Программа Ранняя профилактика социального неблагополучия семей и детей группы риска
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ НЕБЛАГОПОЛУЧИЙ У ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
Дети группы риска – это категория населения в возрасте от 0 до 18 лет, которая, в силу определенных обстоятельств своей жизни, подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основными факторами, позволяющими отнести ребенка к группе риска, являются: семейное неблагополучие, социально-экономические проблемы семьи, нарушение здоровья ребенка и его индивидуальные психологические особенности. Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Учитывая роль факторов в развитии рисков у детей и подростков, их своевременное выявление специалистами социальной работы и снижение их воздействия на подрастающее поколение может способствовать предотвращению социальной дезадаптации детей группы риска. В соответствии с этим, социальная профилактическая деятельность может рассматриваться как основное направление работы по снижению негативных последствий социальной адаптации у детей группы риска.
Особенную роль социальный педагог школы выполняет в условиях малого города, так как условия развития и социализации подрастающего поколения отличаются от условий крупных районных центров. С одной стороны, плотность населения, близость места работы родителей к месту проживания способствуют повышенному контролю за ребенком. С другой стороны, - меньший выбор социально-культурных услуг ставят детей, живущих в малых городах, в неравные условия с их сверстниками их районных центров.
Город Онега административный центр Онежского района Архангельской области. Несмотря на то, что город является крупным лесопромышленным центром, средняя заработная плата ниже средне-областного показателя. В городе расположены четыре средние общеобразовательные школы, одна специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. Дополнительное образование школьников и их занятость в свободное время обеспечивается за счет деятельности городского Дворца культуры, Дворца спорта, школы искусств, МЦДО.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги» помимо педагогов, воспитанием и обучением детей занимаются специалисты: психолог, логопед, социальный педагог. Социальные характеристики детей, обучающихся в школе, являются неблагополучными. На 2014-15 учебный год в школе обучаются дети-инвалиды (1%), дети из опекунских (4%), многодетных (15%), малообеспеченных (44%), неполных (42%) семей. Особые проблемы социальной адаптации выражены у детей, состоящих на внутришкольном учете (2%), на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних (2%), на учёте ТКДН и ЗП (0,8%). По результатам анкетирования было выявлено, что у учащихся отмечается ряд признаков, характеризующие риски социального неблагополучия: нарушения психосоциального благополучия в классе и школе, прогулы, случаи противоправного поведения и нарушений поведения, недостаточное понимание проблем беспризорности, безнадзорности, проблем табакокурения.
Анализ технологий социальной профилактической работы в школе показал, что социальным педагогом организуются и проводятся мероприятия с опекунскими, многодетными, малообеспеченными семьями и с учащимися группы риска, что положительно влияет на снижение числа учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете в последние 3 года. Однако результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости проведения комплексной систематической социальной работы по профилактике социальных проблем с семьями и с детьми группы риска. На основании этого нами была разработана программа социальной профилактической деятельности с детьми группы риска, в которой были обобщены ранее проводимые мероприятия, а также разработаны новые, необходимость которых выявлена на основе результатов проведенного исследования.
Для ранней профилактики социальных неблагополучий на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги» была разработана и апробирована программа «Ранняя профилактика социальных неблагополучий у детей «группы риска».
Паспорт программы.
Наименование программы
«Ранняя профилактика социальных неблагополучий у детей «группы риска» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги»
Заказчик-координатор программы
Директор школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги»
Основной разработчик программы
Социальный педагог МБОУ «СОШ №1»
Цель программы
Обеспечение эффективной помощи детям и семьям в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков
Сроки реализации программы
Долгосрочная целевая программа.
Основные задачи программы
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного
подхода к воспитанию;
нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Основные разделы программы
1.Пояснительная записка
2. Направления работы
3. Содержание программы
Ожидаемые
результаты реализации
программы
Совершенствование системы взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений учащимися.
Занятость учащихся во внеурочное время.
Улучшить положение семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Создать эффективную систему профилактики правонарушений среди учащихся.
Привлечение семьи к созданию благоприятных условий развития ребенка, оказание помощи в преодолении социальных трудностей.
Пояснительная записка.
Социальная профилактическая деятельность является целенаправленной организованной деятельностью по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В силу своей эффективности по предупреждению числа случаев социального неблагополучия, социальная профилактическая деятельность является приоритетным направлением социальной работы.
Профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключаются в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основной ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определённого возраста.
Работа по профилактике социального неблагополучия учащихся школы является комплексной, разносторонней и продолжительный по времени. Одним из условий ее эффективности - ранее начало профилактических мероприятий на основе выявления рисков социального неблагополучия у учащихся и их семей.
Профилактика социальных неблагополучий учащихся должна быть ориентирована на общую профилактику, способствующую вовлечению всех учащихся в жизнь школы, и индивидуальную профилактику, направленную на выявление учащихся, нуждающихся в особом внимании, проведение с ними индивидуальной работы.
Так как работа по профилактике социальных трудностей у учащихся группы риска затрагивает, в первую очередь, интересы несовершеннолетних, она должна основываться на следующих принципах:
профилактическая направленность предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем.
- доступность: оказание услуг по профилактике возникновения социальных трудностей бесплатно, информирование детей, подростков и их родителей о возможности получения помощи.
гуманность: терпимое отношение к клиенту, независимо от его материального социального положения.
конфиденциальность: сообщение необходимых сведений только специалистам, привлекаемым к работе с семьей и ребенком.
преемственность всех форм социальной помощи: взаимодействие различных служб и учреждений для оказания помощи семьям и воспитывающимся в них несовершеннолетним.
Использованные в программе социальные технологии направлены на социально-психологическую коррекцию, заключающуюся в следующих базовых моментах: расширение круга общения и увеличение времени общения родителей с детьми за счет организации разнообразных культурно-массовых и социальных мероприятий, предназначенных для различных слоев населения; коррекция психологической сферы детей (повышение самооценки, регуляция жизненных целей, формирование адекватного психологического самочувствия); повышение социально-педагогических знаний родителей (формирование адекватных стилей воспитания, системы требований к ребенку, информирование о специалистах и службах, оказывающих социальную и психологическую помощь семьям и детям).
Бывает, что ресурсы школы по профилактике правонарушений и преступлений используется только отчасти. Сложившаяся система оценки деятельности школы побуждает скрывать реальную картину. Органы управления образованием в большинстве случаев интересуются лишь статистикой правонарушений и гораздо меньше проявляют интерес к тонкостям профилактики девиантного поведения. Школе выгоднее скрыть своих трудных детей, чем показать работу с ними, ибо на конкретном этапе эта работа может не дать видимых положительных результатов.
Организационные мероприятия:
планирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспекторами ПДН и ОДН;
проведение мероприятий по выявлению учащихся склонных к правонарушениям;
систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
участие в проведение операции «Подросток», в проведении «Дней права» совместно с КДН и ОДН;
использование возможностей ГПД, дополнительного образования, социума в работе с детьми;
своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся.
Работа с учащимися;
организация консультаций по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;
изучение Конвенции ООН о правах ребёнка и чёткое соблюдение этих прав всеми участниками образовательного процесса;
охват организационным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических средств;
организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;
организация медико-социально-педагогической службы в школе по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
активизация работы прикладных, технических, спортивных кружков;
проведение вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсии и путешествий.
Работа с семьёй:
выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей; неблагополучных семей, работа с ними;
организация консультаций специалистов – психологов, педагогов, медиков для родителей;
организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
Возвратные особенности несовершеннолетних
К 10 – 12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо, что такое плохо».
К 14 – 16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Подросток убеждён в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Убеждения – это уже позиция. Подросток спорит. Выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с который складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.
Лишь к 18 – 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддаётся модификации.
Факторы попадания детей в «группу риска»:
дисгармоничная семья;
соматические заболевания;
неблагополучия ситуации в отношениях со сверстниками;
нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность и т. д);
средовая адаптация;
просчёты школы в учебно-воспитательной деятельности.
Социальная ситуация в микрорайоне школы:
Всего учащихся в школе – 1064 чел.
Малообеспеченные семьи – 469 детей,
неполные семьи – 448 детей,
многодетные семьи – 162 уч-ся,
опекунские семьи – 48 детей,
безработные семьи – 125 уч-ся,
дети инвалиды – 15 чел.
