Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами
Специфика деятельности концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами
Основные задачи.Концертмейстер – одна из главных профессий для пианистов. Невозможно представить обучение игре на многих музыкальных инструментах без поддержки фортепианной партии. Духовики, скрипачи, виолончелисты и т.д. не обходятся без концертмейстера. От музыканта – аккомпаниатора зависит насколько грамотно, точно будет исполнено произведение. Хотя роль концертмейстера зачастую принижается. Кажется, что игра «под солистом» и по нотам не требует большого мастерства. Так ли это на самом деле? И сокращается ли задача концертмейстера только успешным выступлением с учеником на сцене? В своей статье я рассматриваю специфику работы концертмейстера в классе инструменталистов (духовые инструменты, струнные). Какова же роль музыканта – аккомпаниатора в обучении детей музыкальному исполнительству? Исходя из своего собственного опыта, я выделяю следующие направления: 1. Помощь педагогу в развитии музыкальных способностей ученика, творческом овладении изучаемого произведения, поднятии культурного уровня воспитанника. Концертмейстер вместе с педагогом – инструменталистом находят наиболее верную трактовку сочинений, темп, динамику, наиболее полно раскрывающие художественный замысел произведений. Таким образом, аккомпаниатор наравне с педагогом помогает ученику грамотно «расшифровать» нотный текст, разучить свои партии. Своевременная подсказка, указание правильного пути при работе над пьесами способны разбудить в воспитаннике музыкальную отзывчивость, творческие способности и, порой, решить технические проблемы. Концертмейстер настраивает ученика на ансамблевую игру, т.е. вырабатывает особую чуткость, слуховое внимание по отношению к намерениям партнера. Как известно, духовые, струнные – все эти инструменты являются оркестровыми. Поэтому концертмейстер выполняет важную роль в формировании у ученика навыков, необходимых для дальнейшей игры в оркестрах, ансамблях, музыкальных коллективах. 2. Следующие направление в работе концертмейстера – подготовка ученика к выступлению и собственно исполнение программы на сцене. Известно выражение Дж. Мур: «Каждый хороший аккомпаниатор спасает жизнь певцу чаще, чем это можно представить». Данные слова можно с легкостью отнести не только к певцам, но и к солистам-инструменталистам. В классе ученик чувствует себя комфортно , так как рядом находится наставник – педагог. Но на сцене его роль сводится к минимуму. Выступающий остается один на один со зрителями. Психологический комфорт ученика приобретает при этом первостепенное значение. Так, уверенный квалифицированный концертмейстер должен обеспечить удобство для игры ученика. Хороший аккомпаниатор видит, охватывает произведение в целом, чутко реагирует на нюансы в исполнении солиста. Конечно, нередки потери нотного текста при выступлении со стороны маленьких учеников. Поэтому важно дать ребенку почувствовать опору при концертном исполнении и не растеряться при малейшей неудаче. В начале игры имеет большое значение выбор темпа со стороны концертмейстера, ведь случаются потери именно из-за чрезмерно быстрого движения, когда ученик не способен проиграть и охватить нотный текст. Реже из-за замедленной игры, когда теряется целостное восприятие произведения. Выход на сцену для многих детей очень волнителен и тревожен. Грамотный концертмейстер своей игрой может помочь подсказать динамические изменения, темповые отклонения для более полной и точной передачи образов исполняемого произведения.Как мы видим, роль концертмейстера весьма важна и многопланова при работе с учеником в классе и на концертном выступлении. Квалифицированный специалист помогает развить и реализовать творческие способности маленьких воспитанников. В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в опытном сопровождении. Так к примеру, низкий регистр домры не должен перекрываться фортепиано, а должен помочь показать всю красоту звучания инструмента солиста. Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании фортепиано, не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер должен знать правила оркестровки, а также уметь грамотно переложить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысла композитора. В этом случае педагог инструменталист (народник) должен помочь концертмейстеру сделать правильные «купюры», высказать свои пожелания, если оркестровая фактура сложная и неудобная. Самое главное в деятельности концертмейстера – вовремя уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика. При народном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация пианиста, так как подвижность домры, да и вообще струнных, деревянных и духовых инструментов превышает в некоторых случаях, подвижность пальцев концертмейстера. Именно поэтому, хороший концертмейстер должен, научиться профессионально, владеть роялем. Мобильность и быстрота и активность реакции для профессиональной деятельности концертмейстера очень важны. Также хороший концертмейстер должен быть музыкально одаренным человеком, видеть и слышать все произведение: форму, партитуру, услышать и разграничить фразировку солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения. Не редкими бывают случаи, когда ученик может остановиться, а также и пропустить некоторое количество тактов музыкальной ткани, концертмейстер всегда должен следить не только за своей партией, но и за партией солиста. Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести и концертмейстеры, умеющие правильно принять пожелания педагога имеют творчески слаженный и успешный коллектив.