«Принципы музыкального оформления урока классического танца – экзерсис у балетного станка»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр искусств» городского округа город Салават
Республики Башкортостан





Методическая разработка



«Принципы музыкального оформления урока
классического танца – экзерсис у балетного станка»












Автор: концертмейстер
Шарафутдинова Лиана Ахтямовна


Содержание


Введение ...с.2

Основы музыкального оформления урока классического танца
1. Музыкальное оформление урока....с.5
2.Принципы музыкального оформления урока.........с.9

Движения классического тренажа и их музыкальное
оформление
1.Основные сведения о построении урока......................с.12
2. Движения экзерсиса у балетного станка... с.14

Заключение...с.24












Принципы музыкального оформления урока
классического танца
- экзерсис у балетного станка


Введение

Роль музыки в искусстве танца недостаточно разъясняется педагогами и не всегда усваивается учащимися хореографических классов. Музыку нередко считают второстепенным, придаточным элементом, составляющим по преимуществу только ритмическую основу танца. На изучение фортепианной игры ученики смотрят зачастую как на что-то лишнее, ненужное, относятся к ней формально, не сознавая, что без знания музыки, без понимания ее образного и эмоционального содержания, без учета тесной взаимосвязи музыки и танца нельзя достигнуть осмысленности, подлинной выразительности хореографического исполнения.
Одна из основных задач хореографииразвитие общей музыкальности учащихся, направленное на овладение мастерством. А для этого необходимо совершенствовать методы и формы музыкального образования, как учащихся, так и самих педагогов-хореографов.
На уроке классического танца с самых первых шагов обучения дети впервые знакомятся с музыкой в ее связи с движением. Поэтому дать учащимся с самого начала правильное представление о принципах и закономерностях этой связи крайне важно. В этом отношении очень велика роль урока классического танца, оформляемого музыкой. В развитии общей музыкальности учащихся он имеет большое воспитательное значение.
Основной целью музыкального оформления урока классического танца является развитие музыкальности учащихся, т. е., развитие в детях уже с первого года обучения музыкального вкуса, ритмичности, понимания неотделимости танца от музыки, взаимосвязи отдельных элементов музыкального произведения и танца.
Задачи музыкального оформления урока : помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии и в то же время прививать им осознанное отношение к конструктивным особенностям музыкального произведения умение отличать музыкальную фразу, предложение, период. Оно должно далее приучать их ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, в динамике и агогике музыки. Развивать все эти свойства и стороны музыкальности учащегося необходимо с разъяснением их прямого соответствия танцевальным фразам и движениям,
Говоря о необходимости соответствия танцевального движения и оформляющей его музыки по характеру, фразировке, в ритмическом рисунке, динамике, отнюдь не имеется в виду механическое совпадение (синхронность) музыки и движения. Осознание конструктивной основы музыкального произведения и соответствие его структуре движений в танце лишь помогут учащимся разбираться в общности смыслового значения музыки и танца. Это необходимая предпосылка для достижения свободы движения в музыке. Вне достижения этой свободы всякое механическое сочетание музыки и движения в их внешних признаках неизбежно приведет к ограниченности, иллюстративности и, в конечном счете к формализму.
Умение разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных произведений и согласовывать их с системой движений в танце, должно в дальнейшем, при работе над танцевальным образом, облегчать передачу глубокого эмоционального и идейного содержания музыкальных произведений средствами танца, подобно тому, как знание теории музыки и владение анализом музыкальных форм помогает музыканту-исполнителю доносить до слушателя идею произведения и замысел композитора.