2. На внутришкольном контроле стоит 25 учащихся. На учёте в подразделении по делам несовершеннолетних - 23 человека. На учёте ТКДН и ЗП 9 учащийся и 11 неблагополучных семей.
В практике взаимоотношений школы с родителями означает:
высокие требования к качеству школьной жизни, качеству образования учеников, уровню профессионализма и духовых качеств педагогов;
высокий уровень притязаний на успех в обучении значительной части учеников;
ориентация большей части выпускников основной школы на продолжение обучения в 10-м классе;
ориентация большей части выпускников средней школы на поступление в ВУЗы и средние специальные учебные заведения.
41 % семей имеют доходы на уровне прожиточного минимума и выше.
Хорошо обеспеченных родителей немного.
Для нас это означает:
выпускники должны иметь подготовку достаточную, чтобы выдержать конкурс на бюджетное обучение;
многим выпускникам придётся подрабатывать во время пришкольного обучения, следовательно, они должны многое уметь, знать о трудовых отношениях и быть крепкими физически, морально, психически;
поскольку материальный ресурс большинства родителей позволяет содержать обучающего в ВУЗе и ССУЗе не долгое время, то в школе должна действовать система профориентации, дающая высокое соответствие данных выпускника его профессиональному выбору.
Работы для молодёжи очень мало, и практически нет. Хотя в последе время потребность в работниках на предприятиях и учреждениях имеется. Учебных заведений, где можно было бы получить соответствующие профессии, в городе крайне мало.
Этот фактор означает для нас, что 70% - 80 % выпускников будут обращаться в других городах и должны быть подготовлены к жизни вдали от родного дома.
Причины отклонения в поведении детей и подростков
В ходе проведённых исследований выявлены следующие стадии отклоняющего поведения:
неодобряемое поведение (шалости, упрямство);
порицаемое поведение (грубость, дерзость);
девиантное поведение (конфликтность, агрессивность, воровство);
предпреступное поведение (хулиганство, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д);
противоправное или преступное поведение (различные правонарушения и преступления).
Неблагополучные условия семейного воспитания:
асоциальное поведение родителей;
недостаточное внимание и любовь со стороны родителей;
гиперопека;
чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка;
чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Устранение причин отклонений в поведении ребёнка через:
Планирование работы.
Составление и выполнение координационного плана работы с детьми «группы риска» (классный руководитель, социальный педагог, психолог, зам. Директора по ВР, Совет по профилактике, родительский комитет).
Вовлечение учащихся в различные виды просоциальной деятельности.
Изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников.
Изменение условий семейного воспитания.
Стратегия работы с «трудными» школьниками
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию «трудного» ребёнка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственных связей в поведении «трудного» школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть.
Этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику. Только когда ребёнок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить своё негативное поведение.
Итак, понять, принять, помочь – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребёнку.
Нормативные документы по воспитательно-профилактической работе:
Устав МБОУ «СОШ №1 г. Онеги»
Правила поведения учащихся школы.
Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Положение о школьном Совете по профилактике правонарушений учащихся.
Правила постановки учащихся на внутришкольный учёт.
Номенклатура дел по социально-профилактической работе:
Банк данных детей «группы риска».
Карточка учёта учащихся, состоящих на контроле в школе, ОДН и ПДН.
Списки опекаемых учащихся и акты обследования их жилищно-бытовых условий.
План работы Совета по профилактике правонарушений на текущий учебный год.
Планы классных руководителей по работе с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте.
Книга учёта пропусков занятий учащимися без уважительной причины.
Тетрадь учёта правонарушений.
Протоколы заседаний Совета по профилактике.
Материалы рейдов и посещения неблагополучных семей.
Журнал индивидуальной работы с учащимися и родителями.
Координационный план работы с детьми «группы риска»
№
Мероприятия
Кл.рук
Соц.
пед
Психолог
Зам.
дир.по
УВР
Совет профи-
лактики
Род.ком
1.Организационные мероприятия
1
Составление социального паспорта класса
+
2
Составление характеристик на детей группы риска
+
+
3
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции
+
+
4
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
+
+
+
5
Составление картотеки и свободных таблиц на учащихся группы риска
+
6
Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в ТКДН и ЗП, ПДН и др. службы.
