Методическая проблема «Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании биологии в условиях внедрения ФГОС»


Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги! Я Кудашева С.Н. учитель биологии МБОУ «Марьяновская СОШ» и моё выступление обозначено как «Использование здоровьесберегающих технологий в преподавании биологии в условиях внедрения ФГОС»
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы, было, есть и будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.
И поэтому главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому я как учитель биологии посчитала, что необходимым найти резервы в собственной деятельности для сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Актуальность
Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение.Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность.
Так как здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. О здоровье детей говориться
В Конвенции о правах ребенка,
В законе «Об образовании»
В Федеральных требованиях к образовательным учреждениям
В Уставе Всемирной организации здравоохранения
В данное время состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
По данным педиатров, лишь 14% детей сейчас рождается без патологий. Уже в первый класс каждый ребёнок приходит с хронической патологией, а среди выпускников школы не более 10% могут считаться относительно здоровыми.
( 10 слайд) К сожалению, у многих из нас сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или нездоровья целиком и полностью зависит от детских врачей. «Однако, в последнее время, ученые доказали, что здоровее человека только на 10% зависит от системы здравоохранение, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни».
Впервые мной с учащимися проведено исследование по состоянию здоровья и ЗОЖ учащихся школы. Работы проводились в течении одного года и могут послужить толчком к дальнейшему мониторингу.
( 13 слайд) Мы проанализировали мед. справки учащихся занимающихся в подготовительной и специальной группах. На этой диаграмме мы видим следующую картину. Количество детей занимающих в подготовительной и специальный группах с каждым годом медленно, но верно растёт вверх.
(14 слайд) А высчитав за каждый год среднемесячное количество пропущенных уроков по болезни, (112, 106, 57) мы видим, что оно уменьшается. Отрадно и то, что за последние три года наша школа не закрывалась на карантин. В отличие от других школ нашего района. Из этого мы можем сделать следующий вывод, что если мы не можем повлиять на врожденные и хронические заболевания, то закаливание организма, повышение защитных свойств это в наших руках. «Здоровый образ жизни» - вот наш девиз.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой обитания является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. А так как в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, моя работа в этом направлении позволяет формировать здоровья учащихся на всю оставшуюся жизнь. И поэтому
Целью моей работы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы через использование здоровьесберегающих технологий.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях как мне показалась классификация, предложенная Н. К. Смирновым 2006.
ТЕХНОЛОГИИ СЛАЙД
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью?
Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своими формами и методами работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.
Главный упор, который я делаю  на уроках – это рациональная организация урока. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
Одним из важнейших аспектов является  психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, для того чтобы раскрыть способности каждого ребенка.
Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка, чтение стихов, что тоже применялось на уроке. Все это способствует переключению каналов восприятия информации.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:
- температуру и свежесть воздуха: на уроке можно открывать только фрамугу, - рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, на подоконнике не должно быть цветов, регулирование света с помощью жалюзи, которые помогали покупать родители;
Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Для "слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются  на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы.
Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся которое тоже имело место на уроке дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять динамические паузы. , следить за правильностью осанки учеников.
Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований особенно в связи с тем, что многие девочки подростки сидят на диете. В рамках исследовательской деятельности совместно с учениками для участия в «дерево Земли» нами было изучено детское питание в своей школе.
- 99% учеников охвачены горячими завтраками и обедами.
- Приготовления блюд самого разнообразного меню из натурального сырья.
( 17 слайд) Сбалансированное питание готовится из натуральных продуктов. Все продукты сертифицированы.
Также большое внимание я уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.
Вовлечение школьников в проектную  и исследовательскую деятельность, по моему – это яркий пример метапредметного подхода к обучению, так как здесь реализуются все этапы метапредметного подхода:  актуализация, Целеполагание, проблематизация. Коммуникация.   Рефлексия.
Вот лишь перечень наших заслуг
Но ведь не важно, что если у нас и не всегда призовые места. Важно то, что как сказал В.В. Волков в своём ежегодном послании: « С созданием Центра Одарённые дети, у учителей никто не снимает нагрузку работы с остальными учениками.». 5 лет мы группой девочек ежегодно учавствуем в республиканском конкурсе «Флора- дизайн», а только один раз занимали 3 место. Но как они с интересом ждут каждого года. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для односельчан, для семьи, для школы или просто для себя,  для одноклассника, для друга. Метапредметный подход позволит школьнику осознанно подходить к образовательному процессу.
И мне кажется, что использование метапредмета в школе, как раз развивает его индивидуальность, его неповторимость, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы  видим свою главную задачу.
В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания. Мною осуществляется взаимосвязь с медицинскими работниками.
Ведется учет показаний медработников в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на род.собрания. Проводятся экскурсии, прогулки на свежем воздухе
Ну и естественно здоровьесберегающие технологии используются во внеурочное время, так как временных рамок урока не хватает для всей работы.
Это: различные исследовательские работы, которые учат правильному отношению не только к своему здоровью, но и к здоровью природы в целом частью, которой являемся и мы с вами. Это и различные спортивные праздники, и озеленение территории школы и акции берегите птиц и развешивание скворечников и кормушек.
В нашей школе работает программа «Здоровье»
В рамках работы этой программы, ведется Пропаганда здорового образа жизни. Создаються возможност для творчества и самостоятельности.
Ведется профориентационная работа, работа в рамках программы ОБЖ
Профилактика правонарушений.
Мы проанализировали информацию о правонарушений совершенными учащихся МБОУ «Марьяновская СОШ» за последние три года и увидели следующие результаты:
-2010-11 год на учёте в ВШУ, ПДН состоят два ученика нашей школы
- 2011-12 год стоит один ученик.
- 2012-13 год на учёте никто не стоит
- все учащиеся, стоящие на учете переводились к нам из других школ (Большеберезниковская №1, школ г. Саранска и Пензы)
Из этих данных мы можем предположить, что учащиеся нашей школы имеют другие приоритеты по отношению к своему образу жизни.
( 27 слайд) Самые интересные мероприятия мы в видеороликах помещали на страницы соц. сетей, где получали много комментариев. Вот, например видео ролик «Ледовое шоу». Этот опыт перенимают в других школах нашей республики. Оно ежегодно освещается в республиканских СМИ и телевидением. При подготовки этого мероприятия ученики до трёх месяцев тренируются на школьном корте на коньках катается 97 процентов учащихся. Тем самым закаляя свой организм.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Все это говорит об эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в школе, особенно в условиях внедрения с 2015 года ФГОС в основную школу я ставлю перед собой следующие задачи
3. Задачи на слайд
4. Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.