Однако некоторые преподаватели классического танца, не имея необходимого музыкального образования, и пианисты, недостаточно знающие специфику балетного искусства, не всегда понимают друг друга и действуют несогласованно. Это может дезориентировать ученика и, в конце концов, приучит к недооценке музыки в хореографическом искусстве.
Сформулируем основные задачи концертмейстера на уроке классического танца. Для профессиональной работы концертмейстеру необходимо:
понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности, на уроке классического танца – как подчиненную методическим и функциональным задачам;
иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал;
иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин;
владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов;
уметь разучивать программу в короткие сроки, аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков;
быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса;
постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар, слушать и контролировать себя, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.
Цель настоящей работы: облегчение взаимопонимания педагогов классического танца и пианистов, оформляющих урок, поскольку анализ движений производится исключительно в их связи с музыкой. В своей методической разработке я представила анализ движений классического экзерсиса у станка с подробным описанием всех фаз рабочего процесса в их соотношении с музыкой, что намного облегчит трудную задачу концертмейстера и вполне может служить своего рода инструктивным документом для определения основных технических критериев отбора музыкальных произведений (или фрагментов), предназначенных для учебной практики. Основные задачи данной работы: раскрыть принципы музыкального оформления урока классического танца, привести примеры музыкального оформления движений экзерсиса у балетного станка. Несомненную пользу она принесет не только концертмейстеру, но и педагогу-хореографу, стремящемуся на своих занятиях упрочить и углубить связи хореографического исполнения с музыкой, а также и самим учащимся.


Аналитическая часть

Основы музыкального оформления урока классического танца

Музыкальное оформление урока

Наибольшей выразительности танец достигает при тесной согласованности с музыкой, в движениях и позах раскрывая ее эмоциональное и образное содержание. Лучшими произведениями хореографического наследия являются те балеты, в которых шедевры балетмейстерского искусства сочетаются с классически совершенной музыкой.
В процессе урока классического танца, оформляемого музыкой, должно быть соблюдено то же единство движения и музыки, но, разумеется, формы этого единства здесь проще, ибо элементарнее задача: найти музыкальное выражение отдельных движений экзерсиса и их комбинаций, задаваемых педагогом в соответствии с его учебными задачами. В тесном согласовании с этими движениями и должна на уроке компоноваться музыка.
Под музыкальным оформлением урока надо понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция должна подчеркивать все особенности данного танцевального движения средствами музыкальной характеристики его и тем самым, помогать ученику творчески, повысить качество своего исполнения.
Музыкальное оформление урока классического танца должно организовать все движения во времени, в условиях определенного темпа и ритма. Больше того, оно должно самой музыкой выявить особенности танцевального движения: его рисунок, характер, динамику, фразировку и т.д., то есть все то, что в дальнейшем станет средством передачи идейно-образного и эмоционального содержания танца.
Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации пианиста. Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами: Квадратность. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: 3/4, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.
Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как Adagio, Rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus – необходим четкий ритмический рисунок , а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
Наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениям, так как с него легче начать исполнять движение. Темповые и метрические особенности. Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondues, plie, passй par terre - в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере 3/4, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение - полный круг - на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andantino. Метро-ритмические особенности. На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.




