Семья группы риска. Проблемы семей группы риска.
Семья группы риска. Проблемы семей группы риска.
Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры, выполняющий многие социальные функции, семья играет роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.
Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.
Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
жестокое обращение с детьми (побои);
побеги из дома, конфликты со сверстниками.
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам.
Факторы риска, воздействующие на семьи
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:
а) медико-биологические факторы:
б) группа здоровья;
в) наследственные причины;
г) группа здоровья;
д) врожденные свойства;
е) нарушения в психическом и физическом развитии;
ж) условия рождения ребенка;
з) заболевания матери и ее образ жизни;
к) травмы внутриутробного развития и т.д.
л) социально - экономические:
м) многодетные и неполные семьи;
н) несовершеннолетние родители;
о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;
п) неприспособленность к жизни в обществе.
Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2) социально - экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).
С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:
а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;
г) семьи воспитывающие детей инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих - контрактников;
к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;
л) семьи, где родители долго не получают заработную плату.
Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально - педагогическая помощь.
Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.
Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.
Г.П. Бочкарева выделяет:
а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;
б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.
Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:
а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;
б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;
г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.
Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений.
В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями.
Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни
Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат.
Воздействие семейного неблагополучия на детей
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арабского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По - моему ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д]. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека. Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия только отношение к ребенку. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома. Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной зависимостью.
Психологические особенности детей: Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества.
В алкогольной семье очень часта смерть.
В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками. В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.
Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием.
Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделаться от них подарками. Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не научатся как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных обязанностей родителей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье. “Сексуальное оскорбление”. Итак, если девочка вынуждена все чаще заменять свою больную алкоголизмом мать в выполнении хозяйственных дел, в заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит мать своему отцу в его сексуальных домогательствах. Часто мужья больных алкоголизмом женщин также алкоголики. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к “женской половине дома”, к дочерям, если мать больна и отсутствует физически и эмоционально. Тогда отец ищет дружбы и признания у дочерей. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с наличием больного алкоголизмом. Даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают развитие сексуальности ребенка, мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, может расцениваться как тонкая, скрытая сексуальная агрессия. Считается, что последствия как скрытой так и явной сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. Характер последствий сравнивается с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, промискуитет - вот далеко не полный перечень того, что может быть.
Если вы жертва инцеста, то для вас очень важно рассказать о случившемся кому-нибудь, кто вызывает ваше доверие. Если он вам не поверит, найдите кого-нибудь другого, кто сможет помочь вам и вашей семье. Если вы не хотите, чтобы у вашего обидчика были неприятности, не забывайте, что рассказав правду, вы сделаете первый шаг не только для того, чтобы прекратить сексуальные преступления, но и для того, чтобы помочь тому, кто их совершает.
У детей и подростков, переживших сексуальное насилие, - особенное поведение, и если знать психологические особенности таких детей, взрослые работающие с детьми, могли бы предположить, что ребенок, возможно, переживает насилие. Следует оговориться, что эти признаки не являются специфическими для сексуального насилия, однако, по данным и зарубежных и наших исследователей, дети, перенесшие сексуальное насилие, демонстрируют следующие особенности:
мучают ночные кошмары;
начинают вести себя, как дети младшего возраста;
играют в сексуальные игры;
убегают из дома;
переживают трудности в школе.
Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию. То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает материал, над ним смеются - это больно ранет. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. Большая часть детей. Попадающих в приюты с улицы, больные. Задержка психического развития, олигофрения различной степени - обычные диагнозы. Практически все без исключения педагогически запущены, у них ограничен словарный запас, потому что с ними никто не занимался. Эти дети знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать. Каждому ребенку, хлебнувшему самостоятельности, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту. До двенадцати - тринадцати лет на детское сознание еще можно влиять, а вот старших, как показывает практика изменить уже практически невозможно. Хотя… оказавшись в нормальной среде и вынужденные вести себя порядочно, даже самые отпетые мошенники постепенно забывают свои прошлые “заслуги”.
Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев их надо тащить то есть помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли.
Таким образом, специалисты социальной работы должны оказать детям своевременную помощь:
а) необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут;
б) если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой;
в) поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими;
г) выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе;
д) выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное;
ж) помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол;
з) попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
Итак, если социальный работник будет следовать этим правилам, то ребенка будет легче социализировать, адаптировать его в обществе. Ведь от правильной работы специалиста зависит судьба ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. - М., 2002. - 123 c.
2. Бабкин Н.И.Социальная педагогика. Методические рекомендации. - М., 1998. - 43 c.
3. Бареева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - М., 2004.- 18-24 c.
4. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. - Арзамас, 2002. - 194 с.
5. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
6. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. - 284 с.
7. Вестник социальной работы. № 1-2, 2001. - Ярославль, 2001. - 47 c.
8. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. - Саранск, 2004.
9. Государственная семейная политика. - М.,2004.- 15c.
10. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - 164 с. 10. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004. - 232 с.
11. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.
12. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. - М., 2003. -42c.
13. За безопасность семьи: Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье. - Арзамас, 1999.- 12 c.
14. Закон о защите детства (зак-во РФ о защите прав ребёнка). Сборник-справочник. - М., 1994. -24c.
15. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.
16. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). - М.: «Эдиториал УРСС», 1998. - 176 с.
17. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
18. Изменение социально-экономического положения семей 1993-1997гг.- Москва, 1998 - 21c.
19. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. - М., 2004. - 164 с.
20. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. - СПб., 2004.-132c.
21. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2003. - 89c.
22. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд-е, испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
23. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006. - 228 с.
24. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 476 с.
25. Памятка для несовершеннолетних: имею право. - Арзамас, 2001-34c.
26. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - 76с.
27. Правовые гарантии социальной защиты семьи. Женщин и детей.- М.: Луч, 1993 - 56c.
28. Проблема сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание.- Вып.2.- Москва, 1991- 69c.Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». - Майкоп: «Качество», 2006. - 169 с.
29. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002. -234 с.
30. Ребенок. Семья. Общество. - г. Арзамас, 2001. - 64 с.
31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.
32. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. - Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2005. - 107 с.
33. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: генезис, феноменология, онтология. Теоретико-экспериментальное основание социально-педагогической виктомологии образования: Монография. - Кемерова: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - 330 с.
34. Савинов Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. - 113 c.
35. Саралиева З.М. и др. Многодетные семьи в Нижегородской области. Н.Новгород, 2006. - 55 с.
36. Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья - клиент социальной работы». Ч. 1. - Н.Н.: НИСОЦ, 2002. - 646 с.
37. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.
38. Семейная воспитательная группа. Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних.- Москва, 2002 - 39 c.
39. Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 632 с.
40. Семья и образование. Материалы II Международного конгресса «Российская семья» по теме «Семья и образование». Москва, 14-15 апреля 2005г / Под общей ред. Г.И. Климантовой. - М.: Издательство РГСУ, 2006. - 335 с.
41. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. - Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. - 583 с.
42. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе и дома. - Н.Н., 2001. 115 с.
43. Социальная политика Швеции.- М.: «Социальная работа», 1999 - 54 c.
44. Социальная работа в Германии.- Ульяновск, 1996 - 67 c.
45. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.
46. Становление брачно-семейных отношений.- М.,1989 - 231 c.
47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c.