сорокоуст» – сорокодневная молитва по умершим, и перед нами своего рода поминовение деревни, побеждённой или побеждаемой миром новым. II. Основная часть (анализ)
Необходимо запомнить, что нужно рассматривать смыслообразующие пласты текста и способы создания образов не изолированно, а комплексно.
Тематика лирических произведений
Тема лирического произведения Краткая характеристика Пример
Тема любви(любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Тема природы(пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"
Тема назначения поэта и поэзии(гражданская лирика) Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Тема свободы(вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"
Проблематика лирических произведений
Проблема исторической памяти зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?
Проблема отношения к отчему дому; проблема памяти о своих истоках, о своём детстве почему нельзя забывать отчий дом? Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?
Проблема нравственной прочности человека почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?
Проблеме влияния человека на природу; проблеме восприятия человеком природы как живой материи какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния? Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом может ли человек быть свободным от общества, от других людей?
Проблема отношения человека к войне; проблема душевного состояния человека в условиях войны; проблема поведения человека на войне; проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать? Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?
Проблема бережного отношения человека к языку; проблема экологии языка какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?
Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми; проблема назначения подлинного искусства почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному? Какое искусство необходимо обществу?
Проблема одиночества человека когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?
Проблема утраты моральных ценностей; проблема защиты чести и собственного достоинства; проблема истинных и ложных жизненных ценностей; проблема совести и ответственности человека за свои поступки к чему приводит утрата моральных ценностей? В чём заключается истинное величие человека?
Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества. изменилось ли в обществе отношение к книге? Нужно ли изучать литературу современным школьникам?
Проблема может заставить читателя: глубоко задуматься; рассуждать вместе с автором; серьёзно размышлять; по-иному посмотреть на…; поделиться мыслями о…
III. Заключение
В заключении обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении.
Это могут быть рассуждения историко-биографического и культурологического плана.
Возможно «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.
Уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.
Возможно и эмоциональное заключение, но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой и доказательной манере должно объяснять, что же именно привлекло в анализируемом стихотворении.
Из книги Т.М.Пахновой «Русский язык. Комплексная работа с текстом»
Используя предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, запишите, что такое перифраза (перифраз, парафраз, парафраза), опираясь на материал «Словаря-справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.
Парафраз и парафраза (от греч. раrаphrases — описательный оборот, описание). 1. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»). Туманный Альбион (вместо «Англия»). Ср. у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).1. Приведите примеры перифраз, встречающихся в художественном произведении.
2. Докажите, что описательный оборот «словесная ткань» (вместо «текст») является перифразой (перифразом).Перифразы в тексте играют роль контекстуальных синонимов, которые помогают более точно охарактеризовать предмет, передать к нему отношение, а также избежать неоправданного повтора. Это полезно учитывать при редактировании текста, при его анализе. 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.С.Пушкина «Обвал».
2. Найдите в тексте примеры использования архаизмов (лексических, фонетических, грамматических). Какова их роль?
3. Какие слова употребляются в переносном значении?
4. Выпишите из текста предложение с риторическим обращением.
5. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов? Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста? Понаблюдайте за употреблением деепричастий.
6. Найдите в тексте примеры использования многосоюзия, анафоры.
Шаблоны для вступления:
1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому стихотворение … тоже посвящёно …
2) О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено.
3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в стихотаорении … .
4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но проблема, затронутая автором, несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую поднимает автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении…
5) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
6) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
7) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
8) Люди часто размышляют о том, что … .
9) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
10) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … Кто-то … .
11) «…» - в этих словах, как мне кажется, выражена главная мысль стихотворения … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…