Принципы музыкального оформления урока

На первом уроке классического танца педагог-хореограф должен разъяснить детям значение музыки в хореографическом искусстве, в частности в процессе урока и обосновать ее органическую связь с движениями, чтобы дети уже с самого начала поняли, что музыка является неотъемлемой частью урока, а не служит лишь для развлечения и отбивания такта счета.
Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными и выразительными, но отнюдь не однообразными, так как повторение изо дня в день одной и той же музыки развивает в учениках механичность исполнения и притупляет их музыкальное восприятие. Следует помнить, что музыка на уроке должна содействовать повышению работоспособности учащегося, поднимая его настроение.
В импровизационной системе музыкального оформления урока классического танца в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений балетных, симфонических, фортепианных и т. п.
В младших классах по содержанию своему музыкальное оформление должно быть более элементарно и просто, соответственно элементарной форме движения, а также сообразуясь с музыкальной неподготовленностью и детским возрастом учащихся. Но даже и в элементарном виде музыкальное оформление должно сохранить свою сопряженность с движением. Именно здесь, у самых истоков усвоения детским сознанием будущих эстетических навыков, следует остерегаться снижения музыкального исполнения до сухого отбивания тактасчета. Последнее не только не будет способствовать музыкальному развитию учащегося, но, наоборот, станет тормозить его. Дети, воспитанные на таком сухом «музыкальном сопровождении», приучаются к поверхностному восприятию чисто внешних, по преимуществу метрических сторон музыки. В дальнейшем, сталкиваясь на производственной практике с подлинно художественной, содержательной музыкой (за редким исключением особо музыкально одаренных детей), они зачастую с трудом воспринимают ее, далеко не всегда могут в ней разобраться, а в большинстве случаев даже не «слышат» ее.
Музыка, оформляющая движение, не должна быть расплывчатой по форме. Находясь все время в тесной связи с движениями и подчеркивая музыкальной характеристикой все их особенности: характер, фразировку, ритмический рисунок, темп и т. д., музыкальная импровизация должна быть предельно четкой как по своей форме, так и по средствам выражения, концентрируя внимание учащегося на основных особенностях данного движения и способствуя тем самым наилучшему выполнению его.
Расплывчатость, бледная нюансировка, нечеткий ритмический рисунок все это затруднит учащимся (особенно в младших классах) восприятие музыки и движения как единого целого и не сможет облегчить им понимание основных особенностей движения.
В последующих классах, при постепенном усложнении приемов движений и танцевальных комбинаций, обогащается и музыкальное оформление: разнообразится голосоведение, рисунок, гармонии, ускоряются темпы и т. д.
Таким образом, музыкальность учащихся постепенно развивается.
Сохраняя разнообразие динамических оттенков, музыка на уроке не должна быть слишком громкой, чтобы не заглушать голос педагога, дающего указания учащимся.
Некоторые, особенно начинающие, молодые педагоги бывают склонны считать вслух на уроке, думая этим облегчить учащемуся слушание музыки. Это совершенно неправильно. Безусловно, вначале, при объяснении нового движения ученику, необходимо рассказать, в каком музыкальном размере делается данное движение, на какую долю такта приходится акцент движения, разъяснить соответствие фразировки движений и музыки, соответствие в характере движения и музыки. Убедившись, что ученик усвоил эти механические предпосылки экзерсиса, надо предоставить ему возможность вслушиваться в музыку самостоятельно, ибо только таким путем он научится ее слушать и понимать ее значение и содержание.
Темп (скорость) музыкального оформления данного движения должен неизменно соответствовать темпу (скорости) движения.
Согласованность динамических оттенков и агогики музыкального исполнения, с одной стороны, и характера движений с другой способствуют усилению выразительности танца.
Музыкальные термины, относящиеся к обозначению манеры музыкального исполнения dolce, cantabile espressivo и др., характера звучности при исполнении crescendo, diminuendo, sforzando и др. или же темповой стороны исполнения accellerando, rallentando и др., - вполне применимы и к танцу. Точно так же особенность музыкального исполнения legato соответствует в танце плавным, связным движениям и, наоборот, staccato отрывистым, четким, резким движениям.
Урок классического танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и постепенно переходит к более трудным, требующим наибольшей затраты мышечной энергии. Каждое отдельное движение экзерсиса также имеет свою динамическую линию, выражающуюся в усилении, кульминации и ослаблении затрачиваемой на его исполнение мышечной энергии.
В музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна находить свое отражение в динамических оттенках музыки, которые должны подчеркивать динамику движения и тем самым, помогать учащемуся, ощутить ее и выразительно, рельефно передавать ее в своем исполнении.



