Программа Социальная гостиная для детей группы риска СЕМЬ-Я



УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Цнинская СОШ № 1»
__________В.С. Карнаухов
«___»_____________ 20___г.



Программа
деятельности социальной гостиной для детей группы риска
«СЕМЬ-Я»
в МБОУ «Цнинская СОШ № 1»
на 2016-2017 учебный год





пос. Строитель




Пояснительная записка
Согласно статистическим данным, за последние три года в МБОУ «Цнинская СОШ №1» отмечается увеличение числа семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных и неполных семей. Всё чаще встречаются дети, испытывающие трудности в процессе обучения в школе, попадающие под негативное влияние сверстников, не желающие посещать занятия, безнадзорные. Зачастую родители в таких семьях не уделяют должного внимания детям, недостаточно проявляют о них заботу и такие дети оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их проблемы, даже острые зачастую не попадают в поле зрения взрослых.
Считаем, что необходимо усилить и совершенствовать воспитательную, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и социально - профилактическую деятельность по поддержке детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их адаптации к жизни в обществе. Это и послужило основанием разработки программы социальной гостиной «СЕМЬ-Я», направленная на организацию досуга детей, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы, разрешить возможные психологические проблемы.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного учебного года. Формируется интегрированная группа из 15 детей. В конце учебного года проводится мониторинг по реализации программы.
Цели и задачи программы

Цель:  оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем создания благоприятного реабилитационного пространства в школе.
Задачи:
Оказание помощи в учебной деятельности детям.
Содействие полноценному, физическому и психическому развитию.
Приобщение детей к творческим видам деятельности.
Организация свободного времени детей.
Формирование здорового образа жизни.
Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений.
Вовлечение родителей в решение проблем ребенка.

Содержание программы

Социальная гостиная – это не просто место, где находятся дети под присмотром взрослых, как в группе продлённого дня. Это особая форма социально-психолого-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребёнком группы социального риска и его родителями для полноценного развития и успешной социализации ребенка.
Режим работы Социальной гостиной предусматривает время на занятия по интересам, выполнение домашнего задания, коррекционные занятия и свободное общение детей, а также на получение горячего питания. Коррекционные занятия в Социальной гостиной направлены на формирование у ребенка позитивной самооценки, улучшении школьной успеваемости, оказание помощи семье, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми.
В основу реализации программы Социальной гостиной «СЕМЬ-Я» заложены разнообразные формы и методы:
- индивидуальные учебные занятия, включающие образовательные развивающие игры с учётом эмоционального возраста;
- индивидуальные и групповые беседы,
- индивидуальная работа,
- тренинги, ролевые игры и игры на сплочение;
- метод  наблюдения, 
- профилактические беседы;
- коллективная деятельность (походы, экскурсии, праздники)
- занятия в кружках и спортивных секциях.

Программа построена по следующим направлениям:
Диагностическое - диагностика познавательных процессов и эмоциональных особенностей ребенка.
Прогностическое -
Профилактическое - организация питания, помощь в выполнении домашних заданий, формирование позитивного отношения к учёбе. Содействие родителям в получении социальной и правовой помощи.
Коррекционное разрешение актуальных психологических проблем, проведение тренинговых занятий.

Участниками программы являются обучающиеся в возрасте от 10 до 15 лет, обратившиеся по собственному желанию либо по инициативе родителей или педагогов с согласия родителей, численность которых не должна превышать 15 человек на одного воспитателя. Дети зачисляются в группу на основании заявления родителя (законнго представителя) приказом директора образовательного учреждения.

Механизмы реализации программы

Организационный этап (сентябрь)
Формирование нормативно-правовой базы Социальной гостиной.
Подготовка материально-технического обеспечения.
Подбор кадров.
Разработка и утверждение плана работы Социальной гостиной на учебный год.
Формирование группы. Знакомство с детьми, сбор информации о них.
Знакомство детей с режимом Социальной гостиной.
Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей.

Основной этап (октябрь-май) - запуск и реализация программы Социальной гостиной «СЕМЬ-Я»
3 Заключительный этап (май-июнь) – проведение мониторинга в рамках профилактической услуги Социальная гостиная на начало и конец учебного года для каждого ребенка по нескольким направлениям:
адаптация к школьным требованиям;
социализация ребенка;
успеваемость и формирование мотивации к учебе;
проблемы в отношениях со сверстниками;
проблемы в отношениях с родителями;
проблемы в отношениях с педагогами;
проблемы с самооценкой;
пропуски учебных занятий;
занятость в кружках;
эмоциональное состояние ребенка: тревожность, агрессивность;

По итогам мониторинга и оценки ребенок либо выпускается из Социальной гостиной, либо получает рекомендацию продолжать ее посещение.

