Развитие мимики и пантомимики у слабовидящих и слепых детей.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 городского округа Самара
Развитие мимики и пантомимики у слабовидящих и слепых детей.( 1 класс)
МОЧАЛЬНИКОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГБС(К)ОУ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА №17
Г.О. САМАРА 2015г.
Программа
Развитие мимики и пантомимики у слабовидящих и слепых детей.( 1 класс)
В последние годы происходит активное реформирование системы образования: растет сеть альтернативных образовательных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский , А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем , их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: « Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, « читать» эмоциональное состояние другого, а во- вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте , распознавание и передача эмоций- достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах
От того, как люди отражают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности (А.А. Бодалев). Сужение сферы использования зрительного восприятия у слабовидящих в общении не только затрудняет, но даже делает невозможным восприятие партнера, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии. Невозможность восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик субъекта.
Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подрожать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи. С одной стороны слабовидящий не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказыванием самые различные оттенки и значения, с другой стороны не пользуясь в своей речи этими средствами, слабовидящий человек существенно обедняет свою речь, она становится мало выразительной.
В связи с модернизацией российского образования и основными направлениями образовательной политики я ставлю приоритетными следующие цели и задачи при обучении мимики и пантомимики учащихся с патологией зрения.
Цель программы: -помочь слабовидящим и незрячим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.
Задачи программы: - развивать эмоциональную сферу детей с патологией зрения.
-передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.
- познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом.
-способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам( мимике, пантомимике, интонации).
- дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- научить распознавать разницу между чувствами и поступками( нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- развивать, укреплять мышечный аппарат, осуществляющий мимические , жестовые и пантомимические движения;
- формировать алгоритм восприятия лица и тела;
- обучать способам ориентировки « на себе», « от себя» - в микро- и макро пространстве;
- обучать восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
- формировать интерес к общению.
Программа разработана на основе анализа научной и специальной психолого- педагогической литературы. Учитывая, что речевые средства общения формируются наиболее полно и правильно на основе овладения экспрессивно- действенными способами общения, предлагаемую программу следует рассматривать как первый этап формирования коммуникативной деятельности у детей со зрительной патологией.
Детям с тяжелой зрительной патологией очень важно, прежде всего, научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия. В своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих.
В процессе первого года обучения основной упор делается на развитие мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические жестовые движения. Обучение новому движению начинается с его выполнения вместе с действиями педагога, затем ребенок выполняет движения за педагогом и только после успешного выполнения и закрепления сформированного умения педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно. Когда дети усвоили необходимые умения, которые превратились в навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала , в которых участвуют 1-2 ребенка. На уроках используется сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей.По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра. На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает ее, идентифицируя себя с главным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» с эмоциями, но и учится управлять ими. На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Изучение программы происходит по нескольким разделам:
Раздел-развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимический движений. ( развитие зоны бровей, мышц губ, щек, языка).
Раздел- развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимический движениях ( развитие мышц шеи, плеч и мелкой моторики)
Раздел- формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела : на себе, на другом человеке, на рисунке.
Раздел-обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте:
Мимика: улыбка, спокойное состояние, плач;
Жесты: до, нет, спасибо, тише и т.д.
Интонация: в соответствии с мимикой и жестами
Раздел- формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке
1. эмоции: радость, горе, спокойное состояние
2. поза : мама качает ребенка, поза идущего старого человека.
Раздел- формирование умения управлять своими эмоциями.
Раздел-обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния персонажей в сюжетном изображении.
Раздел- формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой , трудовой, свободной деятельности ( пантомимика).
Раздел- культура общения: как знакомиться, прощаться, благодарить, вести себя за столом.
Раздел-сказкотерапия.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- совершенствовать произвольно мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога
- самостоятельно воспринимать и воспроизводить эмоции: радость, горе, спокойное состояние
- самостоятельно воспринимать и воспроизводить жесты: да, нет, спасибо
- с помощью педагога принять и узнавать по позе совершаемое действие
- произвольно расслаблять и напрягать отдельные группы мышц.
Материально- техническое обеспечение
Наборы цветной бумаги, картона, ножницы, клей.
Брайлевские приборы для рисования, цветные карандаши и альбомы.
Брайлевские листы.
Карточки- пиктограммы.
Трафареты .
Список источников
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2007 г.
Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. Санкт- Петербург, 2005 г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург 2004г.
Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М., 2004 г.
Минаева В.М. Развитие эмоций. М., 2000 г.