Практическая часть


Движения классического тренажа и их музыкальное оформление


Основные сведения о построении урока

Урок классического танца состоит из целого ряда разнообразных движений (рlie, battements tendus, ronds de jambe par terre, battements frappes, battements fondus и т. д.), расположенных в порядке постепенно нарастающей трудности и повторяемых по нескольку раз для лучшего развития техники исполнения.
Он подразделяется на две основные части:
1. Экзерсис у станка, при котором учащиеся исполняют различные движения, стоя боком к станку и держась за нее одной рукой, или же стоя лицом к палке и держась за нее обеими руками (в начале первого года обучения).
2. Те же и другие упражнения, исполняемые на середине зала.
Все движения на уроке исполняются поочередно с каждой ноги. Сначала движение проделывается требуемое количество раз с правой ноги, а затем оно же точно повторяется с левой ноги.
Музыкальное оформление движений, исполняемых поочередно с обеих ног, должно быть тождественным. Все движения экзерсиса, кроме rond de jambe par terre , en l'air, petit battement, а также некоторых прыжков, могут быть исполняемы по трем направлениям: вперед, в сторону и назад.
В младших классах каждое отдельное танцевальное движение изучается в медленном темпе, как бы расчлененно и лишь постепенно, по этапам переходит к своему подлинному виду.
С конца первого года обучения в урок вводятся несложные комбинации, состоящие из двух или более различных движений.
Количество повторений отдельных движений и построение комбинаций из различных движений может быть на уроке весьма разнообразным. Опять же по аналогии с симметричным строением музыкальных фраз оно всегда должно быть симметричным в данной комбинации в отношении количества повторных движений в каждом направлении. Например, данное движение исполняется четыре раза в направлении вперед, четыре раза в сторону, четыре раза назад и четыре раза в сторону. Музыкальный размер такта должен быть всегда строго выдержан.
Количество повторений данного движения должно соответствовать количеству измерительных долей, заключенных в такте, соответствующих длительности данного движения. Например, если какое-либо одно движение исполняется на протяжении одной четверти, то на протяжении одного такта размером 2|4 будет исполнено два таких движения; если требуется повторить данное движение четыре раза, то это повторение займет протяжение двух тактов и т. д. Если данное движение задается с повторением по три раза, то при размере 2|4 на второй четверти второго такта должна быть выдержана пауза в движении и т. д.
В зависимости от количества повторений в данной комбинации движений находится объем композиции музыкального оформления и симметрия его построения. Начало и конец отдельных движений, исполняемых на протяжении двух или более тактов, а также различных комбинаций движений должны (как уже было сказано выше) совпадать с началом и концом музыкальной фразы.
Наиболее распространенным приемом симметричного построения урока и его музыкального оформления является ямбическое построение музыкальной и танцевальной фразы, при котором четные такты (второй, четвертый, восьмой и т. д.) имеют акцентное, опорное назначение: заканчивают фразу, предложение и период.
Таким образом, начало танцевальной фразы комбинации или начало отдельного медленного движения, исполняемого на протяжении нескольких тактов, совпадает с нечетными (первым, третьим, пятым, седьмым и т. д.) тактами музыкального оформления, а конец отдельного движения или комбинации совпадает с четными тактами (вторым, четвертым, шестым, восьмым и т. д.). Лучше всего оканчивать комбинации на четвертом, восьмом, шестнадцатом тактах, являющихся в музыкальном предложении моментами относительных (половинных) или полных кадансов.
Основные принципы музыкального оформления движений и их разнообразных комбинаций, аналогичны и для старших классов. Усвоив основные принципы музыкального оформления уроков начальных лет обучения, пианист не встретит затруднения и в применении их к практике работы в старших классах,

Движения экзерсиса у балетного станка

Preparation (приготовление) и заключение.
Почти каждому движению и комбинации, особенно в младших классах, сопутствуют: а) вступление - preparation - подготовительное движение, предшествующее всей комбинации при котором вся фигура учащегося приготовляется к исполнению заданного движения; б) заключение, заканчивающее всю комбинацию в исходном положении.
Preparation вступление исполняется на протяжении двух тактов в размере 2/4 и выражается в поднимании одной руки (при исполнении различных движений у палки) или двух (на середине зала) в I позицию на протяжении первого такта и открывании ее (или их) на II позицию на протяжении второго такта. Иногда, согласно исполняемому вслед за preparation движению, одновременно с рукой раскрывается на II позицию и работающая нога.
По окончании всей комбинации движения исполняется заключение, т. е. одновременное опускание руки в подготовительное положение и закрывание работающей ноги в исходную позицию в I или V .
Заключение исполняется также на протяжении двух тактов в размере 2/4. На первый такт выдерживается пауза в заканчивающей движение позе; на второй такт рука опускается и нога закрывается в исходное положение.
В музыкальном оформлении preparation должно быть отражено двухтактовым аккордовым вступлением в размере 2/4 ,с затактом в четверть, вызывающим в звучании ощущение ожидания, т. е. оканчивающимся половинным кадансом.
Заключение также представляет собой двутакт в размере 2/4 , оканчивающийся устойчивым звуком полным кадансом.


Рlieплавное, медленное приседание.

