Выступление:« Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».


Тема выступления:« Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка».
Учитель : Солдатенкова О.Г.
Категория: перваяМБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. Это означает, что сегодня требуется выработка такой языковой политики в области иноязычного образования, которая была бы нацелена на удовлетворение и общественных, и личных потребностей человека. Реализация цели современного языкового образования: развитие коммуникативной компетенции учащихся и их готовности к межкультурному общению на иностранном языке невозможна без формирования социокультурной компетенции и без овладения лингвострановедческими знаниями и умениями в контексте диалога культур. Теоретической базой опыта служит технология личностно - ориентированного обучения, представителями которой являются И. С. Якиманская и А. Н. Леонтьев. Положения технологии оказались значимыми для построения учебно - воспитательного процесса, позволяющего формировать интеллектуально деятельную личность с активной жизненной позицией. И. А. Зимняя в своих трудах заключает, что речевое поведение зависит во многом от знания культурно-психологических особенностей носителя языка и социокультурных параметров общения. Ещё одним важным методическим положением в работе является технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова, в которой изучение иностранного языка возможно при условии: - язык через культуру и культура через язык. Поэтому, Ведущей идеей образования в современном Мире является формирование социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру.
В процессе обучении для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроке и во внеклассной работе по предмету мною разработаны материалы: Программа элективного курса для 9 класса «Национальные традиции и праздники Германии», которая дополняет содержание нашего учебника социокультурными знаниями. Целью курса является - развитие познавательной активности, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся и повышение мотивации в рамках предмета немецкого языка. Данный курс предполагает индивидуальную и коллективную работу над проектами, которая позволяет ребятам творчески реализовать себя, учиться самостоятельно добывать знания и работать в сотрудничестве. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Примерная тематика для проектов: Празднование семейных праздников в России и в Германии; Праздничные формы приветствия и поздравления; Тематические пословицы и поговорки как отражение национальной ментальности немцев и др. Также мною составлены опросники «WeißtduDeutschland?» для 10-11 классов, которые включают в себя вопросы по географическому положению страны, по истории, о великих людях Германии, о знаменитых городах стран изучаемого языка. Разработан КВН для 3-5 классов, содержание которого подводит итоги и проверяет усвоение изученного материала по темам: «Времена года», «День рождения в Германии и в России». Составлена страноведческая игра «Wirreisen», задачей которой является закрепление знаний по теме : «Путешествие». Составлены виртуальные экскурсии - презентации по городам Германии и Австрии, по «Золотому кольцу России». Данный материал построен на аутентичных текстах и аудиоинформации, источниками которых являются: Произведения немецких писателей и поэтов; Журнал и приложение «Первое сентября» (2010-2012гг.); Интернет-ресурсы. Отбирая тематическое содержание, всегда учитываю интересы и возраст учащихся, а также материал должен быть максимально приближён к естественной ситуации.
Конечно же текст представляет особенную ценность в качестве образца функционирования языка в рамках темы. Работу с любым аутентичным текстом мы начинаем с предтекстовых упражнений. На предтекстовом этапе я использую такие приёмы, как «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т. д. Так, например, перед прочтением текста о Николаусе я предлагаю задания:1) Какие ассоциации возникают у тебя, когда ты слышишь слово «Николаус»? 2) Составь ассоциограмму - картинку по теме «День Николауса в Германии». 3) Послушай и нарисуй рисунок. Следующий этап- текстовый. Мы выполняем упражнения типа: заполнение таблиц, составление плана текста, выбор заголовка к тексту, заполнение пропусков, соотнесение картинок с предложениями текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т. д. На послетекстовом этапе учащиеся выполняют такие виды заданий, как организация дискуссий, ролевых игр, презентаций, написание письма, сочинения, художественный перевод стихотворений: 1) Убеди своего друга в письме приехать на рождественские каникулывКовров. 2) Представь, что ты в Германии на дне рождения друга. Расскажи о традициях этого праздника в твоей семье. Ученики работают над проектами. Наиболее продуктивной считаю Проектную методику, так как она создаёт уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Алгоритм работы по технологии проектов, используемый в учебном процессе: Выдвижение гипотезы – создание проблемной ситуации – анализ проблемы – конкретизация и осмысление – реализация – презентация. Проект - это глубоко личностно - ориентированный вид деятельности, который обеспечивает условия самопознания, самовыражения и самоутверждения. Данная технология эффективна по следующим причинам: В её основе всегда проблема, требующая разрешения; Ученик действует, двигаясь от простого к сложному; Ученик самостоятельно работает над новым материалом; Ученик мыслит, формируя свою точку зрения, своё мнение. Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. Тематика проектных работ имеет социокультурное и культуроведческое звучание в аспекте контрастно - сопоставительного характера. В процессе выполнения проектных работ мои ученики собирают, систематизируют и обобщают богатый оригинальный материал. При этом ученики обращаются не только к различным печатным источникам, но и к источникам в сети Интернет. Тематика проектов имеет социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся: Смоленск - город воинской славы. Золотое кольцо России. Национальные традиции и праздники стран изучаемого языка. По городам Германии и др. Как показывает опыт моей работы, технология обучения в сотрудничестве помогает создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Интерактивное взаимодействие учащихся в парах или в группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность. Данная технология развивает у учащихся потребность постоянно совершенствовать свои речевые и творческие способности.
В своей работе часто использую уроки, имитирующие путешествие, экскурсию, а также урок-конкурс, урок-викторина и др. Такие занятия очень эффективны для развития социокультурной компетенции. Для её формирования мне на помощь приходит компьютер и связанные с его использованием Новые информационно-коммуникационные технологии. Компьютер, средства мультимедиа и Интернет позволяют моим ученикам перейти к самостоятельным, творческим видам работы, формируют их коммуникативную культуру и развивают умения работы с современными типами источников информации. Наличие соответствующей техники в кабинете немецкого языка делает возможным использование ИКТ на занятиях. Вряд ли стоит доказывать необходимость и важность внеклассной работы по иностранному языку. Г. В. Рогова справедливо отметила, что «Авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение воспитательной работы, я уделяю ей большое внимание. Ежегодно, в рамках «недели немецкого языка» мы с ребятами проводим театрализованные представления, страноведческие викторины и олимпиады, конкурсы чтецов, конкурс на лучший поэтический перевод, презентации проектов, игры-викторины, а также участвуем в городских конференциях и фестивалях. Причём, задействованы в работу учащиеся и начальной школы, и старшей ступени . В результате целенаправленной работы над формированием социокультурной компетенции на основе срезовых, промежуточных проверочных работ, анкетирования, тестов, наблюдений мои Ученики показывают хорошие Результаты. Они умеют узнавать в различных типах текстов, аудиоматериалах социокультурные лексические единицы, умеют соотносить лексические единицы социокультурного характера с их визуальным изображением, умеют корректно употреблять социокультурные лексические единицы в соответствии с задачами коммуникации в своей речи на иностранном языке, также умеют социально корректно использовать коммуникативные функции языка (просьба, убеждение, совет и т. д.) и выделять общее и специфичное в культуре родной страны и страны изучаемого языка. Учащиеся владеют знаниями фактической культуры (факты истории, географии, политики и т. д.), знаниями художественной культуры, знаниями о традициях, обычаях, особенностях национального характера.
Успешная реализация целей и задач формирования социокультурной компетенции подводит к положительным результатам как для учащихся, которые овладевают в полной мере, так и для учителя, который более полно овладевает технологией формирования этой компетенции.