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании в РФ»
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ
- Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
- Постановление администрации Тамбовской области от 23 апреля 2010 г. № 470 «Об утверждении комплексной программы Тамбовской области «Право ребёнка на семью»
- Комплексная программа Тамбовской области «Право ребёнка на семью» на 2010 – 2013гг
- Положение о Социальной гостиной
Кадровое обеспечение:
Воспитатель - поддерживает взаимодействие с ребенком, организует режим работы Социальной гостиной, связь с классным руководителем, направляет ребенка в кружки, как внутри школы, так и вне ее. При необходимости привлекает к преодолению учебных трудностей педагогов школы.
Педагог-психолог - проводит индивидуальные консультации и групповые занятия с детьми.
Социальный педагог - организует питание детей, обеспечивает наличие необходимых для обучения принадлежностей, устанавливает контакт с семьей, помогает родителям ребенка при необходимости обращаться в социальные службы, мотивирует родителей на получение социальной, медицинской и психологической помощи, а также оказывает помощь ребенку, если его жизни и здоровью начинает угрожать опасность (передает сообщение в органы опеки и попечительства, в правоохранительные органы; осуществляет связь с приютами и т. д.), организует каникулярную занятость учащегося.
К работе в социальной гостиной привлекаются школьный мед работник, старшая вожатая, заместитель директора по воспитательной работе, учителя школы, руководители кружков.

3.Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению: помещение, в котором могут одновременно находиться не менее пятнадцати детей в соответствии с санитарными нормами. Помещение должно быть организовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность.
Оборудование: мягкая мебель: диван, кресла, стулья. Учебная мебель – парты или столы для занятий, доска. Расходные материалы: настольные игры, карандаши, фломастеры, краски, пластилин или глина, бумага, напольные игры, может быть теннисный или биллиардный стол и т. д.
Мультимидийное оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер; набор фильмов и книг по возрасту детей.
Посуда: чайник, чайные принадлежности.
4. Финансирование
Финансирование социальной гостиной осуществляется за счет средств школы и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Режим работы

Понедельник - пятница с 11.00-16.00 ч.
11:00-11:15
приём детей

11:15-12:00
развивающие игры, свободное время

12:00-13:00
дополнительные занятия по предметам

13:00-14:00
прогулка на свежем воздухе

14:00-15:00
самоподготовка, групповые занятия

15:00-16:00
занятия в кружках, развивающие игры, чтение

16:00
уход домой







Риски при реализации программы и способы их преодоления

Риски при реализации программы
Способы их преодоления

Низкая активность детей.
Ежедневный анализ эффективности мероприятий Программы. Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.

Отсутствие финансирования дополнительного питания для детей
Помощь со стороны спонсоров, родительская плата.

Недостаточная компетентность воспитателей
Разработка и распространение методического материала. Обучение специалистов, супервизия.

Отсутствие психолога, социального педагога
Поиск специалистов в смежных организациях, составление с ними дого- воров о сотрудничестве


Ожидаемые результаты:

Повысилась успеваемость, регулярное выполнение домашнего задания.
Сократились пропуски занятий по неуважительной причины.
Положительная динамика в изменении взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями
Произошло повышение самооценки.
Снизился уровень агрессии и тревожности у детей.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Расширение круга общения.
Снятие обучающихся с профилактического учета.
Активное участие в совместной деятельности.
Выражение желания ребёнка находиться дома с родителями.
Физическое и психическое укрепление здоровья детей.
Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
Дети ведут здоровый образ жизни.


План работы социальной гостиной «СЕМЬ-Я» на 2016-2017 уч. год

Сроки
Направления работы


Диагностическая
Прогностическая
Профилактическая

Коррекционная
Методическая

Сентябрь
Диагностика познавательных процессов.

Исследование отношений в семье.

Диагностика социальной ситуации развития ребенка.

Индивидуальные
диагностические беседы с целью выявления и разрешения актуальных психологических проблем
Беседа с учащимися,
нуждающимися в социально
педагогическом патронаже «Первые дни учебы».

Изучение социальной микросреды, условий жизни учащихся
Размещение материала по профилактике вредных привычек на сайте школы (далее ежемесячно)

Родительская школа
«Формирование благоприятной семейной среды»

Организация досуговой деятельности в соответствии с планом (Приложение №1)

Занятия с обучающимися на повышение самооценки, уверенности в своих возможностях.