+
+
7
Организация досуга и кружковой деятельности
+
+
8
Осуществление связи с ТКДН и ЗП, ПДН и др. службами
+
9
Организация летней работы отдыха детей группы риска
+
+
+
+
2. Работа с учащимися
1
Контроль посещаемости занятий
+
+
2
Контроль текущей успеваемости
+
+
3
Вовлечение учащихся в кружки и секции
+
4
Проведение профилактических бесед
+
+
+
+
5
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися
+
+
6
Направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам
+
+
+
7
Содействие в трудоустройстве
+
+
8
Проведение психодиагностики
+
9
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
+
+
+
10
Разбор конфликтных ситуаций
+
+
3. Работа с родителями
1
Посещение семей группы риска
+
+
2
Проведение консультаций для родителей
+
+
3
Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики
+
4
Выступление на родительских собраниях
+
+
+
+
+
5
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению понимания
+
+
4.Работа с педколлективом
1
Осуществление обмена необходимой информацией с учителями предметниками
+
+
2
Консультации по результатам диагностики
+
3
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
+
+
+
4
Выступление с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях
+
+
+
5
Проведение деловых игр, семинаров, практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми« группы риска»
+
План индивидуальной работы с каждым из трудных школьников составляется таким образом, чтобы получить ответ на три вопроса:
Что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности и т.д.);
Как это устранить (проанализировать учёбу школьника и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность);
Кому и что надо делать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля эффективности работы).
Занятость детей в системе дополнительного образования
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющееся поведение детей, а расширяют безопасное для ребёнка пространство, где ему хорошо и интересно.
Создание в школе структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для микрорайона, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений – мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Профилактическая работа с учащимися предусматривает следующие этапы:
Диагностический
Реабилитационный (непосредственно профилактика)
Поддерживающий.
Направления работы
Реализация определенных этапов и достижение цели программы возможны при взаимодействии всех участников воспитательного процесса, а также различных социальных институтов. В соответствии с этим, алгоритм профилактической работы с детьми группы риска в условиях школы можно представить в виде схемы (схема 1).
ПРИЗНАКИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
совершение правонарушений Пропуски уроков Нарушение школьной дисциплины Выявление факторов неблагополучия в семье
(курение, кражи, драки, нецензурная (без уважительной и устава школы учащегося (внешний вид, отсутствие школьных
Психологический дискомфорт во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями
брань, сексуальные домогательства, причины) принадлежностей, неприятный запах
алкогольное опьянение) отсутствие сезонной одежды, обуви).
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
уведомить родителей о случившемся инциденте (по телефону, запись в дневнике)
беседа с учащимися
вызов родителей в школу (в зависимости от ситуации)
оформление и заполнение отражения дневника класса с целью дисциплинарных и иных нарушений учащихся
Сообщение о случаях выявленных рисков социальному педагогу
Информирование администрации общеобразовательного учреждения(директор)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Информирование органов системы профилактики (КДН, ОДН, опека, социальная защита, прокуратура)
Профилактическая беседа с несовершеннолетним
Беседа с законным представителем несовершеннолетнего
Посещение семьи
Рассмотрение докладных на Совете профилактики
Обращение к психологу в случае необходимости
Схема 1. Алгоритм взаимодействия специалистов в профилактической работе с детьми группы риска
Таким образом, на каждом этапе профилактическая работа предполагает реализацию нескольких взаимосвязанных блоков, в зависимости от привлекаемых к ней участников воспитательного процесса (таблица 1).
Таблица 1. Блоки работы ранней профилактики социального неблагополучия детей «группы риска»
Название блока
Цель блока
Формы работы
1блок – работа с классными руководителями
Установление контакта и сотрудничества с педагогическим коллективом школы, так как все педагоги непосредственно связаны с ребёнком и его семьёй с целью защиты интересов ребёнка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития
- Работа с документацией: формирование социального паспорта класса, семьи; консультации по составлению характеристик учащихся.
- Посещение семей учащихся.
- Индивидуальная консультативная помощь.
- Информация по запросу на МО классных руководителей. Развитие профессиональных приёмов работы с «трудными детьми», «трудными» родителями.
- Совет профилактики.
- Создание условий для обмена учителей опытом работы.
