Методическое сообщение из опыта работы Современные технологии в обучении балалаечников и домристов (использование фонограмм минус)

Современные технологии в обучении балалаечников и домристов
(использование фонограмм «минус»)
- методическое сообщение из опыта работы

Автор Хохлова Светлана Ивановна, преподаватель по классу домры, балалайки и гитары МБОУДО «Детская школа искусств» г. Оханск, Пермский край

Обновление учебных планов, программ в образовательных учреждениях и резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, процессу и результатам обучения.
В ДМШ и ДШИ возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.
В настоящее время струнные народные инструменты домра и балалайка вымирают, современное поколение предпочитают играть на гитаре. И чтобы привить любовь к инструментам наших предков, привлечь детей к обучению на них, мне пришлось искать современные подходы: практиковать игру под аккомпанемент синтезатора, использовать в работе фонограммы «минус», иллюстрировать выступления учащихся и преподавателей сюжетными презентациями или видеороликами.
Использование фонограмм-аккомпанементов в процессе музыкального обучения, особенно на начальном этапе, дает удивительные результаты – интерес учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно – занятия с фонограммой в домашних условиях дают ощущение игры в оркестре, ансамбле, развивая музыкальный вкус и раскрывая творческий потенциал учащихся.
Все вышесказанное поставило перед педагогами задачу как познакомить учащихся с качественными образцами не только классической, но и эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Современный репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что домра и балалайка не отжившие свой век инструменты, он способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями.
Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под оркестровый аккомпанемент. Их интерес к классической музыке возрос. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Игра под фонограмму «минус» имеет определенные задачи:
1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;
2) развитие музыкального слуха, вкуса;
3) воспитание исполнительской дисциплины;
4) развитие внимания при исполнении;
5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;
6) знакомство с лучшими образцами классической и эстрадной музыки;
7) воспитание самостоятельности;
8)развитие чувства ответственности, качества разучивания своей партии.
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов:
первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте),
второй – игра по фонограмму соло (репертуар усложняется),
третий этап заключается в обучении игре под фонограмму унисон или ансамблем.
Формировать ансамбли можно из учеников одного класса и инструментов – домра, балалайка, а также разных классов и инструментов. На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.
По проведенной диагностике педагогов, было определено, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид занятия вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Я считаю, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии под фортепианный аккомпанемент концертмейстера или педагога.
Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпасть с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождение с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивания произведения и дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой работы для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением домры и балалайки под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно. Фонограммы «минус» позволяют выступать перед сверстниками в школе, на других концертных площадках, где нет возможности аккомпанировать на фортепиано.
Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподаватель важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширят творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
Игру под аккомпанемент синтезатора и фонограммы «минус» я использую с 2005 года, тесно сотрудничая с преподавателем по классу баяна, аккордеона и синтезатора Ширинкиной Р.П.
Сейчас намного проще найти фонограммы в интернете или выписать сборники с фонограммами «минус» не только для струнных инструментов, но и для духовых, баяна, фортепиано.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15