Музыкально-литературная композиция на тему:«Ключевые моменты жизни А.С.Пушкина»
Музыкально-литературная композиция на тему:
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»
Звучит Музыка.
В который раз, уже который год
Нас собирает вместе имя это.
Отбросив ежедневный груз забот,
Мы посещаем Пушкина планету.
Сметает время даты, имена,
Зачёркивает памятные лица,
Но строф его простая новизна
Для поколений – новая страница.
Нас в царство грёз уводит дивный слог,
И реализм сюжетов душу стелет.
Его талант великий сделать смог
То, что никто в столетьях не сумеет.
Сегодня мы с других высот глядим,
Но как бы ни был этот мир прославлен,
Ни с кем великий гений несравним.
Он навсегда на пьедестал поставлен.
(Л. Гусельникова)
Ведущий 1. Всем нам с детства знакомо «звонкое имя» – Александр Сергеевич Пушкин. За два века необыкновенно много написано о поэте. В очередной раз мы открываем эту книгу жизни поэта, с замиранием читая ее строки.
Все в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Все в нем Россия обрела, —
Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, —
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!
Н. Доризо «Посвящение»
Раздаётся колокольный звон.
Стоял тихий июньский вечер. Тёплый, ласковый ветерок нежно ласкал листочки деревьев. В старой церкви глухо ударил большой колокол и, как бы ему в ответ, сразу же зазвонили маленькие колокола. Их нежный малиновый перезвон поплыл по всей Москве, созывая на молитву.
И именно в это время, под нежный звон колоколов, появилось на свет маленькое крикливое существо с чёрными завитками волос и огромными любопытными глазами. А колокола продолжали звонить, как будто предчувствуя огромную важность этого события, важность не только для России. Но и для всей Вселенной…
Ещё звонят колокола
Многообразны и звучны.
Ещё над Родиной звучит
Вечерний звон его судьбы
Ведущий 1. Ещё не раз будут звонить колокола в жизни этого маленького человечка , появившегося на свет в тёплом июне. Не раз будет слышать их тревожно-торжественный перезвон Сашенька, Саша, Александр, Александр Сергеевич Пушкин. Ибо это был он.
Ведущий 2. 6 июня 1799 года в Москве родился А.С. Пушкин.
В те далекие времена Москва, разумеется, была совсем не той, какой знаем мы ее теперь. Летом проезжающие экипажи поднимали пыль, осенью – колеса увязали в грязи. Каменные и деревянные дома располагались весьма привольно. Купеческие и дворянские владения были окружены огородами, тенистыми садами, конюшнями, сараями, кузницами. Рядом стояли маленькие домики мелких торговцев, мещан, ремесленников. Много зелени, поют петухи, лают собаки на прохожих. Иной раз казалось, что идешь по деревенской улице.
Ведущий 1. Саша Пушкин гулял по московским улицам со своим крепостным дядькой Никитой Тимофеевичем Козловым, Никита Тимофеевич любил рассказывать мальчику что-нибудь из русской истории, которую знал по-своему неплохо. Саша с захватывающим интересом слушал рассказы о далеких и недавних событиях.
Ведущий 2. Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, рассказывала своему внуку о старинной жизни русских бар, об интересных случаях Петра Первого. Маленький Саша забирался в большую корзинку, предназначенную для принадлежностей шитья и вязания, и слушал рассказы бабушки. Когда ему исполнилось 5 лет, Мария Алексеевна стала его учить читать и писать по-русски.
Ведущий 1. Другой женщиной, влияние которой на будущего поэта трудно переоценить, была Арина Родионовна, няня Пушкина. Он полюбил ее нежной детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку.
Чтец
А кто он ей?
Не сын, не внук —
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ее был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
И не к нему ли
Всяку ночь
Арина шла со сказкой сладкой? —
Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный.
Что сказки? —
Вымысел один.
Скорее, детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой —
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И свободой.
Хоть до свободы путь далек,
Но сказки правду говорили.
И добру молодцу намек
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдет ли счастие – как знать? —
Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь
В веках стоять
Над этой светлой колыбелью.
Т. Веселова «Арина»
Ведущий 2. Начиная с 1806 года, семья Пушкиных лето проводила в подмосковном селе Захарово. Там перед взором будущего поэта предстает природа Подмосковья, трудовая жизнь и быт народа, крестьянские будни с тяжелой работой в поле, деревенские праздники с песнями, с незатейливой музыкой балалайки, девичьими хороводами. Все это навсегда вошло в сознание Пушкина, полюбилось ему.
