Сооревнования, в которых не участвуют спортсмены

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

От ассоциации до лиги
Соревнования, в которых не участвуют спортсмены
Соревнования – важная часть учебно-тренировочного процесса, но при одном условии: каждый из соперников должен иметь шанс на победу. Учителя физической культуры ратуют за то, чтобы их воспитанники состязались отдельно от учащихся, занимающихся в спортивных школах.

В поисках соперника
Пятнадцать лет назад у меня школе появилась женская баскетбольная команда. Произошло это спонтанно: я заметил, что в разных классах есть девчонки, которые на равных соперничают в этой игре с мальчишками, а некоторые и превосходят их. А почему бы не собрать их вместе? Попробовал. Сыграли с мальчиками из шестого класса – победили, с седьмым – уступили совсем немного. Стали тренироваться. Практически сразу возник вопрос: «К каким соревнованиям мы будем готовиться?» В календаре межшкольных соревнований по баскетболу есть районные, их победитель получает право играть в окружных, потом – в городских соревнованиях... Решили попробовать.
В первой же встрече районного турнира, проводимого по олимпийской системе, моим ученицам пришлось играть с командой, которая неоднократно побеждала в окружных играх. Естественно, проиграли. Вот и всё, турнир окончен. Мотивация на дальнейшие тренировки у девочек была потеряна.
Чтобы сохранить команду, я начал искать нам по всей Москве соперников. Это оказалось не просто. Во-первых, в огромном мегаполисе не так много педагогов, культивирующих баскетбол у старшеклассниц. Во-вторых, не в каждую школу обратишься с просьбой об организации товарищеских матчей. Сначала использовал личные контакты, потом обращался к методистам. Почти в каждом округе находились преподаватели, которые ведут школьную секцию баскетбола, но не у каждого были время и желание организовывать товарищеские встречи.

Низы хотят
В начале 90-х годов силами учителей-энтузиастов была создана Московская баскетбольная ассоциация, которая проводит свои соревнования. Ее президент Марина Борисовна СЕЛИВЁРСТОВА рассказала мне, что ассоциация была создана в противовес системе проведения Центром организационно-методического обеспечения соревнований, на которые, согласно Положению, допускались учащиеся, занимающиеся в ДЮСШ и СДЮСШОР по баскетболу. Естественно, учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования, которые у себя в школах обучают детей-неспортсменов, не могли составить должной конкуренции профессионалам, тренирующимся по шесть-семь раз в неделю у высококвалифицированных тренеров. К тому же многие игроки и так имели большой соревновательный опыт и мешали попаданию в состав сборной команды обычных ребят. Проигравшим было очень обидно. Задача тренера их соперников состояла лишь в том, чтобы собрать занимающихся спортом школьников в одну команду и почивать на лаврах.
Создание ассоциации позволило школьным командам играть между собой в равных условиях, поочередно назначая игры то на своей площадке, то на выезде. Группы формировались примерно равные по силам, обеспечивалось нейтральное судейство.
На теме судейства нужно остановиться отдельно. Как правило, на районном этапе судьями выступают сами учителя физической культуры. Хорошо, если в районе найдется педагог, который ранее специализировался в баскетболе и следит за постоянными изменениями в правилах. А если нет, то ошибки могут дорого обойтись детям и учителям. В ассоциации собрались педагоги, понимающие толк в этой игре. С ними проводились семинары по нововведениям в правилах. Если встречались команды, сильно отличающиеся по уровню игры, то такую встречу мог отсудить сам учитель, или выпускник, или старшеклассник. А на встречу равных по силам команд приглашались судьи из Московской ассоциации баскетбольных арбитров.
Также ассоциация следила за соблюдением требований к оснащению спортивного зала, раздевалок, поведению болельщиков. Провинившихся могли и наказать. Так как учителя знали, зачем они решили вступить в ассоциацию, относились к соревнованиям очень ответственно. За десять лет работы был всего один-два случая «подставок» и скандалов во время игр.
Поскольку эти соревнования не были включены в план городских мероприятий, финансирование их осуществлялось самими участниками: за кого-то платили учителя, за кого-то – родители, администрация школы. Собранные деньги шли на закупку наградного материала, оплату судейства.
До 2004 года подобные ассоциации были созданы и по другим видам спорта, неоднократно предпринимались попытки «узаконить» эти соревнования, выделить средства, прислушаться к учителям, постоянно жаловавшимся на участие детей из спортивных школ в соревнованиях обычных школьников.

верхи могут
Всё кардинально изменилось в 2005 году. Тогда была организована Школьная баскетбольная лига, которая объединила педагогов, культивирующих этот вид спорта. Поводом для ее создания стало соглашение, достигнутое между Центром организационно-методического обеспечения и частной баскетбольной школой «ПАНтерра», которую создал известный баскетболист, призер чемпионатов мира и Европы, двенадцатикратный чемпион России Сергей Панов. Еженедельно по субботам стали проводиться игры, а команда-победительница получила право участвовать в турнире в Новороссийске. Подобные лиги были созданы по футболу и мини-футболу.
В 2009 году при Центре методического обеспечения был создан целый отдел школьных лиг. На сегодняшний день он объединяет девять видов спорта. Учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования получили возможность готовить детей к соревнованиям по баскетболу, волейболу, футболу, гандболу, бадминтону, настольному теннису, регби, художественной гимнастике, единоборствам: самбо, боксу, тхэквондо, спортивно-контактному каратэ. Обязательное условие заключается в том, что воспитанники ДЮСШ и СДЮСШОР к участию в них не допускаются.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра Валерий Алексеевич ШПОТИН сказал, что для того чтобы по тому или иному виду спорта была организована лига, можно пойти как снизу, так и сверху. Если в центр начинают обращаться педагоги, предлагающие организовывать круглогодичные соревнования по преподаваемому ими виду спорта, то при большом количестве заявок рассматривается возможность создания лиги и для нее будет организовано финансирование.
Другие заказчики создания лиги – федерации по отдельным видам спорта. Они предлагают создать лигу с целью пропаганды своего вида спорта и привлечения школьников к регулярных занятиям. В частности, так были организованы лиги регби и художественной гимнастики. Финансирование берет на себя Департамент образования г. Москвы.
Благодаря организации школьных спортивных лиг дети получают возможность соревноваться с равными по силам соперниками, учителя – готовить воспитанников к состязаниям и участвовать в различных мастер-классах и семинарах (см. «Спорт в школе», № 4/2012), а представители спортивных школ – проводить набор для регулярных занятий спортом.
15