Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.
Тема «Дефис между частями слова в наречиях»
Автор: учитель русского языка и литературы Евдокимова Е.А.
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
Цели: познакомить с дефисным написанием наречий;
формировать навык написания дефиса в наречиях;
повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .
Оборудование: карточки, экран, проектор, тетради, учебник
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня в гости к нам пришли учителя нашей школы. Как обычно гостей угощают, а наше угощение – это наши знания и умения. И я надеюсь, что наше угощение будет неплохим.
Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».
-Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы уч-ся).
Да вы уже настоящие знатоки. А знаете вы телеигру «Что? Где? Когда?» Я предлагаю сыграть в игру «Что? Где? Почему?». Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание будет даваться всего 20 секунд. Зато тема узкая «Правописание наречий». А в роли телезрителей согласились быть учащиеся нашей школы. Каждый ответивший получит жетон.
2. Повторение (слайды).
1) С вами играет Михайлова Августина.
Внимание, вопрос.
Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.
День прошел (в) пустую.
Мы вошли (в) пустую комнату.
Правильный ответ:
День прошел (как?) впустую, то есть зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.
2) С вами играет Колпакова Ирина.
Вопрос: объясните написание наречий.
Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.
Ответ: мужественно пишется нн, так как образовано от прилагательного мужественный.
3) С вами согласился сыграть Григорьев Костя.
Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»
Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.
Ответ: Не с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом а.
4) Играет Ивашкин Бронислав.
Задание. Объясните правописание букв после шипящих.
В лесу стало свежо от утренней росы.
Ответ: свежо, в наречиях после шипящих пишется под ударением –О, без ударения –Е. Исключение ещё.
5) Играет Кондратьев Андрей.
Найти наречие и рассказать о правописании.
Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
Ответ: слева, справа. ( в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).
Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»
Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?
3. Посмотрите, понаблюдайте (слайд). Новая тема.
Когда-то
Во-первых
По-новому
По-волчьи
Еле-еле
Где-либо
Во-вторых
По-моему
По-немецки
Чуть-чуть
Где-нибудь
В-шестых
По-нашему
По-дружески
Мало-помалу
Кое-где
В-седьмых
По-прежнему
По-московски
Точь-в-точь
Вопросы:
- Как пишутся эти наречия?
- Как можно определить новую тему нашего урока?
Дефис в наречиях (слайд)
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?
(слайд) Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно.
-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.
-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).
Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис (слайд)
Запись в тетрадь: Через дефис:
1) кое-; 2) -то; 3)-либо; 4) -нибудь; 5) сложение слов или основ.
Примеры со слайда
Вручается медаль “За сообразительность” самому активному ученику или тому, кто первый вспомнил о дефисном написании этих частей слов – “Знания по местоимению прочные, пригодились при изучении наречий ”.
- Как ведет себя человек, получивший медаль или другую награду? Он гордо расправляет плечи, высоко держит голову.
Некоторые наречия ведут также. Но наградой, медалью для них являются суффиксы: ОМУ, ЕМУ, ИХ, ЫХ, И. у них от гордости даже приставки отделяются, пишутся не слитно, как у всех остальных, а через дефис.
Ассоциативный рисунок (см. Рисунок 1–4): если у человечка-наречия появляется суффикс ОМУ-ЕМУ, И то приставка ПО начинает “от гордости” писаться отдельно, через дефис. То же самое и с приставкой В (ВО) – если появляется суффиксы ИХ, ЫХ, они пишутся через дефис. Если же этих суффиксов нет, то пишутся слитно, как всегда.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
4.Закрепление.
Задание 1. Соедините стрелками части слов. Какие наречия у вас получились? (на листочках)слайд.
Старый по-, -ему
Осенний по-, -ому
Давным в-, -ых
Пятый - либо
Еле по-, -и
Куда -давно
Русский -еле
Вывод: все эти наречия пишутся через дефис.
Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения:
Солнце светит по-зимнему.
По осеннему небу плывут облака.
Проведем разбор предложения.
Вывод: предлог с другими частями речи пишется раздельно. Надо уметь ставить вопросы, знать на какие вопросы отвечают все части речи.
5. Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
6. Работа с текстом.
А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Для начала познакомимся с ним.
Чтение
Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.
По мотивам сказки Ф.Д.Кривина
Обсуждение
-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)
-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)
-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)
-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)
СУ: существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;
Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;
Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;
Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).
Всемирная организация здравоохранения
-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?
-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)
-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)
Задание по тексту. В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними. Графически объяснить их правописание, прямо в тексте карандашом.
После сам. работы перечислите эти наречия. Объясните правописание.
Вывод: каким же членом предложения является наречие?
Итоги урока. Что узнали на уроке?
5. Домашнее задание.
Упр. 251 (закончить), задание на листочках.
Рисунок 2Рисунок 3ѓђЗаголовок 1ѓђЗаголовок 2ѓђЗаголовок 3ѓђЗаголовок 4ѓђЗаголовок 5ѓђЗаголовок 6ѓђЗаголовок 7ѓђЗаголовок 8ѓђЗаголовок 915