Ведущий 1. Осенью возвращались в Москву, и опять начиналась городская жизнь с уроками гувернеров, с чтением, с прогулками по улицам и площадям.
Пушкин рано выучился читать. К 9 годам большая библиотека отца была почти вся прочитана.
Большую часть своей жизни поэт проводит вне Москвы, но в Москве было заложено в нем многое, что дает направление его творчеству. Москва навсегда останется для него родиной.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Ведущий 2. Саше Пушкину исполнилось 12 лет. Пора было думать о школьном образовании. В 1811 году Сашу определяют в Лицей.
Скажите, ясени шумящие
И царскосельские цветы,
Вы помните глаза горящие
Небесной юной чистоты?
Скажите, вязы великанские
И великанский древний дуб,
Вы помните ли африканские
Крутые очертанья губ?
Вы помните ли встречу с ДелиейВ венце из роз и звезд златых,
Как Пушкин ей в лицейской келииПролепетал свой первый стих!
О. Колычева «В лицейских садах»
Ведущий 1. Лицейский день начинался рано, в 7 часов. После завтрака шли занятия с перерывами на обед и прогулку – вплоть до 8 часов вечера. Учился Пушкин неровно. Его привлекали русский и французский языки, литература, история, рисование.
Ведущий 2. Годы царскосельской юности поэта озарены его сильным и трепетным чувством к сестре лицейского товарища – Катеньке Бакуниной. Вместе с родителями она часто навещала брата, с ним и его друзьями танцевала на лицейских балах.
Танец «Пушкин на балу»
Инсценировка.
Барышня: Как весело у вас! Все господа танцуют, а я люблю стихи.
Александр Пушкин: Вы пишете?
Барышня: Нет, что Вы... Я больше слушать их люблю. А Вы?
Александр Пушкин: Во мгле дубравных сводов
Близь вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
Ведущий 1. 1820 год. Новая страница в жизни Александра Сергеевича, южная ссылка.
Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял,
Здесь реял плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в сизом голубином оперенье
И ночь, и море
Стлались перед ним,
Тайком, тайком приходит вдохновенье,
Проникнет в сердце —
И уйдет, как дым…
Тайком, тайком
Приходит вдохновенье,
Проникнет в сердце
И в глазах сверкнет…
Волна и ночь в размеренном движенье
Слагают ямб —
И этот ямб поет…
И с той поры, кто бродит берегами,
Средь низких лодок и пустых песков,
Тот слышит сердцем, взглядом и ушами
Раскат и россыпь пушкинских стихов…
И в каждую скалу
Проникло слово
И плещет слово
Меж плотин и дамб,
Волна бежит и убегает снова,
И в этом беге закипает ямб…
Э. Багрицкий «А. С. Пушкин»
Ведущий 1. 8 августа 1824 года. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.
Он спал как будто. Песню ветра,
Гремя заслонкой, вел камин.
Висели звезды рядом где-то,
Между оконных крестовин.
Он сразу понял: осень, вечер,
Деревня, ссылка. Он привстал
На локоть. Вслушался: далече
Запел бубенчик и пропал.
Опять пропал! Опять хоть в спячку!
Ни книг, ни писем, ни друзей…
Вдруг слово первое враскачку
Прошлось по комнате по всей.
И на ходу, качая воздух,
То легкой рысью, то в карьер,
Шатая стены, окна, звезды,
Обозначается размер.
В его походке знаменитой
Раздольем песенной тропы
Восходят кованым копытом
Четыре тяжкие стопы.
Четыре солнца всходят разом,
Четыре бубна в уши бьют,
Четыре девы ясноглазых
В четыре голоса поют.
И песня льется, замирая,
А в ней, чиста и глубока,
То удаль русская без края,
То злая русская тоска,
Паром, скрипящий у причала,
Полынь, репейник на полях
И потерявшая начало,
Вся в рытвинах и колеях,
Дорога. Полосы косые
На верстовых ее столбах
И на шлагбаумах. Россия!
Трактиры, галки на крестах,
И деревянные деревни,
И деревянные мосты.
Россия, Русь в уборе древнем,
Живой навеки красоты!