2 блок – работа с учащимися
Создание психологического комфорта и социальных условий, определяющих быт ребенка, его физическое здоровье, характер его общения с людьми, его личный успех. Основные проблемы, которые решает социальный педагог:
- адаптация детей,
- проблемы профориентации,
- проблемы новичков в школе,
- здоровый образ жизни,
- организация досуга,
- решение конфликтов и т.д.
Индивидуальные и общешкольные профилактические беседы.
Тематические классные часы (ЗОЖ, ПДД, ПРАВОВЫЕ)
Оформление тематических правовых стендов в школе.
Работа по профориентации (ЦЗ, экскурсии, встречи с представителями различных организации, представителями учебных заведений области)
Школьный консилиум (работа узких специалистов, направленная на выявление причин не успеваемости, консультация учителей и определение «образовательного маршрута»)
Работа с детьми с ограниченными возможностями (оказание психологической, моральной поддержки родителей и детей)
Работа с детьми «Группы риска» (дневник посещения, поведения и успеваемости, индивидуальные беседы, посещение семей, посещение уроков)
Вовлечение в кружковую работу по интересам
3 блок – работа с семьёй
Привлечение семьи к созданию благоприятных условий развития ребенка, оказание помощи в преодолении социальных трудностей
Общешкольные родительские собрания
Консультативные индивидуальные беседы для родителей.
Благотворительные акции «Рука помощи», «Щедрость души»
Клуб «Дарим сердце детям» (психолого-педагогическая помощь опекунским семьям, моральная поддержка)
Организация питания от «Красного креста»
Рейды по неблагополучным семьям.
4 блок - работа с органами и учреждениями города
Организация профилактической социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме
Совместные рейды ОДН, КДН, КЦСО
Приглашение специалистов на общешкольные родительские собрания и классные часы, профилактические беседы
Информация о кружках и секциях
Организация экскурсий, тематических бесед и занятий и т.д.
5 блок - работа с органами системы профилактики
Организация работы с детьми группы риска и семьями.
Составление плана совместных мероприятий.
Единая неделя профилактики правонарушений.
Общешкольные родительские собрания с родителями и детьми «группы риска»
Беседы на правовые темы.
Выявление детей и семей «группы риска»
Индивидуальные профилактические беседы
Совместные рейды по неблагополучным семьям, а также по местам концентрации молодёжи и подростков.
6 блок - Совет профилактики правонарушений
Предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся, укрепление дисциплины среди учащихся школы
Изучение и анализ состояния правонарушений среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение;
Рассмотрение персональных дел нарушителей порядка;
Осуществление контроля за поведением подростков, состоящих на учётах;
Выявление трудновоспитуемых учащихся и родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, сообщение о них в инспекцию по делам несовершеннолетних;
Вовлечение подростков, склонных к правонарушениям, в кружки и секции;
Осуществление профилактической работы с неблагополучными семьями.
7 блок – работа общешкольного родительского комитета
Активизация взаимодействия школы и родителей с целью предупреждения правонарушений несовершеннолетних и формирование у учащихся осознанного представления о дальнейшем выборе жизненного пути
Рассмотрение жалоб учащихся, родителей и учителей о нарушении их прав.
Проведение рейдов по неблагополучным семьям, (работа с семьями и детьми «группы риска»).
Оказание помощи в проведении благотворительных акций и клуба «Дарим сердце детям».(опекунские семьи)
Участие в рейдах по местам большого скопления молодёжи с целью предупреждения противоправных деяний.
Разработка конкурсных программ для семей и несовершеннолетних «группы риска».
Содержание программы
I. Диагностический этап. Первым этапом социальной помощи детям группы риска явилось изучение структуры проблемы, потребностей конкретного ребенка и его семьи, т.е. проведение социально-психологической диагностики. При конфликтной ситуации важно изучить мотивацию участников конфликта, выявить их инициаторов, составить картографию конфликта. Необходимо выяснить предпринимались ли ранее какие-либо самостоятельные попытки решить проблему, либо прибегали к профессиональной помощи. Поэтому прежде чем планировать работу с ребенком необходимо изучить, какие специалисты уже работали с ним.
При применении социальных технологий социальный педагог должен определить необходимый объём социальных реабилитационных мероприятий. Особенно это касается детей, воспитывающихся в замещающих, неполных, многодетных и материально неблагополучных семьях.
