Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса при переходе к обучению чтению и письму по системе Брайль слепых и слабовидящих детей


Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса при переходе к обучению чтению и письму по системе Брайль слепых и слабовидящих детей.
Многие дети приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии поэтому особо актуально обращать внимание на сохранение здоровья учеников. Здоровьесбережение в учебном процессе выходит на первый план, особенно в условиях реализации ФГОС.
«Здоровье это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. [3] Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного национального направления, что указано в национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах. Важное значение имеет ориентация на здоровьесбережение уже в начальных классах.
Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние[2]) в формировании здорового человека, особенно слабовидящего ребенка. Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. У 79% слепых и слабовидящих детей отмечаются различные нарушения осанки и сколиозы.[1]
При переходе к обучению чтению и письму по системе Брайль слепых и слабовидящих детей, которые до этого пользовались остаточным зрением, существует проблема того, что дети никак не могут избавиться от привычки использовать остаточное зрение.Как организовать рабочее место для слепых и слабовидящих детей при письме и чтении если ребенок постоянно пользуется остаточным зрением и склоняется над тетрадью или учебником буквально упираясь в нее носом?
Многие учителя используют повязки на глаза, закрывают руки и учебник полотенцем, но это и неудобно и не эстетично.
Я для этой цели использую рамку в форме параллелепипеда. (Фото №1)
(Фото №1)

Конструкция рамки в форме параллелепипеда предполагает позу ученика при которой в рамке находятся только руки при этом отпадает необходимость использовать остаточное зрение. Ученик читает-рисует-пишет внутри рамки, при этом вынужден сохранять правильную осанку и обходиться без использования остаточного зрения т.к. рамка не позволяет низко склонять голову над учебником или прибором для письма, тем более верхняя часть рамки закрывает обзор того, что находиться внутри.(Фото №2)


Сделать такую рамку своими руками же не составит особого труда.
Общие рекомендации:1. Высота рамки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с брайлевским учебником для того, чтобы он мог беспрепятственно открываться. (Фото №3)

2. Нижняя часть рамки выполнена из фанеры 4 мм, размером 53 см х 31 см, для того чтобы на парте не образовывался уступ и чтобы вес конструкции был более легкий.
3. Для устойчивости рамки боковые стенки выполнены из фанеры толщиной 15 мм, размером 31см х 31 см.
4.В случае необходимости конструкция рамки позволяет легко убрать ее со стола.
Опыт показал, что дети обучающиеся по системе брайля с удовольствием работают за рамкой . При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, исчезает утомляемость. Так же ребенок правильно держит руки при чтении по брайлю, отпадает необходимость поправлять их. А главное улучшается умственная деятельность детей.
Список литературы.
1. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практ. пособие / В. Ф. Базарный. — М. : АРКТИ, 2005. — 176 с.
2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод, рек. по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
3. Мотуренко Н.В. Использование современных образовательных технологий. Журнал «Завуч» №2, 2007.