Рlie подразделяется на demi рlie половинное приседание и grand plie большое, полное приседание и исполняется на пяти позициях. Характер движения медленный, плавный, связный, мягкий, певучий, В музыкальном оформлении он наиболее соответствует понятиям adagio, molto cantabile, sempre legato (медленно, очень певуче, постоянно связно).
Начало движения приходится на сильную долю. Схематически ритмическую формулу рlie изобразить достаточно сложно, можно лишь охарактеризовать общепринятый фактурный стереотип музыкального отображения – это жанровая формула ноктюрна, элегии, лирической оперной арии и подобного им музыкального произведения кантиленного характера.
Динамическая линия движения развивается crescendo по мере постепенно увеличивающегося приседания, достигая кульминации в крайней точке рlie внизу. И наоборот, по мере постепенного поднимания, т. е. возвращения в исходное положение, динамическая линия движения мало-помалу ослабевает, идет diminuendo.
В музыкальном оформлении динамика данного движения должна найти свое отражение в динамических оттенках музыки (crescendo diminuendo). Последние должны подчеркнуть динамику движения. Исполняется рlie в размерах 2/4 или 4/4, реже - в размере 6/8.
Если движение исполняется в размере 2/4 то demi plie займет протяжение двух тактов, т. е. музыкальной фразы (первый тактприседание, второй тактподнимание). Grand plie займет протяжение четырех тактов (два такта приседание и два такта поднимание), т. е, исполняется уже в пределах музыкального предложения.
Обычно на уроке grand plie исполняется последовательно на пяти позициях, по два раза на каждой позиции. Такое двукратное повторение этого движения в какой-либо одной позиции в музыкальном оформлении займет протяжение восьми тактов, т. е. музыкального периода. Половинный каданс придется на четвертый такт, полный каданс - на восьмой такт.

Battement tendu – шагообразное скольжение ноги вперед, в сторону или назад и возвращение ее обратно. Исполняется в I и V позициях. Характер движения – четкий, бодрый; темп исполнения умеренный. В музыке движение это наиболее соответствует темпу и характеру andantino sempliсe (нескоро, с простотой). Несмотря на то, что танцовщик, исполняя это движение в пространстве, не передвигается, общее впечатление о нем складывается как о шагообразном, ассоциирующемся с походкой. Основные жанровые варианты музыкальных отражений tendu - марш, гавот, контрданс.
Battement tendu исполняется обычно в размере 2/4, реже 4/4. Общепринятый способ исполнения движения – первая фраза (скольжение ноги) – из-за такта, вторая (возвращение) - на сильную долю.


Battement tendu jete – бросок ноги на 250 или 450, с акцентом в сторону, вперед или назад (jete- брошенный) и возвращение ее обратно. Аналогично исполнению battement tendu, первая фраза движения приходится на затактовую, вторая – на сильную долю. Ритмическая формула движения аналогично оформлению battement tendu, с той лишь разницей, что бросковому, отрывистому характеру этого движения в музыке, более соответствует прием отрывистого исполнения staccato.

Rond de jambe par terre – плавное круговое движение ноги (нога вычерчивает ронд, полукруг на полу). Характер движения – плавный, связный; темп исполнения – умеренный; размер – 2/4, 4/4 , 3/4. В музыке наиболее соответствует характеру и темпу andante cantabile (медленно, певуче).
Rond de jambe par terre исполняется поочередно в двух направлениях: en dehors – наружу и en dedans – внутрь. Ритмический рисунок музыкального оформления наиболее целесообразно группировать восьмыми.

Battement fondu (fondu – «таять» в переводе с французского) – плавное движение, приседание с отведением ноги в сторону, вперед или назад из положения на щиколотке. Характер движения плавный, связный, певучий. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям cantabile, sempre legato (певуче, постоянно связно). Исполняется в размере 2/4 или 4/4.
Акцент движения падает на момент demi plie на опорной ноге при положении работающей ноги sur le cou de pied. Он должен совпасть с первой сильной долей такта музыки.
Ритмический рисунок мелодии музыкального оформления соответственно с плавным рисунком движения следует группировать восьмыми legato.


Battement frappe – нога ударяется о другую и возвращается в исходное положение (frappe в переводе с французского означает «ударять»).
Характер движения – резкий, отрывистый, ударный.
В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям energico, sempre staccato (энергично, все время отрывисто).
Исполняется движение в размере 2/4 и состоит в энергичном, резком вытягивании работающей ноги из положения sur le cou de pied в требуемом направлении (вперед, в сторону или назад).
Акцент движения падает на момент открывания работающей ноги в заданном направлении. В музыке акцент должен совпасть с первой сильной долей такта, поэтому движение начинается с затакта.