На этапе диагностики важно получить сведения об особенностях культуры и национальных традициях семьи, где проживает ребенок, провести оценку социальной среды (школа, друзья и т.д.), в которых он развивается.
Качество социального диагноза служит наиболее важным условием реабилитационного процесса и получения позитивного результата.
Важным моментом является раннее начало профилактической работы. Соответственно, социальная диагностика с целью выявления случаев возникновения рисков должна проводиться как можно раньше – с первого класса обучения ребенка в школе.
II. Реабилитационный этап (непосредственно профилактическая работа).
Социальные технологии, используемые при работе с детьми группы риска по возникновению трудных жизненных ситуаций, были направлены на социально-психологическую коррекцию, заключающуюся в следующих базовых моментах:
- расширение круга общения и увеличение времени общения родителей с детьми за счет организации разнообразных культурно-массовых и социальных мероприятий, предназначенных для различных слоев населения;
- коррекция психологической сферы детей (повышение самооценки, регуляция жизненных целей, формирование адекватного психологического самочувствия);
- повышение социально-педагогических знаний родителей (формирование адекватных стилей воспитания, системы требований к ребенку, информирование о специалистах и службах, оказывающих социальную и психологическую помощь семьям и детям).
Основные цели реализованных мероприятий можно сформулировать следующим образом:
разработка целевых комплексных социально-культурных программ;
создание условий для занятости детей во время каникул в образовательных учреждений на время работы родителей, а так же на выходные дни.
Данные цели были реализованы при взаимодействии социального педагога с различными общественными институтами (табл. 2).
Таблица 2. Распределение основных функций по оказанию социальной помощи детям группы риска
Ведомственный орган государственной власти, служба, социальный институт, специалист
Основные функции по оказанию социальной помощи семье группы риска
Служба занятости
Поиск работы для родителя и (или) подростков
Районный отдел образования, детское образовательное учреждение
Вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ)
Органы опеки и попечительства
Осмотр условий проживания ребенка и заключение при судебных спорах по вопросу об определении места проживания детей (с отцом или матерью), направление в суд ходатайства о лишении родительских прав и т.п.
Государственный пенсионный фонд
Выплата пенсий по случаю потери кормильца и др.
Суд, служба судебных приставов
Определение места проживания детей, взыскание задолженности по алиментам и др.
Место работы родителей
Все льготы по работе, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей
Аналогичные семьи, их ассоциации (районные, городские и др.)
Обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы совместного межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.)
Органы здравоохранения
Вопросы здоровья всех членов семьи, организация медико-социального патронажа
Отдел социальной защиты
Назначение пособий, оказание социальной поддержки
Психолог
Проблемы психологического климата в семье, психологическая коррекция личностных проблем родителей и несовершеннолетних
При разработке мероприятий мы учитывали специфические проблемы семей, в которых воспитываются дети группы риска. Программные мероприятия реализовывались по следующим направлениям:
1. Повышение социального статуса и благополучия детей группы риска;
2. Охрана здоровья детей группы риска;
3. Гармонизация психологического самочувствия детей группы риска в образовательном учреждении.
III. Этап поддержки. Этот этап необходим для закрепления полученных положительных результатов. На этом этапе специалист социальной работы отслеживает динамику положительных изменений в семье и социально-психологическом статусе ее несовершеннолетних членов. Это этап необходим для принятия своевременных мер в случае нарушения функционирования семьи и повторных случаях несоблюдения родителями своих воспитательных обязанностей.
Представленная программа ранней профилактики социального неблагополучия детей «группы риска» начала свою апробацию с января 2014 года. На данный момент (сентябрь 2014 года) можно отметить следующие положительные достижения программы:
- налажено взаимодействие с государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам решения проблем неблагополучных семей и оказания помощи их несовершеннолетним членам;
- привлечение к деятельности школы родителей учащихся (как из социально благополучных семей, так и из семей социального риска);
- увеличилось время пребывания детей в школе (дети занимаются в 18 кружках и секциях, функционирующих на базе школы).
Таким образом, уже на данном этапе реализации программы видны ее результаты. Важно отметить, что привлечение к профилактической работе всех участников воспитательно-образовательного процесса позволяет не только расширить перечень проводимых мероприятий, но и повышает престиж школы как значимого социально-культурного субъекта малого города.
Заголовок 1Заголовок 215