Индивидуальная работа с детьми по отработке учебных пробелов.

Формирование позитивного отношения к учебе
Разработка реабилитационных планов

Организация питания детей, содействие в оформлении документов.

Оформление актов обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Межведомственное взаимодействие с организациями системы профилактики.

Октябрь
Диагностика детско-родительских отношений
(тест «Рисунок семьи)
Мониторинг успеваемости и
посещаемости занятий.
Родительская школа:
Занятие 1
Тренинг «Переориентации детского поведения»

Беседа по профилактике правонарушений.

Инструктаж о поведении учащихся в каникулы.

Занятия с обучающимися по снижению уровня тревожности

Организация каникулярного отдыха.


Ноябрь
Диагностика вредных привычек

Индивидуальные беседы с учащимися
«Мои увлечения и интересы»


Родительская школа:
Занятие 2
Тренинг «Переориентации детского поведения»

Совместная организация досуга детей и родителей. «Мама, папа, я – спортивная семья»
Тренинг с учащимися, по развитию навыков взаимодействия в конфликтной ситуации
.
Разработка памяток для родителей «Мой непослушный ребенок»

Декабрь
Диагностика
внутреннего мира
«Таинственный Я» (тест)

Операция «Опять двойка» (работа с электронным журналом по изучению неуспевающих учащихся)

Беседы с учащимися «Мои перспективы»
Родительская школа:
Занятие 3
Тренинг «Переориентации детского поведения»

Рейд «Двор вечером»
(совместно с инспектором ОПДН, КПДН и ЗП)

Инструктаж о поведении учащихся в каникулы.
Проведение мастер-класса детей, занимающихся в кружках декоративно-прикладного творчества.
Пополнение методической
копилки.

Организация каникулярного отдыха.


Январь
Диагностика характерологичес-
ких особенностей детей по запросу родителей.
Беседы с учащимися
«Мои каникулы»

Рейд «Досуг школьника»
(мониторинг занятости во внеурочное время)

Работа по вовлечению учащихся в кружки, спортивные секции.
Анализ работы социальной гостиной
«СЕМЬ-Я»

Февраль
Диагностика
межличностных
отношении


Посещение семей учащихся

Индивидуальные беседы с
учащимися, нарушающими
дисциплину на уроке
Родительская школа
«Общение с современным подростком»

Рейд «Школьная форма»

Тренинг с учащимися и родителями «Межличностные отношения в семье»
Работа с методической
литературой.


Март

Диагностика
предрасположен
ности к правонарушениям тест
«Чувство
ответственности»
Посещение уроков
5-6 классов, с целью изучения психологического климата в классе

Родительская школа
«Трудный мир чувств»
Тренинг с учащимися «Умей сказать НЕТ!»
Работа с текущей документацией

Апрель

Операция «Опять двойка» (работа с электронным журналом по изучению неуспевающих учащихся)
Организация трудоустройства
несовершеннолетних
Родительская школа
«Социально-психологический климат в семье»


Тренинг по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних "Стоп! Подумай!
Оформление актов ЖБУ на учащихся, находящихся под
опекой и попечительством.

Май
Индивидуальные
диагностические беседы с целью выявления и разрешения актуальных психологических проблем

Беседы с учащимися «Мои перспективы»
Инструктаж о поведении учащихся в каникулы.

Рейд «Двор вечером»
(совместно с инспектором ОПДН, КПДН и ЗП)

Тренинг целеполагания и построения жизненной перспективы.
Работа с отчетной и
статистической документацией.

Трудоустройство подростков в летнее время.

Размещение информации о
работе гостиной на сайте школы

















Социальные партнеры социальной гостиной «СЕМЬ-Я»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 141215



УЧРЕЖДЕНИЯ
дополнительного
образования

МБОУ ДО «ЦРТДЮ Тамбовского района»,
 МАУК «ЦКД "Молодежный» п. Строитель

ОТДЕЛ
опеки и попечительства несовершеннолетних

КОМИССИЯ
по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации
Тамбовского района

Отдел полиции (дислокация п. Строитель)
ОМВД РФ
по Тамбовскому району


ЦЕНТР
занятости населения


Свято-Никольский храм в с. Бокино

Центр социального обслуживания населения «Забота» в Тамбове

РАЙОННАЯ
ПОЛИКЛИНИКА

ШКОЛА
РЕБЕНОК
СЕМЬЯ



јђ Заголовок 415