Battement double frappe – двойной ударный батман.
Характер движения, а следовательно, и музыки, оформляющей его, аналогичен battement frappe. Движение исполняется также, как battement frappe, в размере 2/4, с той разницей, что перед тем, как вытянутся в требуемом направлении, работающая нога ударяет опорную проходным ударом не один, а два раза.
Акцент движения, так же как в battement frappe, падает на момент вытягивания ноги и должен совпасть с первой сильной долей такта. Начало движения, т.е. двойной перенос ноги, исполняется на затакт.

Rond de jambe en l ,air – круговое движение ноги в воздухе.
Характер движения – плавный, четкий. В музыкальном оформлении наиболее близок определениям: grazioso, sempre legato (грациозно, постоянно связно). Исполняется в размере 2/4, 4/4 , 3/4.
Движение состоит в сгибании и разгибании в колене работающей ноги, отведенной на II позицию и поднятой на высоту 450, во время которого нижняя часть работающей ноги (от колена до носка) описывает в воздухе круг, вернее овал.
Аналогично rond de jambe par terre, rond de jambe en l ,air исполняется в двух направлениях: en dehors – наружу и en dedans – внутрь.
Акцент движения падает на момент вытягивания работающей ноги на II позицию на высоту 450. В музыке он должен совпасть с первой сильной долей такта. Сгибание и вращение ноги должно исполняться на затакте.

Battement soutenu – батман с подтягиванием, с выдержкой.
Характер движения – плавный, связный, певучий; в музыкальном оформлении соответствует определениям cantabile, sempre legato (певуче, все время связно). Исполняется в размере 2/4.
Движение состоит в плавном вынимании работающей ноги через положение sur le cou de pied в требуемом направлении носком в пол при одновременном demi plie опорной ноги и затем – в одновременном вытягивании и соединении обеих ног в V позиции на полупальцах. Дальше движение повторяется.
Акцент движения падает на момент demi plie на опорной ноге; одновременно работающая нога вытянута в требуемом направлении носком в пол.
В музыке акцент должен совпасть с сильной первой долей такта. Поэтому вынимание работающей ноги через положение sur le cou de pied в требуемом направлении должно исполняться затактом.

Petit battement («маленький батман») – мелкие движения одинаковой амплитуды (сгибание и разгибание) ноги возле щиколотки, отчетливые и равномерные.
Характер движения – четкий, отрывистый. В музыкальном оформлении он соответствует определению grazioso, staccato (грациозно, отрывисто). Исполняется в размере 2/4.
Один рetit battement складывается из четырех движений фаз – первая и третья фаза (сгибание ноги, попадание ее в положение у щиколотки) совпадают в первом случае - с затактовой, во втором – с сильной долей.
Акцент движения падает на момент возвращения работающей ноги вперед и должен совпадать с первой сильной долей такта музыкального оформления, а перенос ноги sur le cou de pied назад и обратно должен быть затактным.
Для передачи легкости, ажурности используется верхний регистр.

Developpee – вынимание, раскрывание ноги.
Характер движения – плавный, связный, медленный. Developpee явлвется одним из основных элементов adagio. В музыкальном оформлении соответствует определению adagio, cantabile, sempre legato (медленно, спокойно, певуче, все время связно). Исполняется в размере 2/4 или 4/4 .
Движение состоит в медленном, плавном вынимании работающей ноги на высоту 900. Работающая нога, скользя носком по опорной, поднимается до ее колена и затем в требуемом направлении. Затем вытянутая работающая нога медленно опускается в исходное положение V позиции.
В музыкальном оформлении developpee постепенный подъем работающей ноги до наиболее высокой точки должен сопровождаться усилением напряжения общей динамики движения и звучности (crescendо) музыки, а опускание ноги - ослаблением этого напряжения (diminuendo).

Releve – поднимание работающей ноги.
Releve исполняется в данном виде главным образом в первом классе. Движение по своему характеру аналогично developpee и заключается в медленном поднимании вытянутой работающей ноги на высоту 450 или 900 и затем в опускании ее в исходное положение V позиции.
Исполняется и музыкально оформляется releve аналогично исполнению developpee на первом году обучения.

Grand battement jete – большие бросковые батманы.
Характер движения – четкий, отрывистый. В музыке наиболее соответствует определению moderato, energico, staccato (сдержанно, энергично, отрывсто). Исполняется в размере 2/4, , 3/4. В размере 3/4 необходимо присутствие затакта.
Движение исполняется и музыкально оформляется аналогично battement tendu jete, но работающая нога выбрасывается в воздух на высоту 900 и выше. Бросок ноги вверх приходится на затакт. Момент опускания ноги в исходную V позицию совпадает с первой долей такта.
Grand battement jete, а также другие маховые движения большой амплитуды исполняются с активным усилием и характеризуются в музыкальном отображении плотной массой звучания (фактура и динамика).


Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми руководствуется концертмейстер при выборе музыкальных фрагментов к упражнениям экзерсиса у палки. На начальном этапе разучивания упражнения выполняются в медленном темпе (одно движение на 1 такт). Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, 3/4, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и 3/4).
На начальном этапе следует обратить внимание на импровизационные музыкальные переходы (связки) после каждых четырех тактов (в виде двух или четырех аккордов), которые используются для смены позиции. Необходимо помнить о квадратности, то есть одно движение делается крестом на 4 такта, затем идет смена. Музыкальный фрагмент делится на фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация составляет 4 музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное музыкальное предложения из 32 тактов. Когда темп увеличивается и одно движение делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но при этом она должна быть музыкально законченной.
Вступление к каждому упражнению, на которое «открываются» руки, называется preparation (приготовление). На начальном этапе обучения этот раздел может быть развернутым (8 тактов и более), а затем коротким (2 такта и 4 такта). На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком (можно на staccato). К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно можно ее акцентировать в процессе игры. Это относится в первую очередь к grand battements jetes.
На начальном этапе обучения, когда берется музыкальный фрагмент на 2/4 с мелким ритмом, имеет значение разложение его до более крупных длительностей, но чтобы при этом характер музыки не должен измениться. Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в разных размерах - по разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; 3/4 - в adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo. Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается на целый такт, затем только на сильные доли.
Таким образом, под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе. На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по квадратам исполняется на 3/4, ускоряется темп, но характер музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый). Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется. На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются более сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, battements tendus объединяется с battements tendus jetes - и музыкальный фрагмент должен состоять из двух частей, причем вторая часть - с более четким ритмом. Если battements fondues объединяется с battements frappes, то первое движение плавное (на 4/4), а второе – с четкими резкими акцентами (на 2/4). Музыкальный фрагмент должен этому соответствовать. Существует много вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера - точно подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменение движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере, затакте, ритмическом рисунке. В упражнения могут включаться позы. Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позиции происходит на два дополнительных заключительных аккорда.
Все основные упражнения классического экзерсиса у палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.








Заключение

Хореографическая концертмейстерская специализация пианиста – особая сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, обширных знаний, исполнительских навыков, мастерства и опыта, а также преданности искусству танца.
Следует осознать различие между работой, например, в вокальном классе, где в обязанности концертмейстера входит разучивание партий с певцом, и хореографическим учебным процессом. Здесь всем руководит педагог-хореограф, а концертмейстер лишь озвучивает происходящее, внося свое недостающее «музыкальное звено». Казалось бы, задачи музыканта в этом случае скромнее, однако на самом деле это не так. Концертмейстер хореографии – «полномочный представитель» музыкального искусства в искусстве хореографическом, он своего рода «музыкальный наставник» учащихся. Это - особая профессия, которой может овладеть на каждый, даже самый талантливый пианист.
Вопреки распространенному мнению, концертмейстерская хореографическая специализация предъявляет высокие требования, прежде всего, к уровню пианистического мастерства. Репертуар концертмейстера должен быть огромным – включать произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов. Кроме владения совершенной техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.
Нет никакого сомнения в том, что объем профессиональных требований, предъявляемых концертмейстеру при работе в хореографии, так же велик, как и в других видах аккомпаниаторской деятельности.
Для концертмейстера хореографии чрезвычайно важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах. Ведь именно урок классического танца, является живым арсеналом и лабораторией балета, поскольку в нем не только представлены сохраненные и преумноженные традицией элементы языка танца, но и осуществляется современная интерпретация классического наследия.
В данной работе я разработала принципы музыкального оформления урока классического танца, экзерсис у балетного станка. В приложениях приводится нотный материал «готовой» музыки, взятый из своей практитки.
Необходимой предпосылкой для пользования настоящей работой является знание педагогом-хореографом элементарной теории музыки, начальных сведений по анализу музыкальных форм и знакомство концертмейстера с основами хореографии.

















.








13PAGE 15


13PAGE 14015