Формирование музыкального слуха у слепых и слабовидящих детей.
Тема:
Формирование музыкального слуха у слепых и слабовидящих детей.
Цель:
Привить навыки подбора мелодии по слуху.
Задачи:
1. Развивать звуковысотный слух у детей с депревацией зрения.
2 Развивать ритмический слух у детей с депревацией зрения.
Формирование музыкального слуха у незрячего музыканта является первостепенной задачей, так как на первый план, в процессе воспроизведения музыки, у него выходит слух, а не зрение. С утратой или частичной потерей зрения усиливается деятельность слухового аппарата. Образно можно сказать, что незрячий музыкант «видит» ушами. Развитием внутреннего мелодического и гармонического слуха необходимо заниматься с первых шагов обучения любого музыканта, в том числе и незрячего. Способность мысленно проинтонировать ноту, интервал, фразу, мелодию и есть проявление внутреннего слуха музыканта. Развитие слуха происходит параллельно с развитием музыкальной памяти.
Основным направлением моей работы с учеником является развитие внутреннего слуха, как одного из важнейших элементов музыкального восприятия, который необходим в различных сферах работы музыканта. Особенно хороший музыкальный слух нужен незрячему музыканту, так как у него нет возможности быстро охватить большой объем нотного текста.
Внутренний слух это умение слышать музыкальный материал не прибегая к конкретному звучанию, как бы мысленно.
Ученики, с которыми я работаю, имеют разный уровень способностей, в том числе и разный музыкальный слух. Но в любом случае мне необходимо корректировать внутреннее слышание ученика и соотнести его с нотной системой (каждый конкретный музыкальный звук должен ассоциироваться с определённым названием).
На начальном этапе основной проблемой учащихся является то? что -при интонировании мелодии им как бы не на что опереться. В этом случае, я использую так называемый метод припоминания. Ученик должен запомнить звучание ноты «ЛЯ» и на её основе уметь настроиться в любую тональность. Для этого используем различные ассоциации со знакомыми для ребёнка мелодиями, чтобы при необходимости ему было что припомнить. Настройка в тональность служит для того, чтобы почувствовать высотное положение лада, его внутренние тяготения. Для этого ученик пропевает устойчивые звуки
и гамму, прежде всего, делая это «внутренним голосом» с последующим контролем на инструменте, но ни в коем случае наоборот.
В дальнейшем, когда ученик начинает более уверенно ориентироваться в рамках лада, исполняем ладовые попевки. Педагог задаёт ступень или последовательность, а ученик должен найти эти звуки внутренним голосом и затем исполнить их вслух.
Для развития аналитического навыка играем в игру, по условиям которой ученик должен найти, а впоследствии, используя внутренние опоры, угадать ноту, взятую в оговорённом диапазоне. В случае ошибки ученика, нота, которую он назвал, должна быть сыграна. Ученик соотносит её звучание с первоначальным звуком и делает определённые выводы. С ходом занятий диапазон поиска расширяется.
Учимся на слух различать звучание различных интервалов. Сначала в гармоническом, а затем и в мелодическом вариантах. Проводим параллели между звучанием интервалов и понятными для ребёнка образами: секунда клякса или ёжик, кварта труба или сигнал старта, терции солнечный или пасмурный день.
С детьми, у которых наиболее укрепился навык внутреннего слышания, читаем с листа не сложные мелодии. При этом ученик должен постоянно держать в памяти тонику (главный звук лада) и устойчивые ступени, опираясь на них свободно ориентироваться в рамках лада. Звук должен быть сначала ус-лышан внутренним слухом, затем исполнен голосом и подвергнуться внешнему контролю. Используем и диктанты. В них проявляется обратная система: воспринятый ухом звук пропевается (сначала вслух, а затем про себя) затем анализируется при помощи внутреннего слуха и определяется его высота.
Прибегаем к использованию внутреннего слуха при работе и разборе пьес на баяне. Ученик пропевает мелодию и другие элементы фактуры, что способствует скорейшему их запоминанию.
Одним из основополагающих элементов музыкального языка является ритм. Он организует движение в музыке и является неотъемлемой частью мелодии. Развитие ритмического слуха является немаловажной составляющей в становлении музыканта. Он помогает выбрать нужный темп и движение внутри фразы и дисциплинирует исполнение.
На ранних этапах я дифференцирую развитие ритмического и мелодического слуха, но в последствии они развиваются параллельно. Для того чтобы свободно ориентироваться в различных ритмических рисунках, ученику необходимо привить чувство метра, так называемую ритмическую сетку, на фоне которой будут складываться ритмические узоры. Музыкальным метром называется чередование сильных и слабых долей в ровной пульсации. Он может быть двух- и трехдольным. Для освоения этого материала учеником использую бытовые примеры: двухдольный тиканье часов, трехдольный вальс и т.д. После того, как ученик почувствует эту пульсацию, мы соотносим с ней ритмические рисунки, сопоставляем, сколько ударов приходится
на долю метра и в каком отношении друг к другу они находятся (ровная последовательность, один короче или длиннее другого). Для лучшего усвоения отдельных ритмических фигур, использую жанровые сходства: полька, мазурка, марш, танго и т.д.
Таким образом, хорошо развитый слух, музыкальная память, чувство ритма, эстетический вкус и широта взглядов помогут незрячему музыканту в полной мере раскрыть свой талант, а значит - проявить себя как творческая личность, и в таком случае главная задача любого музыканта будет решена.
15