Разработка урока математики по теме Приведение дробей к общему знаменателю


Класс 5 Предмет математика Раздел Обыкновенные дроби и действия над ними
Тема Приведение дробей к общему знаменателю
Цели урока
Обучающие:
учащиеся будут знать что такое дополнительные множители, выработают алгоритм для приведения дробей к общему знаменателю
Развивающие:
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитывающие:
воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитание интереса к предмету, побуждать учеников рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
ЗУ
Н Ожидаемый результат Критерий успеха
Все учащиеся будут уметь: апеллировать основными понятиями и формулами темы. приводить дробь к нужному знаменателю
Большинство уч-ся будут уметь: определять алгоритм приведения дробей к общему знаменателю приводить дроби к общему знаменателю
Некоторые уч-ся будут уметь: оценивать рациональность выбранного способа решения находить рациональные способы решения примеров
Ключевые слова: числитель, знаменатель, дробь, НОК знаменателей, НОЗ дробей, дополнительные множители; Первоначальные знания: дробь, НОК чисел, взаимно – простые числа, разложение числа на простые множители
Ресурсы учебник математики 5 кл/ ,раздаточный материал, презентация;
Используемые стратегии: стратегии ТРКМ «Лото - АБВГДейка», игра «запомни, что на Слайде», «»
Ход урока
Этапы урока Время Запланированная деятельность
I.Орг. Уст.благ атмосферы 1мин подготовка учащихся к общению
Тем, кто любит математику,Тем, кто еще не знает,Что может полюбить математикуНаш урок посвящается!
Если вы меня слышите – хлопните в ладоши, если вы меня видите – помашите рукой, если вы готовы к уроку – поднимите правую руку. Я вижу, все готовы к уроку, желаю вам активной работы. 
(Запишите число, кл.работа. На полях поставьте отметку, какую вы бы хотели сегодня получить за урок, а в конце урока вы посмотрите соответствует ли ваша полученная отметка с той которую вы хотели получить.)
Обострение внимания:
посмотрите внимательно на дроби

и попробуйте их запомнить.
Сколько дробей вы видели? (6) сколько правильных – (3), сколько дробей с равным числителем и знаменателем – (1)
II.Актуализация знаний Разминка 5мин (индивидуальная работа)
Лото. (каждый получает по одному примеру, под правильным ответом скрыта буква, из которых будет составлена ключевая фраза новой темы)
(Приложение 1)
7
Щ4
О 8
Л 15
Б
23А 1231Е 49З214М
8
Й 28
А 12
Е 125Ь
1218Н 1331Т 912Н 1612И
Вызов к теме 3мин Классу предлагается ответить на вопросы:
1)первый вариант - Приведите дробь 56 к знаменателю 12 (1012)
2) второй вариант - Приведите дробь 14 к знаменателю 12 (312)
( Сравните дроби. Как на ваш взгляд можно назвать такое преобразование дробей? Для чего мы выполнили это задание?
Какую цель на урок определим?)Целеполагание 1мин (совместная работа)
- к концу урока будут уметь находить НОЗ
- будут знать алгоритм приведения к общему знаменателю
III.Осмысление Основная часть урока
Изучение новой темы 9мин (групповая работа )- обучающая работа -для групп предлагается ответить на следующие вопросы с помощью учебника
Мы привели дроби 56 и 14 к дробям 1012 и 3121. Чем является число 12 для этих дробей?
2. Как нашли число 12?
3. На какое число умножили числитель и знаменатель первой дроби? Как вы его нашли? Как он называется?
4. На какое число умножили числитель и знаменатель второй дроби? Как вы его нашли? Как он называется?
5. Как записать приведение дробей к общему знаменателю?
(совместный разбор этих вопросов)
физминутка2мин Если дроби сократимы кивают головой , если нет мотают.
1/2, 7/11, ¾, 7/14, 14/28, 7/9, 15/30, 5/30, 7/30, 20/30, 29/30.
Закрепление 14мин Определить алгоритм работы по приведению дробей к общему знаменателю (совместно)-
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю (НОЗ)
Чтобы привести несколько дробей к ноз, надо:
1) найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем;
2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.
Как вы думаете для чего нам нужно приводить дроби к общему знаменателю?(сравнивать, складывать, вычитать)
(парная работа)- № 912(по партам)
Первичная проверка усвоение материала:
(самостоятельная работа с самопроверкой в классе – ответы на Слайде)- приложение 2
Задания на развитие смекалки 2мин (Индивидуальная работа)
1.на столе лежало 5 яблок, одно разрезали пополам. Сколько стало яблок? (5);
2.Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
IV.Итог Д/З2мин §5.7 Уровень А в тетради для правил выписать новые понятия, алгоритм приведения дробей к общему знаменателю,
Уровень В № 913
Уровень С № 921 (1,3,5)
Д/П Ответить на вопросы:
Чему равен НОЗ дробей, если знаменатели взаимно простые ?Чему равен НОЗ дробей, если один из знаменателей является делителем другого?
Чему равен НОЗ дробей, если знаменатели имеют общие делители
Оценивание и подведение итогов 3мин Из ряда чисел назови те, которые могут быть общими знаменателями для указанных дробей:
56 и 18 6, 12, 24, 40, 48, 72
Назовите НОЗ
Давайте оценим свою проверочную работу
Критерии
«5»- все правильно
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
Если больше ошибок – еще поработать по этой теме дома.
Сравните оценку, которую вы для себя запланировали на урок , с тем что вы получили….
Рефлексия 3мин Что заинтересовало? Почему? Выделите что-то одно…
( письменные ответы )
Приложение 1
1) найдите НОД чисел 12 и 16; (4) -О
2) найдите НОК чисел 3 и 5; (15) -Б
3) на какое число можно сократить дробь ; (7) -Щ4) среди данных дробей найдите неправильную сократимую дробь 73; 515; 1612; 3648; ( 1612 ) -И
5) сократите дробь ; (8) - Й
6) среди данных дробей найдите правильную несократимую дробь 2718;927; 49; 1514 ( 49 ) - З7) приведите дробь 34 к знаменателю 12 ( 912 ) -Н
8) сократите дробь: 812 (23) -А
9) приведите к смешанному числу 94 ( 214) - М
10) найдите НОК чисел 4 и 6; (12) - Е
11) Приведите дробь 23 к знаменателю 18 (1218) - Н
12) Определить НОК чисел 7 и 4 (28)- А
13) Какая часть декабря месяца прошла, если сегодня 13 декабря? (1331) - Т
14) сократите дробь: 2462 (1231) - Е
15) вместо х подставь такое число, чтобы равенство было верным 45=х10 ( 8) - Л
16) Переведите в неправильную дробь 2115 (1 25) - Ь
Приложение 2
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Приведите дробь 56 к знаменателю 24.
2. Приведите дробь 213 к знаменателю 39.
3. Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби:
а) 14 и 58 б) 1112 и 118 в) 37 и 25Вариант 2
1. Приведите дробь 34 к знаменателю 36.
2. Приведите дробь 57 к знаменателю 49.
3. Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби:
а) 14 и 316 б) 512 и 116 в) 49 и 27