Душа изведала отрады
Народных песен, скорбных дум,
И глушь лесов, и гор громады,
И ширь долин, и моря шум.
Н. Браун «Пушкин»
Ведущий 2. Год 1828-й…Зимний бал у московского Танцмейстера Иогеля .
Ведущий 1. У Йогеля были самые веселые балы в Москве.
Ведущий 2. Это говорили матушки, глядя на своих юных дочерей и безусых сыновей, выделывающим только что выученные па. Особенностью тех балов было то, что не было там хозяина или хозяйки, а был только, как пух, «летающий по правилам искусства, расшаркивающийся добродушный Иогель. Было то, что на эти балы приезжали те, кто хотел танцевать и веселиться.
Едва ли стало бы известно, —
Лишь с этим именем в связи, —
О юной, взбалмошной, прелестной
И легкомысленной Зизи.
И Керн, красавица с надломом,
Загадка, грустная звезда,
Была бы звуком незнакомым,
Черкнувшим воздух без следа.
Все пело под его рукою —
Набросок, шутка, мадригал.
Слегка касался он строкою
И на бессмертье обрекал.
А сколько б мы беднее были
Без них, властительных на час.
Без них, что так его любили
И так прощали, разлучась,
В лесной глуши и в блеске света,
Куда б ни забредал поэт,
Бросавших щедро на поэта
Высокий женственности свет…
И. Киселев
Танец «Вальс».
Ведущий 1. Там Александр Сергеевич встретил юную красавицу Наташу Гончарову. Пушкин был покорён ею. «Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение»,- вспомнил поэт позднее.
Так и торчали наружу крыл
Поверх потертого фрака…
Крылья похожи были на два
Светло-небесных флага.
«Что за нелепый такой маскарад?
Он Гончаровой не пара…».
Царь камер-юнкеру Пушкину рад,
Только никак не Икару.
Фраки. Мундиры. Придворный салон.
Худо, потомок арапа,
Если на вальсе французский барон
Левым крылом оцарапан.
Белые крылья – нелепый наряд.
И, не скрывая усмешки,
Все наступить на крыла норовят
Петродворцовые пешки.
Фрейлины. Свечи. Цокот копыт.
Санкт-Петербург веселится…
А под декабрьской метелью летит
Пушкина вольная птица.
П. Вегин «Пушкин на балу»
Ведущий 1. В 1830 году осенью Пушкин поехал в село Болдино для приведения в порядок хозяйственных дел перед женитьбой…
Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик – он льет три дня...
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня – в конюшню, а сам – к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
"Вы зря разгневались, милый ангел, –
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок...
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог – был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой...
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина – тюрьма, тюрьма..."
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла...
О, злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была –
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!..
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, все помнящий аксакал.
Ведущий 2. 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны.
«Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая… вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже полтора столетия. Слишком много у нее было обвинителей и почти не было адвокатов. …Та же самая пуля, которая оборвала жизнь А. С. Пушкина, попала и в его жену – смертельный свинец людской клеветы».
Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснется ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова. Вдова другая.
Непогрешимая вдова —
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.
И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мертвой даже.
За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой ее любил,
Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота —
Естественней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил. Верил свято.
И перед смертью говорил:
«Она ни в чем не виновата».
Н. Доризо «Наталья Пушкина»
Ведущий 1 «Пушкин, как известно, дрался на дуэли за честь своей жены. Но эта дуэль продолжается. Вот уже полтора века каждой строкой своих писем Пушкин дерется за честь своей жены с теми, кто стремится во что бы то ни стало, по причинам, порою совершенно непонятным, осквернить ее образ. …Все, что мы говорим о Н. Н. Пушкиной, имеет прямое отношение к самому Пушкину. О ней надо говорить так, и только так, как будто он стоит рядом с нами».
Ведущий 2. «Пушкин – поэт. Но Пушкин больше, чем поэт. Хотя слово „поэт“ – великое слово, оно не может выразить все то, что для нас значит Пушкин.
Ведущий 1. Пушкин – литература и история. Пушкин – философия и искусство. Если Петр Первый был государственным преобразователем России, то Пушкин был ее преобразователем духовным .Ведущий 2. Пушкину никогда не удавалось исчерпать себя даже самым великим своим произведением… Истинный поэт после последней точки не падает замертво, а вновь стоит у начала своей работы. У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою».
Это имя – знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наша звезда!